sonyps4.ru

Основные положения вашингтонской конференции. Завершающий этап послевоенного урегулирования: Вашингтонская конференция

Брестский мир 3 марта 1918 года - мирный договор между Германией и Советским правительством о выходе России из Первой мировой войны . Данный мир просуществовало недолго, поскольку уже 5 октября 1918 года Германия его расторгла, а 13 ноября 1918 года Брестский мир был расторгнут Советской стороной. Случилось это через 2 дня после капитуляции Германии в мировой войне.

Возможность мира

Вопрос выхода России из первой мировой войны был крайне актуальным. Народ во многом поддержал идеи революции , поскольку революционеры обещали скорый выход страны из войны, которая длилась уже 3 года и крайне отрицательно воспринималось населением.

Один из первых декретов советской власти - декрет о мире. После этого декрета 7 ноября 1917 года обращается ко всем воюющим странам с призывом о скорейшем заключении мира. Ответила согласием только Германия. При этом нужно понимать, что идея заключения мира с капиталистическими странами шла в противовес с советской идеологии, которая базировалась на идее мировой революции. Поэтому единство среди советской власти не было. И Брестский мир 1918 года пришлось продавливать Ленину очень долго. В партии было три основные группы:

  • Бухарин. Он выдвигал идеи о том, что война должна продолжаться любой ценой. Это позиции классической мировой революции.
  • Ленин. Он говорил о том, что мир нужно подписывать на любых условиях. Это была позиция русского генералитета.
  • Троцкий. Он выдвинул гипотезу, которая сегодня часто формулируется, как «Ни войны! Ни мира!». Это была позиция неопределённости, когда Россия распускает армию, но из войны не выходит, мирный договор не подписывает. Это была идеальная ситуация для западных стран.

Заключение перемирия

20 ноября 1917 года в Брест-Литовске начались переговоры о предстоящем мире. Германия предлагала подписать соглашение на следующих условиях: отторжение от России территории Польши, Прибалтики и части островов Балтийского моря. Всего предполагалось, что Россия потеряет до 160 тысяч квадратных километров территории. Ленин был готов принять эти условия, поскольку у Советской власти не было армии, а генералы Российской империи единодушно говорили, что война проиграна и нужно как можно скорее заключать мир.

Переговоры вел Троцкий, как народный комиссар по иностранным делам. Обращает на себя внимание факт сохранившихся секретных телеграмм между Троцким и Лениным во время переговоров. Практически на любой серьезный военный вопрос Ленин давал ответ, что нужно посоветоваться со Сталиным. Причина здесь не в гениальности Иосифа Виссарионовича, а в том, что Сталин выступал посредником между царской армией и Лениным.

Троцкий во время переговоров всячески затягивал время. Он говорил о том, что в Германии вот-вот случится революция, поэтому нужно только ждать. Но даже если эта революция не случится, то у Германии нет сил для нового наступления. Поэтому он тянул время, ожидает поддержки партии.
В ходе переговоров было заключено перемирие между странами на период с 10 декабря 1917 года по 7 января 1918 года.

Зачем Троцкий тянул время?

С учетом того, что с первых дней ведения переговоров Ленин занял позицию однозначного подписания мирного договора, поддержка этой идеи со стороны Троицкого означало подписание Брестского мира и окончание эпопеи с Первой мировой войной для России. Но Лейба этого не делал, почему? Историки дают на этот 2 объяснения:

  1. Он ждал немецкой революции, которая должна была начаться очень скоро. Если это действительно так, то Лев Давыдович был крайне недальновидным человеком, ожидая революционных событий в стране, где власть монархии была достаточно сильной. Революция в конечном итоге случилось, но гораздо позже того времени, когда ожидали ее большевики.
  2. Он представлял позицию Англии, США и Франции. Дело в том, что с началом революции в России Троцкий приехал в страну именно из США с большой суммой денег. При этом Троцкий не был предпринимателям, у него не было наследства, но большие суммы денег, происхождение которых он никогда не уточнял, у него были. Западным странам было крайне выгодно, чтобы Россия как можно дольше оттягивала переговоры с Германией, чтобы последняя оставляла свои войска на восточном фронте. Это немного немало 130 дивизий, переброска которых на западный фронт могла затянуть войну.

Вторая гипотеза может попахивать на первый взгляд теории заговора, но она не лишена смысла. Вообще если рассматривать деятельность Лейбы Давыдовича в советской России, то практически все его шаги связаны с интересами Англии и США.

Кризис в переговорах

8 января 1918 года, как и было обусловлено перемирием, стороны вновь сели за стол переговоров. Но буквально тут же эти переговоры были отменены Троцким. Он сослался на то, что ему нужно срочно вернуться в Петроград для консультаций. Приехав в Россию, он поднял вопрос заключать ли Брестский мир в партии. В противовес ему выступал Ленин, который настаивал на скорейшем подписание мира, но Ленин проиграл 9 голосов против 7. Способствовали этому начавшиеся в Германии революционные движения.

27 января 1918 года германия сделала ход, которого мало кто ожидал. Она подписала мир с Украиной. Это была целенаправленная попытка стравить Россию и Украину. Но советское правительство продолжала гнуть свою линию. В этот день был подписан указ о демобилизации армии

Мы выходим из войны, но вынуждены отказаться от подписания мирного договора.

Троцкий

Разумеется, это вызвало ней шок у немецкой стороны, которая не могла понять как можно перестать воевать и не подписывать мира.

11 февраля в 17:00 во все штабы фронтов была послана телеграмма Крыленко, что война закончилась и нужно возвращаться домой. Войска начали отступать, оголяя линию фронта. Одновременно с этим немецкое командование довело до Вильгельма 2 слова Троцкого, и кайзер поддержал идею наступления.

17 февраля Ленин вновь предпринимает попытку убедить членов партии подписать мирный договор с Германией. Вновь его позиция оказывается в меньшинстве, поскольку противники идеи подписания мира убеждали всех, что если Германия не перешла в наступление за 1,5 месяца, то и дальше в наступление не перейдёт. Но они очень сильно ошибались.

Подписание соглашения

18 февраля 1918 года Германия начала масштабное наступление на всех участках фронта. Российская армия была уже частично демобилизована и немцы спокойно продвигались вперед. Возникла реальная угроза полного захвата Германией и Австро-Венгрией территории России. Единственное, на что сподобилась Красная армия, это 23 февраля дать небольшой бой и незначительно замедлить наступление противника. Причём бой это давали офицеры, которые переоделись в солдатской шинели. Но это был один очаг сопротивления, который ничего решить не мог.

Ленин, под угрозой отставки продавил в партии решение подписать мирный договор с Германией. В результате чего начались переговоры, которые закончились очень быстро. Брестский мир был подписан 3 марта 1918 года в 17:50.

14 марта 4-ый всероссийский съезд советов ратифицировал брестский мирный договор. В знак протеста левые эсеры вышли из состава правительства.

Условия Брестского мира были следующими:

  • Полное отторжение от России территории Польши и Литвы.
  • Частичное отторжение от России территории Латвии, Белоруссии и Закавказья.
  • Россия полностью выводила свои войска из Прибалтики и Финляндии. Напомню, что Финляндия до этого уже была потеряна.
  • Признавалась независимость Украины, которая переходила под протекторат Германии.
  • Россия уступала Турции восточную Анатолию, Карс и Ардаган.
  • Россия выплачивала Германии контрибуцию в 6 млрд марок, что равнялось 3 млрд золотых рублей.

