sonyps4.ru

Понятие переменной. Переменная (программирование)

Понятие «Переменная», «Поле» и «Константа»

Понятие «Переменная»

Синтаксис объявления переменных в С# выглядит следующим образом:

<тип данных> <имя идентификатора>

Например:

Объявить можно переменную любого действительного типа . Важно подчеркнуть, что возможности переменной определяются её типом. Например, переменную типа bool нельзя использовать для хранения числовых значений с плавающей точкой. Кроме того, тип переменной нельзя изменять в течение срока её существования. В частности, переменную типа int нельзя преобразовать в переменную типа char .

Все переменные в С# должны быть объявлены до их применения. Это нужно для того, чтобы уведомить компилятор о типе данных, хранящихся в переменной, прежде чем он попытается правильно скомпилировать любой оператор, в котором используется переменная. Это позволяет также осуществлять строгий контроль типов в С#.

Инициализация переменной

Задать значение переменной можно, в частности, с помощью оператора присваивания . Кроме того, задать начальное значение переменной можно при её объявлении. Для этого после имени переменной указывается знак равенства «=» и присваиваемое значение. Если две или более переменные одного и того же типа объявляются списком, разделяемым запятыми, то этим переменным можно задать, например, начальное значение. Ниже приведена общая форма инициализации переменной:

int i = 10; // Задаём целочисленной переменной i значение 10

char symbol = "Z"; // Инициализируем переменную symbol буквенным значением Z

float f = 15.7F; // Переменная f инициализируется числовым значением 15.7

int x = 5, y = 10, z = 12; // Инициализируем несколько переменных одного типа

Инициализация переменных демонстрирует пример обеспечения безопасности С#. Коротко говоря, компилятор С# требует, чтобы любая переменная была инициализирована некоторым начальным значением, прежде чем можно было обратиться к ней в какой-то операции. В большинстве современных компиляторов нарушение этого правила определяется и выдается соответствующее предупреждение, но «всевидящий» компилятор С# трактует такие нарушения как ошибки. Это предохраняет от нечаянного получения значений «мусора» из памяти, оставшегося там от других программ.

В С# используются два метода для обеспечения инициализации переменных перед пользованием:

  • Переменные, являющиеся полями класса или структуры , если не инициализированы явно, по умолчанию обнуляются в момент создания.
  • Переменные, локальные по отношению к методу , должны быть явно инициализированы в коде до появления любого оператора, в котором используются их значения. В данном случае при объявлении переменной её инициализация не происходит автоматически, но компилятор проверит все возможные пути потока управления в методе и сообщит об ошибке, если обнаружит любую возможность использования значения этой локальной переменной до ее инициализации.

Например, в С# поступить следующим образом нельзя:

public static int Main()

Console.WriteLine(d); // Так нельзя!

// Необходимо инициализировать d перед использованием

Динамическая инициализация

В приведённых выше примерах в качестве инициализаторов переменных использовались только константы, но в С# допускается также динамическая инициализация переменных с помощью любого выражения, действительного на момент объявления переменной:

int i1 = 3, i2 = 4;

// Инициализируем динамически переменную result

double result = Math.Sqrt(i1*i1 + i2*i2);

В данном примере объявляются три локальные переменные i1 , i2 , result , первые две из которых инициализируются константами, а переменная result инициализируется динамически с использованием метода Math.Sqrt , возвращающего квадратный корень выражения. Следует особо подчеркнуть, что в выражении для инициализации можно использовать любой элемент, действительный на момент самой инициализации переменной, в том числе вызовы методов, другие переменные или литералы .

Неявно типизированные переменные

Как пояснялось выше, все переменные в С# должны быть объявлены. Как правило, при объявлении переменной сначала указывается тип, например int или bool , а затем имя переменной. Но начиная с версии С# 3.0, компилятору предоставляется возможность самому определить тип локальной переменной, исходя из значения, которым она инициализируется. Такая переменная называется неявно типизированной .

Неявно типизированная переменная объявляется с помощью ключевого слова var и должна быть непременно инициализирована. Для определения типа этой переменной компилятору служит тип ее инициализатора, т.е. значения, которым она инициализируется:

var i = 12; // Переменная i инициализируется целочисленным литералом

var d = 12.3; // Переменная d инициализируется литералом с плавающей точкой,

// имеющему тип double

var f = 0.34F; // Переменная f теперь имеет тип float

Единственное отличие неявно типизированной переменной от обычной, явно типизированной переменной, - в способе определения её типа. Как только этот тип будет определён, он закрепляется за переменной до конца ее существования.