По условиям брестского мира Россия теряла территорию площадью 789 000 квадратных километров (сравните с начальными условиями). На этой территории проживало 56 млн человек, что составляло 1/3 населения Российской империи. Такие большие потери стали возможны только из-за позиции Троцкого, который сначала тянул время, а потом нагло провоцировал противника.


Судьба брестского мира

Примечательно, что после подписания соглашения Ленин никогда не использовал слово «договор» или «мир», а заменял их слово «передышка». И это действительно было так, ведь мир просуществовал недолго. Уже 5 октября 1918 года Германия расторгла договор. Советское правительство его расторгла 13 ноября 1918 года через 2 дня после окончания первой мировой войны. Другими словами правительство дождалась поражение Германии, убедилось, что это поражение безвозвратно и спокойно отменила договор.

Почему Ленин так боялся использовать слово «брестский мир»? Ответить на этот вопрос достаточно просто. Ведь идея заключения мирного договора с капиталистическими странами шла в противовес теории социалистической революции. Поэтому признание заключения мира могло быть использовано противниками Ленина для его устранения. И здесь Владимир Ильич проявил достаточно высокую гибкость. Он заключил мир с Германией, но в партии использовал слово передышка. Именно из-за этого слова решение съезда о ратификации мирного договора не было опубликовано. Ведь публикация этих документов с использованием ленинской формулировки могло быть встречено отрицательно. Германия заключила мир, но никаких передышек она не заключала. Мир ставит точку войне, а передышка подразумевает ее продолжение. Поэтому Ленин поступил мудро, не публикуя решение 4 съезда о ратификации Брест-литовских соглашений.

Перемирие

Захват власти большевиками 25 октября (7 ноября) 1917 г. проходил, в т.ч., под лозунгом немедленного выхода России из войны. Поскольку именно этот лозунг привлек на сторону большевиков большую часть армии и населения, уже на следующий день - 26 октября (8 ноября) - по предложению большевиков проходивший в Петрограде II всероссийский съезд Советов принял Декрет о мире, в котором объявлялось, что новое правительство «предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом и демократическом мире» (Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 12).

8(21) ноября одновременно с радиограммой и.о. Верховного главнокомандующего генерала Н.Н. Духонина с распоряжением прекратить военные действия и начать мирные переговоры с противником, нарком иностранных дел Л.Д. Троцкий разослал ноту союзным державам с аналогичным предложением. Духонин отказался выполнять распоряжение СНК и был отстранен от должности. Сообщая об этой части действующий армии, председатель СНК В.И. Ленин в радиограмме также распорядился: «Пусть полки, стоящие на позициях, выбирают тотчас уполномоченных для формального вступления в переговоры о перемирии с неприятелем».

Руководство Германии только 14(27) ноября объявило о своем согласии на начать мирные 1 декабря; Ленин формально предупредил об этом правительства союзных держав и предложил прислать своих представителей, оговорив, что в противником случае РСФСР все равно начнет переговоры. Переговоры о перемирии проходили в Брест-Литовске с 20 ноября (3 декабря) 1917 г.; советскую делегацию возглавлял А.А. Иоффе. 2(15) на Восточном фронте было заключено сроком на 28 дней с автоматической пролонгацией (о прекращении одна из сторона обязалась предупредить за 7 дней). Перемирие начинало действовать с 14:00 4(17) декабря.

Переговоры в Брест-Литовске начались 9(22) декабря 1917 г. Советская делегация состояла из 5 уполномоченных - членов ВЦИК, из которых трое представляли большевистскую партию - Адольф Иоффе, Лев Каменев, Григорий Сокольников, двое (Анастасия Биценко и Сергей Мстиславский). Кроме того в составе делегации входили 5 членов (матрос, солдат, крестьянин, рабочий, прапорщик флота), никакой роли не игравшие, и 8 военных специалистов (один из них - генерал-майор Владимир Скалон - застрелился до начала переговоров, 29 ноября), до открытия конференции, во время частного совещания советской делегации застрелился представитель Ставки в группе военных консультантов); секретарем делегации являлся большевик Лев Карахан.

Немецкую делегацию на переговорах возглавлял статс-секретарь по иностранным делам Рихард фон Кюльман, австро-венгерскую - министр иностранных дел и Императорского Двора граф Оттокар Черин фон унд цу Худениц, болгарскую - министр юстиции Христо Попов, турецкую - великий визирь Талаат-паша.

Советская делегация, изначально делавшая ставку на затягивание переговоров, выдвинула заведомо неприемлемую для Центральных держав программу, предусматривавшую, в т.ч., отказ от аннексий и контрибуций, освобождение оккупированных территорий и т.д. В ответ фон Кюльман 12(25) декабря заявил, что Центральные державы согласны на эти условия, но при условии, что советская делегация гарантирует, что их выполнят и страны Антанты. Советская делегация затребовала 10-дневный перерыв, якобы для того, чтобы провести переговоры со странами Антанты. Затем, сославшись на выдвинутый советской делегацией принцип о праве наций «свободно решить вопрос о принадлежности к какому-либо государству или о своей государственной самостоятельности», немецкая и австро-венгерская делегации заявили, о том, что народа Польши, Литвы, Курляндии и части Эстляндии и Лифляндии уже заявили о «стремлении к полной государственной самостоятельности» (что было скрытой формой аннексии этих земель) и предложили советскому правительству вывести отсюда свои войска. 15(28) декабря советская делегация отбыла в Петроград; в исполнение взятых обязательств НКИД формально обратился к правительствам стран Антанты с приглашением присоединиться к переговорам (ответа, как и ожидалось, не последовало).

СНК и ЦК РСДРП(б) подтвердили свою позицию: переговоры не прерывать, поскольку сил противостоять Центральным державам у РСФСР нет, а переговоры затягивать насколько это возможно, поскольку в Европе со дня на день ожидается революция. Выигранное время использовать, с одной стороны, для развертывания антивоенной агитации и разложения войск противника, а с другой, для формирования воинских частей.

20 декабря 1917 г. (2 января 1918 г.) СНК выдвинуло предложение о переносе переговоров в нейтральный Стокгольм (Швеция), что было расценено Центральными державами как попытка затягивая переговоров и отклонено. В эти дни, во время отсутствия в Брест-Литовске советских представителей, сюда прибыла делегация Центральной рады Украины. Не приняв окончательного решения о признании Центральной рады законными представителем украинского народа, немецкая делегация приняла решения начать переговоры с украинской делегацией (председатель - секретарь торговли и промышленности Генерального секретариата Украины Всеволод Гоубович), чтобы иметь возможность оказывать давление как на советскую, так и на австро-венгерскую стороны (поскольку Украина претендовала на ряд населенных украинцами областей, входивших в состав Австро-Венгрии).

Состав советской делегации перед новым раундом переговоров был изменен: из него были исключены «представители народа»; значительно была расширена политическая часть - до 12 человек: нарком иностранных дел Лев Троцкий (председатель), Адольф Иоффе, Лев Карахан, заведующий отделом внешних сношений ВЦИК Карл Радек, председатель Моссовета Михаил Покровский, Анастасия Биценко, нарком имуществ и член ЦК Парстии левых эсеров Владимир Карелин, председатель Президиума ЦИК Советов Украины Ефим Медведев, председатель советского правительства Украины Василий Шахрай, председатель Социал-демократии Королевства Польского и Литвы Станислав Бобинский, комиссар по делам Литвы при СНК РСФСР Винцас Мицкявичюс-Капсукас, член ВЦИК Ваан Терян. Военная часть делегации была сокращена до 3 человек (контр-адмирал Василий Альтфатер, генерал-майор Александр Самойло, капитан Владимир Липский).