Неявно типизированные переменные внедрены в С# не для того, чтобы заменить собой обычные объявления переменных. Напротив, неявно типизированные переменные предназначены для особых случаев, и самый примечательный из них имеет отношение к языку интегрированных запросов (LINQ ). Таким образом, большинство объявлений переменных должно и впредь оставаться явно типизированными, поскольку они облегчают чтение и понимание исходного текста программы.

Рассмотрим пример, где в консоль будем выводить типы неявно типизированных переменных:

using System.Collections.Generic;

using System.Linq;

using System.Text;

namespace LC_Console

static void Main(string args)

var name = "John A.";

var isProgrammer = true;

// Определяем тип переменных

Type nameType = name.GetType();

Type ageType = age.GetType();

Type isProgrammerType = isProgrammer.GetType();

// Выводим в консоль результаты

Console.WriteLine("Тип name: {0}", nameType);

Console.WriteLine("Тип age: {0}", ageType);

Console.WriteLine("Тип isProgrammer: {0}", isProgrammerType);

Console.WriteLine("Для продолжения нажмите любую клавишу. . . ");

Console.ReadKey();

/* Выведет:

* Тип name: System.String

* Тип age: System.Int32

* Тип isProgrammer: System.Boolean

* Для продолжения нажмите любую клавишу. . .

Понятие «Поле»

Поле имеет любой тип, непосредственно объявленный в классе или структуре. Поля являются членами содержащихся в них типов.

Класс или структура могут иметь поля экземпляра или статические поля , либо поля обоих типов. Поля экземпляра определяются экземпляром типа. Если имеется класс T и поле экземпляра F , можно создать два объекта типа T и изменить значение поля F в каждом объекте, не изменяя значение в другом объекте. В противоположность этому, статическое поле относится к самому классу, и является общим для всех экземпляров этого класса. Изменения, выполненные из экземпляра А , будут немедленно видны экземплярам В и С , если они обращаются к полю.

Как правило, используются поля только для переменных, имеющих модификаторы доступа : private или protected . Данные, которые класс представляют клиентскому коду, должны обеспечиваться методами , свойствами и индексаторами . Используя эти конструкции для косвенного доступа к внутренним полям, можно защититься от недопустимых входных значений. Закрытое поле, которое хранит данные, представленные открытым свойством, называется резервным хранилищем или резервным полем .

Поля обычно хранят данные, которые должны быть доступными нескольким методам класса и должны храниться дольше, чем время существования любого отдельного метода. Например, в классе, представляющем календарную дату, может быть три целочисленных поля: одно для месяца, одно для числа, одно для года. Переменные, не используемые вне области одного метода, должны быть объявлены как локальные переменные внутри самого тела метода.

Поля объявляются в блоке класса путём указания уровня доступа поля, за которым следует тип поля и имя поля . Пример:

public class CalendarEntry

// private поле

private DateTime date;

public string day;

// public свойство, безопасно предоставляет переменную даты

public DateTime Date

if (value.Year > 1900 && value.Year <= DateTime.Today.Year)

// public метод, также безопасно предоставляет переменную даты

// Вызов: birthday.SetDate("2012, 12, 21");

public void SetDate(string dateString)

// Устанавливаем некоторые разумные границы вероятной даты рождения

if (dt.Year > 1900 && dt.Year <= DateTime.Today.Year)

throw new ArgumentOutOfRangeException();

public TimeSpan GetTimeSpan(string dateString)

DateTime dt = Convert.ToDateTime(dateString);

if (dt != null && dt.Ticks < date.Ticks)

return date - dt;

throw new ArgumentOutOfRangeException();

Для доступа к члену объекта нужно добавить точку после имени объекта и указать имя поля: objectname.fieldname . Пример:

CalendarEntry birthday = new CalendarEntry();

birthday.day = "Пятница";

Полю можно назначить первоначальное значение, используя оператор присвоения при объявлении поля. Например, чтобы автоматически присвоить полю day значение «Понедельник», можно объявить поле day как указано в следующем примере:

public class CalendarDateWithInitialization

public string day = "Понедельник";

Поля инициализируются непосредственно перед вызовом конструктора для экземпляра объекта. Если конструктор присваивает полю значение, оно заменит значения, присвоенные при объявлении поля. Инициализатор поля не может ссылаться на другие поля экземпляров.