Параллельно с переговорами советская делегация (ответственный Карл Радек) стала предпринимать шаги по развертывании антивоенной пропаганды (на нее СНК выделил 2 млн рублей), стала на немецком выходить газета «Факел» (Die Fackel).

Переговоры возобновились 27 декабря 1917 г. (9 января 1918 г.), причем фон Кюльман констатировал, что, поскольку советская сторона не обеспечила присоединения стран Антанты к заявлению о мире «без аннексий и контрибуций», то этого принципа стороны более не придерживаются. Следствием отсутствия ответа стран Антанты на предложение СНК о присоединении к переговорам стало также изменение статуса будущего мира: теперь он не мог рассматриваться как всеобщий, а являлся лишь сепаратным, со всеми вытекающими из этого последствиями. 28 декабря 1917 г. (10 января 1918 г.) Троцкий был вынужден признать, что его делегация не представляет Украину и, тем самым, самостоятельность украинской делегации; 30 декабря 1917 г. (12 января 1918 г.) Чернин от имени Центральных держав заявил, что они признают украинскую делегацию представителем Украины, после чего переговоры с Голубовичем были начаты уже официально.

Попытки советской делегации добиться от Германии и Австро-Венгрии обязательства не претендовать на какие-либо территории бывшей Российской империи, завершились 30 декабря 1917 г. (12 января 1918 г.) заявлением члена немецкой делегации и начальником штаба главнокомандующего на Востоке генерала-майора Макса Гоффмана, что германские войска на собираются уходить из Курляндии, Литвы, Риги и с островов Рижского залива. Наконец, 5(18) января Гоффман окончательно сформулировал (и представил Политической комиссии соответствующую карту) претензии Германии и Австро-Венгрии, которые распространялись на Польшу, Литву, Курляндию, часть Лифляндии и Эстляндии (в т.ч. Моонзундские острова и Рижский залив), при этом он заявил, что «относительно границы южнее Брест-Литовска мы ведем переговоры с представителями Украинской Рады». Чтобы выиграть время, советская делегация настояла на объявлении нового 10-дневного перерыва, для ознакомления правительства с новыми требованиями и проведения консультаций.

Обсуждение условий мира

В руководстве РСДРП(б) и Советской России существовали серьезные разногласия в отношении дальнейшей политики на переговорах. Если В.И. Ленин, опубликовавший 7(20) января «Тезисы о мире», категорически настаивал на скорейшем подписании мира, даже при условии принятия любых требований Центральных держав, то группа «левых коммунистов» (идейным лидером которых выстпил Николай Бухарин) выступила против этой позиции. Суть их позиции заключалась в том, никакие соглашения с империалистами невозможны, и необходимо начать «революционную войну», которая, в свою очередь, должна вызвать немедленную революцию в остальных воюющих странах. Лев Троцкий выдвинул «промежуточный» лозунг: «ни войны, ни мира»; он подразумевал, что советское правительство отказывается от заключения позорного мира с империалистами, однако объявляет о своем выходе из войны и демобилизации армии, перекладывая тем самым ответственность за дальнейшие шаги на Центральные державы; при этом он считал, что существует лишь «25 % за то, что германцы смогут наступать», а продолжение войны, напротив, спровоцирует начало революции в Германии.

На расширенном заседании ЦК 8(21) января А.И. Ленин поддержали 15 человек, Троцкого - 16, «левых коммунистов» - 32. Наиболее последовательно за заключения мира выступали, кроме Ленина, Иосиф Сталин, Сергеев (Артём) и Сокольников. Несколько позже Ленину, в качестве компромисса, удалось провести через ЦК решение о продолжении курса на затягивание переговоров. Затем, при отъезде Троцкого назад в Брест-Литовск, Ленин, как председатель СНК, поручил ему в случае, если Центральные державы предъявят ультиматум, подписать любые условия мира.

Когда 17(30) января переговоры в Брест-Литовске возобновились, стало известно, что Центральные державы вели активные переговоры с украинской делегацией. Поскольку к этому моменту практически вся Украина контролировалась большевиками, советская делегация объявила, что не призна́ет никаких договоренностей между Радой и Центральными державами. После этого тайм-аут был взят уже немецкой и австро-венгерской делегацией, главы которых 21 января (3 февраля) отбыли для консультаций по украинскому вопросу.

Решение было принято не в пользу Советской России и 27 января (9 февраля) в Брест-Литовске был подписали мир между Украиной (которую представлял делегация Центральной рады) и Центральными державами. По просьбе рады Германия и Австро-Венгрия направляли на территорию Украины свои войска, с Центральная рада брала на себя обязательство поставить в течении полугод 1 млн тонн хлеба, 50 тыс. тонн мяса, 400 млн штук яиц и т.д. В тот же день фон Кюльман заявил, что «нельзя бесконечно затягивать мирные переговоры» и что принятие Советской Россией немецких требований является «абсолютно необходимым условием для заключения мира». Одновременно, в официальном заявлении кайзера Вильгельма II большевистское правительство было обвинено в том, что «»напрямую обратилось к… войскам с открытым радиообращением, призывающим к восстанию и неповиновению своим высшим командирам». Кайзер объявил, что «Троцкий должен к завтрашнему вечеру… подписать мир с отдачей Прибалтики до линии Нарва - Плескау - Дюнабург включительно».

28 января (10 февраля) Троцкий, отклонив предложение фон Кюльмана обсудить ситуацию, объявил: «Мы выходим из войны. Мы извещаем об этом все народы и их правительства Мы отдаём приказ о полной демобилизации наших армий» - все без официального заключения мира. В ответ фон Кюльман поставил советскую делегацию в известность, что «если мирный договор не будет заключен, то, очевидно, и договор о перемирии теряет свое значение, и, по истечении предусмотренного в нем срока, война возобновляется». В 19:30 16 февраля Макс Гоффман, как представитель немецкого командования, сообщил генералу Самойло, что перемирие прекращается в 12:00 18 февраля. 17 февраля Ленин вновь призвал заседании ЦК РСДРП(б) немедленно возобновить переговоры, однако оказался в меньшинстве (5 против 6), хотя ему и удалось добиться согласия на заключение мира, если «революционного подъема в Германии и Австрии не наступит».

18 февраля немецкие войска начали наступление, практически не встречая организованного сопротивления, деморализованные остатки русской армии остановить противника не могли. В ночь на 19 февраля Ленин добился от ЦК принятия условий мира (7 голосов - за, 5 - против, 1 - воздержался), после чего в Берлин была отправлена радиотелеграмма, где сообщалось, что СНК «видит себя вынужденным подписать условия мира, предложенные в Брест-Литовске делегациями Четверного союза... заявляет, что ответ на поставленные Германским Правительством точные условия будет дан немедленно».

Ответ германского правительства был датирован 21 февраля, а получен (с курьером) в Петрограде утром 23 февраля. В это время немецкие и австро-венгерские войска продолжили наступление, заняв Минск (19 февраля), Полоцк (20 февраля), Речицу и Оршу (21 февраля), Псков (24 февраля), Борисов и Ревель (25 февраля), Гомель, Чернигов, Могилев (1 марта). На этот раз немецкое правительство выдвинуло более тяжелые условия мира: крое всех выставленных ранее условий, красным войскам предлагалось очистить еще занимаемые ими территории Лифляндии и Эстляндии, которые сразу же занимались немецкими «полицейскими силами». 4-й пункт предусматривал уход красных войск из Украины и Финляндии и заключение мира с Центральной радой. Россия также должна была уйти из Восточной Анатолии, отвести свой флот в порты и разоружить его, а также прекратить всякую революционную агитацию в Центральных державах.

В условиях неминуемого краха Советской России, Ленину на заседании ЦК 23 февраля удалось добиться принятие условий ультиматума (за проголосовало 7 человек, против - 4, воздержались -4), что, однако, вызвало кризис в ЦК и СНК, которые покинул ряд «левых коммунистов». В 4:30 24 февраля такое же решение было принято и ВЦИК (126 голосов - за, 85 - против, 26 - воздержалось). В 7:00 сообщение о принятии ультиматума передано в Берлин, где получено в 7:32.

Для подписания мира в Брест-Литовск был направлен новые составу советской делегации. После того, как несколько человек, в т.ч. Адольф Иоффе и Григорий Зиновьев, отказались от поста председателя, ее согласился возглавить Григорий Сокольников. Кроме Сокольникова в делегацию вошли еще 3 уполномоченных члена нарком внутренних дел Григорий Петровский, заместитель наркома иностранных дел Георгий Чичерин и Лев Карахан, а также 8 консультантов.

Формально считается, что переговоры возобновились 1 марта - в день, когда советская делегация прибыла в Брест-Литовск. Однако, советские представители отказались вступать в какие-либо переговоры, подчеркивая, что условия Центральных держав принимаются под давлением, и договор был подписан без каких-либо обсуждений.

Церемония подписания состоялась 3 марта в Белом дворце Брест-Литовской крепости ок. 17:00. Мирные договор состоял из 14 статей, ряда приложений, 2 протоколов и 4 дополнительных договоров (между Советской Россией и каждым из государств Четверного союза), и был составлен на пяти языках (немецком, венгерском, болгарском, османском и русском).

За прекращение войны Советской России пришлось заплатить крайне высокую цену. Брестский мир предусматривал:

- «Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут более находиться под ее верховной властью», причем «Россия отказывается от всякого вмешательства во внутренние дела этих областей. Германия и Австро-Венгрия намереваются определить будущую судьбу этих областей по снесении с их населением» (Ст. 3);

Россия обеспечивает «скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции», «округа Ардагана, Карса и Батума также незамедлительно очищаются от русских войск» (Ст. 4);

- «Россия незамедлительно произведет полную демобилизацию своей армии» (Ст. 5);

Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и вывести свой войск и Красную Гвардию с Украины, Эстляндии и Лифляндии, а также Финляндии и с Аландских островов (Ст. 6).

Таким образом, Советская Россия потеряла ок. 780 тыс. кв. км. с населением 56 млн человек, что составляло 1/3 населения Российской империи. Кроме того, по дополнительных договоренностям Россия обязалась выплатить 6 млрд марок репараций (в т.ч. 1,5 млрд марок золотом и кредитными обязательствами, 1 млрд - товарами), а также 500 млн золотых рублей убытков, понесенных Германией из-за революционных событий в России. Также, собственность подданных Центральных держав выводились из-под действия декретов о национализации, а те, кого они уже коснулись, восстанавливались в правах.

На срочно собранном специально для обсуждения этого вопроса VII съезде РСДРП(б) (6-8 марта 1918 г.) В.И. Ленину убедить делегатов в целесообразности действий СНК и поддержать заключение мира (30 голосов - за, 12 - против, 4 - воздержались). Брестский мир был ратифицирован 15 марта решением IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов (784 голосов - за, 261 - против, 115 - воздержались). 26 марта его также ратифицировал император Германский Вильгельмом II.

Аннулирование договора

Державы Антанты негативно отреагировали на подписание сепаратного Брестского мира и 15 марта было официально объявлено о его непризнании. Поэтому при подписании перемирия в Компьене 11 ноября 1918 г. в него странами-победительницами был включен 15-й пункт, гласивший: «отказ от Бухарестского и Брест-Литовского договоров и дополнительных договоров».

Договор 4 держав (США, Великобритании, Франции и Японии) 13 декабря 1921 - о совместной защите территориальных «прав» на Тихом океане. Цель: объединить силы против национально-освободительного движения народов Тихого океана и Д. Востока. Договор предусматривал также (под давлением американцев) ликвидацию англо-японского союза (1902), направленного в тот период против планов США. Против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (в первую очередь Канада), опасавшиеся усиления Японии за счёт Китая и др. стран Дальнего Востока.

Договор 5 держав - 6 февраля 1922 (США, Великобритании, Японии, Франции и Италии) об ограничении морских вооружений, изменивший их соотношение в пользу США. По нему Великобритания вынуждена отказаться от безусловного преобладания на море. Договор устанавливал определённую пропорцию предельного тоннажа линейного флота его участников: США - 5, Великобритания-5, Япония-3,

Франция-1,75, Италия - 1,75 . Общий тоннаж линкоров не должен был превышать: для США и Великобритании по 525 тыс. т, для Японии 315 тыс. т, для Италии и Франции по 175 тыс. т.

Тоннаж авианосцев: 135 тыс. т для США и Великобритании, 81 тыс. т для Японии и по 60 тыс. т для Италии и Франции . Однако общий тоннаж военно-морского флота держав не ограничивался, так что фактическое превосходство флота Великобритании сохранялось. Япония обеспечила себе стратегические преимущества, добившись обязательства американского и английского правительств не сооружать новых баз на островах Тихого океана к В. от 110-го меридиана восточной долготы (за исключением островов у побережья США, Канады, Аляски, зоны Панамского канала, Австралии, Новой Зеландии и Гавайских островов).

Договор 9 держав - 6 февраля 1922. (США, Великобритания, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия и Китай)

Договор предоставлял этим государствам «равные возможности» в Китае в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки Китая для получения привилегий, ущемляющих права и интересы других участников договора. Китай рассматривался как общий объект эксплуатации. Договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Договор соответствовал американской политике «открытых дверей», США рассчитывали вытеснить своих конкурентов из Китая.

Ранее, 4 февраля 1922 подписано Вашингтонское соглашение - китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун, а также о возвращении Китаю ж/д Циндао - Цзинань и территории Цзяочжоу. Кроме того, японское правительство не будет требовать от китайского выполнения пятой группы «Двадцати одного требования» Японии (о назначении японских советников при китайском правительстве и пр.). Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с Договором девяти держав 6 февраля 1922 был подписан Трактат о китайском таможенном тарифе, закреплявший таможенное неравноправие Китая.

Решения, достигнутые на конференции, завершили происходивший после 1-й мировой войны передел колониальных владений и сфер влияния империалистических государств на Тихом океане и Дальнем Востоке. Американский империализм добился ряда важных уступок со стороны Великобритании и Японии. Вместе с тем равновесие, которое образовалось в результате, было неустойчивым. Уже на конференции США заявили о недостаточности японских уступок в Китае; в свою очередь Япония сразу же после нее встала на путь пересмотра решений Вашингтона.

Заключенные в 1919-1920 гг. в Париже договоры так называемой Версальской системы закрепили сложившееся в результате мировой войны новое соотношение сил главным образом между европейскими империалистическими державами. Соединенные Штаты Америки, потерпев неудачу в дипломатической борьбе со своими империалистическими соперниками, не смогли тогда осуществить свои планы. Не были урегулированы и вопросы, касавшиеся района Дальнего Востока и Тихого океана. На Парижской конференции эти вопросы рассматривались лишь в связи с организацией антисоветской интервенции и переделом дальневосточных владений Германии.

В дальнейшем межимпериалистические противоречия на Дальнем Востоке и Тихом океане еще больше обострились. Соединенные Штаты повели активную борьбу за гегемонию в этом районе, и прежде всего за утверждение своей первенствующей роли в колониальном ограблении Китая. Поэтому американская дипломатия проявила в 1921 г. инициативу созыва конференции, призванной завершить создание послевоенной системы международных отношений в соответствии с соотношением сил, сложившимся к тому времени в капиталистическом мире.