Поля могут быть отмечены модификаторами public , private , protected , internal или protected internal . Эти модификаторы доступа определяют порядок доступа к полю для пользователей класса.

static . При этом поле становится доступным для вызова в любое время, даже экземпляр класса отсутствует.

Также при необходимости поле может быть объявлено с модификатором readonly . Полю с этим модификатором (то есть полю, доступному только для чтения) значения могут быть присвоены только при инициализации или в конструкторе. Поле с модификаторами staticreadonly (статическое, доступное только для чтения) очень похоже на константу , за исключением того, что компилятор C# не имеет доступа к значению такого поля при компиляции: доступ возможен только во время выполнения.

Понятие «Константа»

Константы представляют собой неизменные значения, известные во время компиляции и неизменяемые на протяжении времени существования программы. Константы объявляются с модификатором const . Только встроенные типы C# (за исключением System.Object ) могут быть объявлены как const . Определяемые пользователем типы, включая классы, структуры и массивы, не могут быть const . Для создания класса, структуры или массива, которые инициализируются один раз во время выполнения (например, в конструкторе) и после этого не могут быть изменены, используется модификатор readonly .

Язык C# не поддерживает методы, свойства и события с ключевым словом const .

Тип перечисления позволяет определять именованные константы для целочисленных встроенных типов (например, int , uint , long и т. д.).

Константы нужно инициализировать сразу после объявления. Пример:

public const int months = 12;

В этом примере константа months всегда имеет значение 12, и её значение не может быть изменено даже самим классом. Когда компилятор встречает идентификатор константы в исходном коде C# (например, months ), он подставляет литеральное значение непосредственно в его создающий код IL (Intermediate Language ). Поскольку адрес переменной, связанный с константой во время выполнения, отсутствует, поля const не могут быть переданы по ссылке и отображены как значение в выражении.

При ссылке на значения констант, определенных в другом коде, например DLL , следует соблюдать осторожность. Если новое значение константы определяется в новой версии DLL, программа по-прежнему будет хранить старое литеральное значение вплоть до перекомпиляции в новую версию.

Несколько констант одного типа можно объявить одновременно, например:

const int months = 12, weeks = 52, days = 365;

Используемое для инициализации константы выражение может ссылаться на другую константу, если при этом не создается циклическая ссылка. Пример:

const int months = 12;

const int weeks = 52;

const int days = 365;

const double daysPerWeek = (double)days / (double)weeks;

const double daysPerMonth = (double)days / (double)months;

Константы могут быть отмечены модификаторами public , private , protected , internal или protected internal . Эти модификаторы доступа определяют порядок доступа к константе для пользователей класса.

Доступ к константам осуществляется так, как если бы они были статическими полями, поскольку значение константы одинаково для всех экземпляров типа. Для их объявления не нужно использовать ключевое слово static . В выражениях, которые не входят в класс, в котором определена константа, для доступа к ней необходимо использовать имя класса, точку и имя этой константы. Пример:

int birthstones = Calendar.months;

Дадим определения переменной и ее различных видов.

Переменная – это наблюдаемое свойство объекта, которое может принимать два и более значений .

Например, каждый человек имеет такое свойство, как пол. Это свойство может принимать два значения: мужской пол и женский пол. Можно так сказать, что переменная «пол» пробегает по двум значениям. Это не значит, что один и тот же человек может быть то мужчиной, то женщиной. Это означает, что каждый есть либо мужчина, либо женщина.

Свойство «национальность» может принимать два значения, например русский и другая национальность. А может иметь очень много значений: русский, татарин, калмык, бурят и т. д. Или всего четыре значения: русский, татарин, калмык и другая национальность. Все зависит от характера исследования.

Здесь опять же не идет речь о том, что один и тот же человек может менять свою национальность, он то русский, то татарин и т. д. Это означает, что каждый человек либо русский, либо татарин и т. д. То есть переменная «национальность» пробегает по множеству значений: русский, татарин, калмык и т. д.