Англо-американские противоречия

Противоречия между Соединенными Штатами Америки и Англией обострялись на почве борьбы за рынки сбыта, сферы приложения капиталов, источники получения сырья.

Англо-американское соперничество было весьма сильным в Китае. Американцы, добиваясь преобладающего положения на всей территории страны, требовали ликвидации сфер влияния, установленных другими империалистическими державами, в том числе и Англией. В частности, американский капитал стремился проникнуть в бассейн р. Янцзы и в Южный Китай, где господствовали англичане. Интересы Англии и Соединенных Штатов сталкивались также в странах Юго-Восточной Азии.

Наиболее острыми политическими проблемами англо-американских отношений были в это время вопросы о морских вооружениях и англо-японском союзе. В 1919 г. конгресс Соединенных Штатов подтвердил принятую еще в годы войны программу военно-морского строительства, согласно которой американский флот должен был к 1924 г. стать самым крупным в мире. Это означало прямой вызов английскому первенству на море. Соперничать в продолжительной гонке морских вооружений Англия из-за относительной слабости своей экономики уже не могла. К тому же осложнения во внутренней и внешней политике не позволяли ей обострять отношения с Соединенными Штатами.

С целью нажима на Англию Соединенные Штаты использовали ее финансовые затруднения. Требуя от английского правительства уплаты военных долгов, составлявших 850 млн. ф. ст., американцы подрывали позиции Англии на мировом кредитном рынке. Давление американских банков привело в 1921 г. к падению курса английского фунта стерлингов до 79% его золотого паритета. Английские финансовые круги настаивали перед правительством на принятии необходимых мер к восстановлению золотого паритета фунта, чего, однако, нельзя было добиться без урегулирования задолженности Соединенным Штатам.

Влиятельные политические деятели Англии стали склоняться в пользу компромисса с Соединенными Штатами по вопросу о морских вооружениях. В марте 1921 г. министр военно-морского флота Англии лорд Ли выступил с речью, в которой предложил путем соглашения установить паритет между английским и американским флотами. Через месяц Англия официально довела до сведения американского правительства, что она «готова отказаться от традиционной политики содержания флота, равного двум другим сильнейшим в мире флотам, и договориться с Соединенными Штатами Америки о равенстве флотов». При этом Англия предлагала гарантировать безопасность Соединенных Штатов в Атлантике, чтобы американцы имели возможность сосредоточить свой флот на Тихом океане.

Англии пришлось пойти навстречу американским требованиям и по вопросу об англо-японском союзе. Имевший в свое время антирусскую, затем антигерманскую и лишь отчасти антиамериканскую направленность, этот союз после мировой войны оказался нацеленным преимущественно против Соединенных Штатов. Как заявил в 1922 г. американский сенатор Лодж, «англо-японский союз представляет собой наиболее опасный элемент в наших взаимоотношениях с Дальним Востоком и на Тихом океане... Он вызывает растущую тревогу не только в Соединенных Штатах Америки, но и в Канаде... Он поддерживает в Японии военный дух и ее приготовления на суше и на море к новым конфликтам».

Дипломатия США настойчиво требовала ликвидации англо-японского союза. Для давления на Англию Соединенные Штаты использовали и ирландский вопрос. Когда американский конгресс в июне 1921 г. обсуждал предложение о признании Ирландской республики, государственный секретарь Юз дал понять английскому послу, что решение конгресса будет зависеть от характера взаимоотношений между Англией и Японией.

Англо-японский союз вызывал возражения также внутри Британской империи. Представители Канады и Южно-Африканского Союза на имперской конференции в июне 1921 г. заявили, что хорошие отношения с Соединенными Штатами являются основой имперской политики, а союз с Японией портит эти отношения. Выступая на конференции, канадский премьер Мейен предложил взамен англо-японского союза заключить договор четырех держав - Соединенных Штатов, Великобритании, Японии и Франции. Представители двух других доминионов - Австралии и Новой Зеландии - стояли за возобновление англо-японского союза, рассматривая его как гарантию против нападения Японии на их территории, но и они соглашались внести в условия договора некоторые изменения, которые удовлетворили бы американцев. В итоге имперская конференция постановила передать окончательное решение вопроса на обсуждение специальной конференции с участием Соединенных Штатов. Фактически это означало, что англо-японский союз не будет возобновлен.

В самой Англии были влиятельные противники возобновления союза с Японией. Укрепление позиций Японии в Китае в период мировой войны нанесло серьезный ущерб английским интересам. К 1918-1919 гг. японские капиталовложения в Китае достигли суммы, близкой к английским капиталовложениям. 20 июля 1921 г. «Китайская ассоциация» в Лондоне (организация английских промышленников, ведущих торговлю с Китаем) обратилась в английское министерство иностранных дел с письмом, в котором требовала заменить англо-японский договор соглашением четырех держав.

Японо-американские противоречия

Территориальные приобретения Японии в Китае и на островах Лихого океана, а также значительное усиление ее экономического и политического влияния вызывали все возрастающее беспокойство в американских правящих кругах. Еще в конце войны американцы пытались ослабить позиции Японии в Китае. С этой целью в июне 1918 г. они выдвинули проект создания международного банковского консорциума, который должен был получить монополию на все виды кредитования Китая. Переговоры по этому поводу затянулись на два года, и хотя Япония формально примкнула к консорциуму, он фактически не начал действовать. В обстановке революционного подъема в Китае пекинское правительство не решилось принять кабальные условия финансирования, предложенные консорциумом. Другой причиной неудачи американского плана явилось сопротивление японских правящих кругов, хорошо понимавших, что ключевые позиции в консорциуме будут принадлежать американцам.

После войны значение дальневосточных рынков для американской буржуазии еще больше увеличилось. Этому способствовало официальное открытие в 1920 г. Панамского канала, который намного сократил морской путь между важнейшими американскими портами и Дальним Востоком. Борьба за Дальний Восток, и в особенности за Китай, выдвинулась на первый план в американской внешней политике.

Агрессивные круги как в Соединенных Штатах, так и в Японии начали открыто говорить о возможности военного столкновения. В обеих странах развернулось лихорадочное военно-морское строительство. Основные силы американского флота были переведены из Атлантического в Тихий океан. «Америка и Япония накануне того, чтобы броситься друг на друга, потому что Япония отсиделась во время империалистической войны и забрала себе почти весь Китай...» (В. И. Ленин, Доклад на I Всероссийском съезде трудовых казаков 1 марта 1920 г., Соч., т. 30, стр. 368. )- отмечал В. И. Ленин в марте 1920 г.

В борьбе за Китай и Дальний Восток стратегическое положение Японии было выгоднее, чем положение Соединенных Штатов. Японские военно-морские базы на Тайване и Рюкю, опорные пункты на Сахалине, Курильских, Марианских, Каролинских и Маршалловых островах давали ей возможность маневрировать флотом и обеспечивать защиту метрополии от нападения. При огромных расстояниях на Тихом океане война для Соединенных Штатов была бы очень трудной. Конгресс только в 1921 г. ассигновал средства на подготовительные работы по оборудованию баз на Филиппинах и Гуаме.

Обострение японо-американских отношений проявилось и в вопросе о Советском Дальнем Востоке. Американские империалисты по-прежнему не хотели устанавливать нормальных отношений с Советской Россией. Правительство Гардинга не изменило антисоветского курса, начатого Вильсоном. Но попытки Японии установить свое полное господство над Дальневосточной Республикой, закрепиться на Советском Дальнем Востоке вызывали серьезное беспокойство в правящих кругах Соединенных Штатов. Поэтому американское правительство, несмотря на то что ему хотелось задушить руками японских оккупантов Советскую власть на Дальнем Востоке, стало противодействовать японской экспансии и искать путей для проникновения в экономику Дальневосточной Республики.

В мае 1921 г. правительство Дальневосточной Республики согласилось предоставить американской компании Синклера нефтяную концессию на Северном Сахалине, причем компания обязывалась построить на восточном берегу Сахалина два порта. Государственный департамент положительно отнесся к проектируемой концессии.

В свою очередь Япония усиливала нажим на Дальневосточную Республику. На происходившей с августа 1921 г. в Дайрене (Даляне) конференции делегация Дальневосточной Республики требовала немедленной эвакуации японских войск и безусловного участия представителя РСФСР в конференции, но японская сторона отклонила эти предложения, а в сентябре 1921 г. предъявила свои «17 требований», фактически направленные на превращение Дальневосточной Республики в японскую колонию. Японские империалисты добивались ликвидации всех русских укреплений по морскому побережью в районе Владивостока и на границе - с Кореей, отказа Дальневосточной Республики от содержания военного флота, предоставления японским подданным на территории Республики полной свободы торговли и занятия ремеслами на равных правах с местными гражданами, обязательства правительства Республики не допускать установления в ней «коммунистического режима», передачи Японии в аренду Северного Сахалина и пр.

Дальневосточная Республика категорически отвергла эти домогательства, но продолжала переговоры в Дайрене, чтобы не дать японцам повода обвинить ее в срыве конференции.

В конце октября 1921 г. белогвардейские банды, получив от японцев оружие, начали наступление против Народно-революционной армии Дальневосточной Республики. Это была безнадежная авантюра. Народно-революционная армия и дальневосточные партизаны имели достаточно сил для отпора белогвардейцам, а рост революционного движения в капиталистических странах, в том числе в самой Японии, углубление империалистических противоречий между Японией и Соединенными Штатами и подъем национально-освободительной борьбы китайского и других народов Азии исключали возможность большой антисоветской войны на Дальнем Востоке. Тем не менее Япония продолжала свою интервенционистскую политику на Дальнем Востоке, что оказывало серьезное влияние и на японо-американские отношения.

Таковы были главные причины, побудившие американскую дипломатию выступить с предложением о созыве международной конференции для рассмотрения проблем Тихого океана и Дальнего Востока.

Созыв Вашингтонской конференции

10 июля 1921 г. государственный секретарь Юз выступил с официальным предложением созвать международную конференцию в Вашингтоне. 11 августа были разосланы приглашения главным капиталистическим державам.

На конференцию не были приглашены ни Советская Россия, ни Дальневосточная Республика, несмотря на то что вопрос об отношении к Советской России, хотя он формально и не стоял в повестке дня конференции, должен был занять центральное место в ее работе. Влиятельная американская газета «Нью-Йорк геральд трибюн» 6 ноября 1921 г. писала: «Русский вопрос, несомненно, явится самым важным вопросом, который будет обсуждаться в Вашингтоне президентом Гардингом, Брианом и другими делегатами».

Советское правительство дважды, 19 июля и 2 ноября 1921 г., протестовало против того, что РСФСР - великая тихоокеанская держава - не допущена к участию в конференции, и категорически заявило, что решения такой конференции не будут иметь законной силы.

Вашингтонская конференция открылась 12 ноября 1921 г. в составе представителей Соединенных Штатов, Англии, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии, Китая. Английские доминионы и Индия имели самостоятельные представительства на конференции, поэтому считалось, что на ней присутствовали делегаты 14 держав.

Заседания конференции были объявлены публичными. Выступления делегатов печатались в газетах. Буржуазная пресса возвестила, что тайной дипломатии наступил конец. В действительности основные вопросы решались на закрытых совещаниях глав четырех делегаций - Соединенных Штатов, Англии, Японии и Франции. Мнения других делегаций очень мало принимались во внимание.

Официальная повестка дня конференции включала следующие пункты: 1) ограничение морских вооружений, а также правила пользования новыми орудиями войны; 2) тихоокеанский и дальневосточный вопросы (Китай, Сибирь и подмандатные острова). Вопрос об англо-японском союзе в повестке дня не значился, но было ясно, что решение его необходимо для достижения соглашения по другим проблемам.

Вопрос об англо-японском союзе. Договор четырех держав

Ведущая роль на конференции принадлежала Соединенным Штатам. Своей первоочередной задачей они считали ликвидацию англо-японского союза. Переговоры об этом велись в строгой тайне между главами американской, английской и японской делегаций - Юзом, Бальфуром и Като. Бальфур вначале настаивал на замене англо-японского союза трехсторонним англо-американо-японским соглашением, предусматривающим возможность для двух договаривающихся сторон входить друг с другом в военные оборонительные соглашения. Юз отверг эту попытку Англии сохранить в новом виде англо-японский союз и настоял на приглашении Франции к участию в соглашении. Серьезные англо-французские противоречия в борьбе за Ближний Восток, в германском и других вопросах, задолженность Франции Соединенным Штатам позволяли американской дипломатии считать, что привлечение Франции к проектируемому соглашению усилит позиции Соединенных Штатов в противовес Англии и Японии. 10 декабря неожиданно для большинства делегатов американский представитель Лодж огласил проект договора четырех держав - Соединенных Штатов, Англии, Франции и Японии - о взаимной гарантии неприкосновенности островных владений на Тихом океане. Французская делегация, от имени которой также представлялся этот проект, узнала о нем лишь незадолго до заседания. Претензии Италии на участие в договоре не получили удовлетворения.

После выступления Лоджа Бальфур произнес речь, в которой выразил радость по поводу американского предложения, указав, что оно воплощает его мечты о дружбе Англии, Соединенных Штатов, Японии и Франции. Бальфур старался скрыть тот факт, что, по существу, новый договор в приличной форме хоронил англо-японский союз. Японский делегат откровенно сказал английскому представителю: «Во всяком случае вы устроили союзу блестящие похороны».

13 декабря 1921 г. был подписан договор четырех держав. Он предусматривал, что в случае, если права участвующих сторон подвергнутся на Тихом океане опасности «в силу наступательных действий какой-нибудь державы», то стороны «войдут во взаимный, полный и откровенный обмен мнениями для того, чтобы достигнуть соглашения о наиболее действенных мерах, долженствующих быть принятыми». В договоре было зафиксировано, что после его ратификации англо-японский союз потеряет силу. Это был крупный успех американской дипломатии: Англии пришлось отказаться от англо-японского союза и согласиться участвовать в группировке, в которой главную роль должны были играть Соединенные Штаты.

Вместе с тем договор четырех держав был направлен своим острием против национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах, а также против Советской России.

Морские вооружения. Договор пяти держав

На первом же заседании Вашингтонской конференции Юз внес американские предложения по вопросу о морских вооружениях. Они устанавливали для крупнейших капиталистических держав общий принцип пропорционального соотношения тоннажа по важнейшим категориям военных кораблей и пропорциональных норм для ряда вспомогательных боевых сил. Выдвигая свою программу, американская дипломатия стремилась предстать перед мировым общественным мнением в качестве поборника разоружения. На самом деле Соединенные Штаты вовсе не намеревались разоружаться: как раз накануне конференции конгресс увеличил ассигнования на развитие военно-морского флота. Цель Соединенных Штатов состояла в том, чтобы при посредстве международного соглашения привести в соответствие со своими интересами соотношение военно-морских сил главных держав и в первую очередь ликвидировать преобладание английского линейного флота над американским. В частности, поскольку Англия уже начала строить новые линейные корабли крупного тоннажа, каких американцы еще не строили, они предложили запретить постройку линкоров водоизмещением свыше 35 тыс. т (максимальная пропускная способность Панамского канала).