В случае, когда имеем дело с интервальной шкалой, значений может быть в принципе бесконечно много. Например, ясно, что значений такой переменной, как рост человека в принципе бесконечно много: 152 см, 152,1 см, 152,15 см, 157,115 см и т. д. Чтобы ограничить число значений, вводятся интервалы: от 150 до 155 см, от 155 до 160 см … от 200 до 210 см. Каждый интервал приравнивается средней величине: 152,5 см, 157,5 см и т. д. В таком случае в диапазоне от 150 до 210 см переменная будет принимать всего 12 значений.

Социальный статус можно определять как высокий и как низкий (2 значения переменной), но можно определять как высокий, средний, низкий (3 значения переменной «социальный статус»). Можно еще больше дифференцировать: высший-высший, средний-высший, низший-высший, высший-средний, средний-средний, низший-средний, высший-низший, средний-низший, низший-низший. Тогда получается 9 значений.

Различаются качественные и количественные переменные. Значения первых нельзя сравнивать по принципу «больше-меньше» или «лучше-хуже». Сюда можно отнести пол (мужской, женский), национальность (русский, татарин, калмык и т. п.).

Значения вторых переменных можно сравнивать и измерять количественно по принципу «больше-меньше», например, возраст (старше-младше), годовой доход (больше-меньше), образование (выше-ниже).

Различаются зависимые и независимые переменные. Зависимые переменные меняют свое значение при изменении значений других переменных. Независимые переменные − это такие, изменение которых приводит к изменениям других переменных. Например, очевидно, что при изучении связи между переменными «пол» и «наличие водительских прав», первая переменная будет независимой, а вторая – зависимой переменной. Дело в том, что приобретение водительских прав или их утрата не приводит к смене пола. А вот пол влияет, если можно так выразиться, на наличие водительских прав: среди мужчин автолюбители встречаются чаще, чем среди женщин.



Когда строят графики, значения независимой переменной обычно располагают на горизонтальной оси, она называется абсциссой. А значения зависимой переменной на вертикальной оси, она называется ординатой.

Вообще говоря, характер гипотезы часто все же определяет, что считать зависимой, а что независимой переменной. Допустим, мы проводим исследование, чтобы проверить гипотезу: чем выше интеллект у людей, тем, как правило, у них более высокое образование. Тогда в качестве независимой переменной мы примем коэффициент интеллекта, а в качестве зависимой переменной – образование.

Далее мы отбираем группу человек среднего возраста с разными коэффициентами интеллекта, который определяем через количество специальных задач, решенных в определенное время. После этого выясним, какое у них образование. И убедимся, что, как правило, люди с более высоким коэффициентом интеллекта смогли получить и более высокое образование. Сведем данные в табл. 10.1. и на ее основе строим график (рис. 10.1).

Таблица 10.1

Рис. 10.1. График зависимости между коэффициентом интеллекта и законченным учебным заведением

Но мы можем провести исследование, чтобы проверить другую гипотезу: чем выше образование, тем выше интеллект. Теперь мы примем в качестве независимой переменной образование, а в качестве зависимой – интеллект. Зафиксируем средний коэффициент интеллекта у респондентов со средней школой, далее у респондентов с техникумом и респондентов с высшим образованием. И построим табл. 10.2. и график (рис. 10.2).

Таблица 10.2

Рис. 10.2. График зависимости между законченным учебным заведением и коэффициентом интеллекта

Можно говорить о промежуточных переменных, они опосредуют связь между независимыми и зависимыми переменными. Такой промежуточной переменной в каузальной модели с пятью переменными из темы 2 является «доход», который связывает между собой понятия «интеллект» и «сбережения».

Еще один тип переменной – антецедентная переменная. Она определяет изменение самой независимой переменной. На нашей модели с пятью переменными видно, что интеллект является независимой переменной по отношению к статусу, доходу и сбережениям. Однако спросим себя, что определяет уровень самого интеллекта? И особое исследование могло бы обнаружить, что он определяется атмосферой в семье, в которой воспитывались респонденты, и образованием родителей. Таким образом, атмосфера в семье и образование родителей окажутся антецедентными переменными.

Переменная есть некоторое свойство реального события, которое было измерено. Переменные, в отличие от теории, относятся к реальности.

Предположим, что, согласно теории, усиление тревожности приводит к росту мотивации субъектов к вступлению в члены какой-либо группы. Для того, чтобы оценить данное теоретическое предположение, необходимо найти взаимосвязь между тревогой и мотивацией к вступлению в члены какой-либо группы, с одной стороны, и реальными переменными, с другой.