Англии было трудно отвергнуть американские предложения. Она испытывала большие финансовые осложнения из-за гонки военно-морских вооружений и с трудом содержала даже имевшийся у нее к этому времени флот. Поэтому Бальфур поддержал Юза. Японский делегат Като также заявил о своем принципиальном согласии с американскими предложениями. Однако, когда конференция перешла к конкретному обсуждению американского проекта, обнаружились большие расхождения. Японцы настаивали на соотношении линейных флотов Соединенных Штатов, Англии и Японии в пропорции 10:10: 7 вместо предложенной Юзом пропорции 10:10:6. В ответ американцы заявили, что если Япония будет упорствовать, то они начнут строить по четыре корабля на каждый японский корабль. Тогда японцы изъявили согласие принять американскую пропорцию при условии, что американцы не будут строить военно-морских баз на Тихом океане. Американская делегация возражала и против этого японского требования, особенно в отношении Гавайских островов. В то же время Франция настаивала на своем праве построить 10 новых линкоров тоннажем в 35 тыс. т каждый, а Италия - на установлении для нее равноправия с Францией.

Американская делегация при поддержке английской поставила вопрос о сокращении сухопутных армий и авиации, хотя ни Соединенные Штаты, ни Англия отнюдь не имели в виду всеобщее сокращение вооружений. Своим предложением они преследовали особые цели: американцы хотели подорвать японские позиции в Китае, а англичане - французские позиции в Европе и на Ближнем Востоке. Маневр не удался. Франция категорически отказалась пойти на сокращение сухопутных военных сил. Глава французской делегации Бриан, играя на антисоветских настроениях участников конференции, говорил, что большая армия нужна Франции для спасения Польши и всей Западной Европы от большевизма. Он указывал и на то, что Германия в любой момент может восстановить свою многомиллионную армию. Против сокращения сухопутных армий высказались Япония, Бельгия и Италия. Не было единодушия и между самими инициаторами предложения. В результате острых разногласий вопрос об ограничении сухопутных вооружений остался нерешенным.

Не удалось также достичь соглашения относительно регламентации подводного флота и ограничения военно-воздушных сил. Однако англо-американское давление заставило Францию принять предложенный ей военно-морской тоннаж.

В итоге почти трехмесячной борьбы представители Соединенных Штатов, Британской империи, Японии, Франции и Италии подписали 6 февраля 1922 г. соглашение «Об ограничении морских вооружений»,так называемый договор пяти держав. Он установил соотношение тоннажа линейных судов и авианосцев для каждой из этих держав в пропорции 5:5:3: 1,75: 1,75. Соединенные Штаты добились запрещения постройки линкоров водоизмещением свыше 35 тыс. т. Договор был заключен на срок до 31 декабря 1936 г.

Договор пяти держав официально закрепил согласие Англии на принцип паритета английского и американского линейных флотов. Американская дипломатия предлагала ограничить и численность крейсеров, которых у Англии было значительно больше, чем у других держав. Но английские представители категорически отвергли это предложение, так как крейсерский флот имел важное значение для контроля над морскими коммуникациями, связывавшими Англию с ее колониальными владениями. Так Англия сохранила за собой некоторое превосходство в морских силах.

В виде компенсации Японии за ее согласие на установленную пропорцию линейных флотов договор пяти держав запрещал сооружать новые военно-морские базы на Тихом океане; запрещение не распространялось на прибрежные острова Соединенных Штатов, Канады, Австралии и Новой Зеландии, зону Панамского канала, Гавайские острова, а также на острова Британской империи к западу от 110° восточной долготы. Таким образом, Соединенным Штатам пришлось отказаться от права сооружать военные базы на Филиппинах, острове Гуам и Алеутских островах. Лишив Соединенные Штаты и Англию возможности создавать военно-морские базы на расстоянии ближе 5-6 тыс. км от японских островов, Япония обеспечила своему флоту, опирающемуся на обширную сеть хорошо оснащенных баз, господство в азиатских водах.

«Китайский вопрос». Договор девяти держав

Китай был представлен на Вашингтонской конференции делегатами пекинского правительства, глубоко чуждыми китайскому народу и не способными защищать его интересы. Представителей южнокитайского правительства, возглавляемого Сунь Ят-сеном, не допустили на конференцию.

Но даже пекинское правительство было вынуждено под давлением развивавшегося в Китае антиимпериалистического движения выдвинуть программу, отражавшую, хотя и не полностью, национальные интересы. Она состояла из 10 пунктов и в основном повторяла требования, сформулированные Китаем на Парижской мирной конференции. Китай призывал державы уважать и сохранять его территориальную целостность, политическую и административную независимость, а со своей стороны обещал не отчуждать и не сдавать в аренду иностранным государствам какую-либо часть своей территории. Соглашаясь с принципом «открытых дверей и равных возможностей», он настаивал на праве участвовать в договоре, который державы захотят заключить между собой по вопросам, касающимся Китая или Тихого океана. В «10 пунктах» содержался также ряд других важных требований: о ликвидации на китайской территории всех специальных прав и привилегий иностранных держав, о возвращении Японией Китаю бывших германских владений в Шаньдуне и об ее отказе от «21 требования», о предоставлении Китаю фискальной и таможенной независимости, уничтожении прав экстерриториальности иностранцев, ликвидации «сфер влияния» и «аренды» китайских территорий иностранными державами, о выводе иностранных войск.

Такая программа не устраивала империалистические державы, и прежде всего Соединенные Штаты. Американские империалисты поддержали лишь те пункты, которые можно было использовать против Японии. В частности, американская делегация высказалась за возвращение Шаньдуна Китаю. Представители Японии отказались обсуждать этот вопрос на конференции и добились решения о его рассмотрении в порядке двусторонних японо-китайских переговоров с участием американского и английского наблюдателей.

Чувствуя слабость своих позиций на конференции, японские империалисты прибегли к маневру. 25 декабря 1921 г. под давлением генерала Чжан Цзо-линя, захватившего власть в Северо-Восточном Китае и связанного с японцами, в Пекине произошла смена правительства. Новое правительство по требованию японцев предложило перенести переговоры по шаньдунскому вопросу из Вашингтона в Пекин.

Однако китайская делегация на Вашингтонской конференции отказалась подчиниться этим указаниям, а вскоре в Пекине произошел новый переворот и к власти пришло правительство, ориентирующееся на Соединенные Штаты и Англию.

4 февраля 1922 г. представители Японии и Китая подписали в Вашингтоне соглашение. Япония обязалась вывести свои войска из Шаньдуна. Угольные и железорудные копи, принадлежавшие до войны немцам, переходили в управление смешанной японо-китайской компании. Железная дорога Циндао - Цзинань возвращалась Китаю с условием возмещения Японии стоимости железнодорожного имущества. Япония впоследствии предоставила Китаю для этой цели заем, что дало ей возможность сохранить в значительной степени свое влияние в Шаньдунской провинции.

Пересмотр Версальского договора по вопросу о Шаньдуне явился дипломатическим поражением Японии и успехом американской внешней политики. Японии также пришлось формально отказаться от некоторых пунктов «21 требования», в том числе от исключительного права предоставлять Китаю займы на постройку железных дорог в Северо-Восточном Китае и Внутренней Монголии, от преимущественного права кредитовать Китай под обеспечение налогами и направлять своих советников и инструкторов.