Итак, можно измерить тревогу по шкале , тенденцию к вступлению в члены группы оценить с помощью расстояния , на котором субъекты исследования расположены один относительно другого. Эти два измерения являются переменными в эксперименте. Вычисление корреляции между двумя переменными позволит проверить гипотезу. Наличие или отсутствие корреляции между переменными считается проверкой теории, которая привела к эксперименту.

Типы переменных

1. Независимые переменные . Среди них выделяются экспериментальные и дифференциальные переменные.

Экспериментальные переменные – это те переменные, которые экспериментатор изменяет по своему желанию и наблюдает их влияние на зависимые переменные. Например, экспериментатор варьирует сложность задания или интенсивность стимула.

Дифференциальные переменные – это переменные, которые экспериментатор не может изменять по своему желанию, но может принять их как данность . Например, пол, возраст, уровень образования, психологические характеристики испытуемого, его интеллект.

2. Зависимые переменные . Ответ или реакции испытуемых, полученные в ходе эксперимента. В некоторых исследованиях мы не знаем, какие переменные являются зависимыми, а какие независимыми. Например, мы можем думать, что существует связь между насилием и телевидением. Однако трудно выяснить, является ли просмотр определенных телепрограмм причиной насилия или человек, который смотрит эти программы, уже был предрасположен к насилию. В данном случае идентификация независимой переменной является целью исследования.

3. Переменные помех (нарушения ). Это переменные, которые не контролируются в ходе эксперимента и которые могут оказывать влияние на зависимые переменные. Помехи ошибочно могут быть отнесены к экспериментальным переменным. Например, неприятный (надоедливый, навязчивый) шум в комнате, в которой субъекты проходят тест на интеллект.

4. Переменные вмешательства (случайные переменные). Это переменные, которые состоят из некоторых характеристик субъектов, которые могут влиять на результаты эксперимента. Например, усталость, низкая мотивация и т. д.

Классификация

Статическая и динамическая типизация переменных

Ограничение зоны видимости придумали как для возможности использовать одинаковые имена переменных (что разумно, когда в разных подпрограммах переменные выполняют похожую функцию), так и для защиты от ошибок, связанных с неправомерным использованием переменных (правда, для этого программист должен владеть и пользоваться соответствующей логикой при структуризации данных).

Простые и сложные переменные

По наличию внутренней структуры, переменные могут быть простыми или сложными (составными).

Простые переменные не имеют внутренней структуры, доступной для адресации. Последняя оговорка важна потому, что для компилятора или процессора переменная может быть сколь угодно сложной, но конкретная система (язык) программирования скрывает от программиста её внутреннюю структуру, позволяя адресоваться только «в целом».

Сложные переменные программист создаёт для хранения данных, имеющих внутреннюю структуру. Соответственно, есть возможность обратиться напрямую к любому элементу. Самыми характерными примерами сложных типов являются массив (все элементы однотипные) и запись (элементы могут иметь разный тип).

Следует подчеркнуть относительность такого деления: для разных программ одна и та же переменная может иметь разную структуру. Например, компилятор различает в переменной вещественного типа 4 поля: знаки мантиссы и порядка, плюс их значения, но для программиста, компилирующего свою программу, вещественная переменная - единая ячейка памяти, хранящая вещественное число.

Соглашения об именовании переменных

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Переменная (программирование)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Динамическая переменная. Динамическая переменная переменная в программе, место в оперативной памяти под которую выделяется во время выполнения программы. По сути, она является даже не… … Википедия

    - (англ. environment variable) текстовая переменная операционной системы, хранящая какую либо информацию например, данные о настройках системы. Содержание 1 Переменные среды UNIX 2 Переменные среды Windows … Википедия

    Переменная атрибут физической или абстрактной системы, который может изменять своё значение. Значение может меняться в зависимости от контекста, в котором рассматривается система, или в случае уточнения, о какой конкретно системе идёт речь … Википедия

    Термин переменная может означать: Переменная (программирование) поименованная, либо адресуемая иным способом область памяти, адрес которой можно использовать для осуществления доступа к данным. Переменная величина в математике символ,… … Википедия

    Раздел программирования, связанный с изучением и разработкой методов и средств для: а) адекватного описания в программах естественного параллелизма моделируемых в ЭВМ и управляемых ЭВМ систем и процессов, б) распараллеливания обработки информации … Математическая энциклопедия

    В программировании глобальной переменной называют переменную, областью видимости которой является вся программа (кроме затенённых (англ.) областей). Механизмы взаимодействия с глобальными переменными называют global state или global… … Википедия

    Динамическая переменная термин. Динамическая переменная (программирование) Динамическая переменная (физика) … Википедия

    В программировании локальной переменной называют переменную, объявленную внутри блока кода. Область видимости локальной переменной начинается в точке её объявления и заканчивается в конце этого блока. Эта статья содержит нез … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Параметр (значения). Параметр в программировании принятый функцией аргумент. Термин «аргумент» подразумевает, что конкретно и какой конкретной функции было передано, а параметр в каком качестве… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. SSI. SSI (Server Side Includes включения на стороне сервера) несложный язык для динамической «сборки» веб страниц на сервере из отдельных составных частей и выдачи клиенту полученного HTML… … Википедия

Цели урока:

  • введение понятия “переменной”;
  • добиться сознательного усвоения материала;
  • развитие логики мышления;
  • обретение навыков работы с переменными.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Организационная форма урока: мини-лекция.

Выдается необходимый минимум теоретического материала (числовые и символьные переменные, формат команды присваивания значения).

ХОД УРОКА

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. На доске написана тема.

Подготовка учащихся к усвоению нового материала:

На предыдущих уроках мы познакомились с понятием алгоритма и тремя способами его описания. Теперь мы знаем, что описывать алгоритмы можно на естественном языке, на языке схем и на алгоритмическом языке. Но алгоритм, описанный на алгоритмическом языке – это уже программа. А чтобы грамотно писать программы нужно познакомиться с таким понятием как переменная.

Изучение нового материала:

Алгоритмический язык имеет сходство с математическим тем, что в нем также используется понятие величины. Используются в основном, величины двух типов – числовые и символьные, хотя не исключены и другие типы. Числовые величины – это числа: натуральные, целые, вещественные; символьные – буквы, цифры, слова, предложения. В информатике также используется понятие “переменная”. Запишем определение переменной.

Переменная – это объект, которому дано имя и который может принимать различные значения.

Переменные удобно представить в виде “почтовых ящиков” (ячеек памяти компьютера), на которые навешены ярлыки с их именами.

Информация, хранимая в переменной, называется ее значением .

Именем переменной может быть любая буква латинского алфавита.

Переменные, предназначенные для записи числа, называются числовыми . Переменные, в которые можно записывать слова называются символьными .

При этом под словом понимается любой набор символов, которые можно ввести с клавиатуры. Слово, которое помещается в “ящик”, предназначенный для хранения символьной переменной, заключается в кавычки.

Наш “почтовый ящик” имеет некоторые необычные свойства. Когда в него помещается другое значение, начальное стирается и исчезает. Оно уже не может быть восстановлено. Задать значение переменной можно с помощью команды присваивания , которая обозначается знаком “=”.

Например:

Задание 1:

Выполнить следующие операции

  1. A=13 B=3
  2. A=A+B
  3. X=A+B
  4. Y=A*B
  5. Печать X, Y
A B X Y
13 3
A+B 16
A+B 19
A*B 48
Печать 19 48

Домашнее задание:

  • проработать материал;
  • выполнить задачу 1.

Задача 2:

Два круга заданы своими радиусами. Составить алгоритм, осуществляющий проверку этих кругов на равенство. Алгоритм описать на языке схем.

На последующих занятиях после проверки теоретических знаний и разработанного дома алгоритма решения задачи 1, учащимся предлагается выполнить аналогичную задачу.

Задача 3:

Два прямоугольника заданы своими сторонами. Составьте алгоритм, осуществляющий проверку этих прямоугольников на равенство.

Процесс выполнения задачи отображается на доске одним из учащихся. Особых проблем во время работы не возникает. В обсуждении построения алгоритма участвует вся группа. Однако затруднения появляются при решении следующих задач, где требуется более глубокое понимание переменной.

Задача 4:

Записать два числа в переменные A и B. Поменять местами содержимое A и B:

а) с использованием вспомогательной переменной С;

б) без использования дополнительной переменной.

По итогам решения этих задач легко определить, насколько усвоен изученный материал. Далее необходимо обратить внимание учащихся на основное свойство переменных – переопределение через себя . Свойство записывается в тетради.



Загрузка...