6 февраля 1922 г. на конференции был подписан так называемый договор девяти держав - Соединенных Штатов, Англии, Франции, Японии, Бельгии, Италии, -Голландии, Португалии и Китая. Участники договора обязались уважать суверенитет, территориальную и административную неприкосновенность Китая, соблюдать принцип «открытых дверей», т. е. «равенства открывающихся в Китае возможностей для торговли и промышленности всех наций». Декларация о целостности и независимости Китая не содержала, однако, никаких гарантий претворения ее в жизнь.

Американское правительство считало заключение договора девяти держав одним из важнейших своих достижений. «Благодаря этому договору «открытые двери» в Китае стали наконец реальностью»,- писал Юз. Американские капиталисты полагали, что, обладая мощной промышленностью и используя принцип «открытых дверей», они легко смогут утвердить свое господство на китайском рынке.

Для Китая включение доктрины «открытых дверей» в договор девяти держав означало грубое нарушение его суверенитета. Китай рассматривался участниками Вашингтонской конференции как объект сделки. Договор девяти держав по существу имел целью создать единый фронт империалистических держав против китайского национально-освободительного движения и не внес изменений в полуколониальное положение страны. Он не уничтожил экстерриториальности иностранцев, не были полностью ликвидированы иностранные почтовые отделения и иностранные радиостанции, Китай не добился равноправия в таможенных вопросах, вывода иностранных войск и полиции. Державы отказались возвратить Китаю «арендованные» у него территории, заявив, что эти территории «имеют весьма важное стратегическое значение». Япония считала такой территорией Ляодунский полуостров, Англия - Сянган (Гонконг) и Цзюлун (Коулун).

Но договор девяти держав не ликвидировал межимпериалистических противоречий на Дальнем Востоке. По замыслу американских правящих кругов оттеснение Японии и утверждение доктрины «открытых дверей» должны были обеспечить превращение Китая в зависимую от Соединенных Штатов страну. Поддерживая пекинское правительство, американские империалисты рассчитывали при его посредстве получить специальные права и привилегии во всем Китае. Однако Япония еще не сложила оружия в своей борьбе за Китай. Она присоединилась к договору девяти держав, так как, находясь на Вашингтонской конференции фактически в полной изоляции, не имела другого выхода. Тем не менее, поскольку договор не предусматривал никаких мер воздействия на его нарушителей, японские империалисты считали, что они и в дальнейшем смогут проводить свою прежнюю политику в Китае.

«Русский вопрос»

Как и на Парижской конференции, «русский вопрос» занимал в работе Вашингтонской конференции важное место.

Отказ держав пригласить Советскую Россию и Дальневосточную Республику на Вашингтонскую конференцию был справедливо расценен в заявлении Советского правительства как позиция, «явно благожелательная российской контрреволюции», и как «новое проявление интервенционистской системы».

Об антисоветском характере конференции свидетельствовало в частности обсуждение ею вопроса о Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Американские правящие круги и в прошлом строили планы захвата этой железной дороги под флагом ее нейтрализации или установления над нею международного контроля. На Вашингтонской конференции они вновь выдвинули проект установления международного контроля над Китайско-Восточной железной дорогой. Конференция образовала комиссию технических экспертов, поручив ей разработать предложения о реорганизации правления дороги, с тем чтобы были «учтены и обеспечены интересы всех держателей акций». Американцы при этом добивались передачи всего руководства дорогой особому финансовому комитету, располагающему своей полицией или жандармерией.

Правительство РСФСР заявило резкий протест против обсуждения на Вашингтонской конференции вопроса о Китайско-Восточной железной дороге, касавшегося исключительно России и Китая. Твердая позиция Советского правительства воспрепятствовала принятию конференцией каких-либо решений по этому вопросу. Определенное значение имели и разногласия между участниками конференции. В итоге обсуждение свелось к принятию общей декларации о необходимости «лучшей охраны дороги», «тщательного подбора персонала», «экономного расходования средств» и т. п.

Большую роль в разоблачении империалистической политики держав - участниц конференции сыграла прибывшая в Вашингтон делегация Дальневосточной Республики. 22 декабря 1921 г. она вручила государственному секретарю Соединенных Штатов Юзу заявление, в котором содержался протест против отстранения Дальневосточной Республики от участия в Вашингтонской конференции, а также говорилось, что русский народ считает ответственным за проливаемую интервентами на Дальнем Востоке кровь мирного русского населения не только японское правительство, но и американские правящие круги. Делегация использовала американскую прессу для опубликования материалов, разоблачающих агрессивную политику империалистов на Дальнем Востоке. Среди таких материалов был и текст «17 требований», предъявленных Японией Дальневосточной Республике в Дайрене (Даляне). Этот документ привлек особенно большое внимание мировой общественности.

23 января 1922 г. на заседании дальневосточной комиссии конференции японский делегат Сидехара пытался отмежеваться от «17 требований». Он демагогически заявлял об уважении территориальной целостности России со стороны Японии, а также, что Япония обязуется эвакуировать Приморье и Сахалин, но не сказал, однако, ничего о сроке эвакуации. Делегация Дальневосточной Республики немедленно опубликовала в печати сообщение, что японские представители в одном только 1921 г. давали 11 раз такие обещания и не выполняли их.

Юз на словах выразил удовлетворение заявлением Сидехара о готовности Японии эвакуировать Приморье. Но Соединенные Штаты считали необходимым использовать Японию для борьбы против Советской власти. Поэтому конференция обошла молчанием вопрос о сроках вывода японских войск с Советского Дальнего Востока.

Итоги Вашингтонской конференции

Вашингтонская конференция фиксировала установившееся к этому времени новое соотношение сил на Тихом океане.

Решения конференции, дополнив и частично изменив Парижские договоры 1919-1920 гг., составили вместе с ними так называемую Версальско-Вашингтонскую систему.

Заключенные в Вашингтоне соглашения отвечали в первую очередь империалистическим интересам Соединенных Штатов Америки. Япония сделала ряд вынужденных уступок; важнейшей из них был отказ от Шаньдуна, хотя ей удалось сохранить сильные военно-морские базы в западной части Тихого океана и южной части Северо-Восточного Китая. Расторжение англо-японского союза также было поражением Японии.

Отступление Японии было вызвано не только американо-английским давлением. Огромное значение имели разгром белогвардейской контрреволюции и успешное развитие борьбы против японской интервенции на Советском Дальнем Востоке, а также развертывавшееся национально-освободительное движение китайского народа. Ослабление внешнеполитических позиций японского империализма вытекало кроме того из обострения внутренней обстановки в стране.

Наибольший урон Вашингтонская конференция нанесла Китаю. Договор девяти держав закреплял его положение как неравноправной, полуколониальной страны. После конференции империалистические державы усилили борьбу против освободительного движения китайского народа, стремясь сохранить и упрочить свое господство в Китае. Вашингтонский сговор империалистов был направлен и против Советского государства. Решения конференции должны были консолидировать единый антисоветский фронт, распространить на Дальний Восток «барьер из колючей проволоки», которым империалисты пытались окружить Советскую страну.

Планы руководителей Вашингтонской конференции потерпели, однако, полную неудачу. Окончательный провал империалистической интервенции и восстановление Советской власти на Дальнем Востоке, рост Советской России как тихоокеанской державы, бурное развитие национально-освободительного движения в Китае определили непрочность вашингтонских решений. Оказались недолговечными и те соглашения, посредством которых империалистические державы пытались закрепить сложившееся между ними соотношение сил. Не был устранен японо-американский антагонизм; росли англо-японские разногласия. В итоге оказалось, что Вашингтонская конференция лишь на время приглушила межимпериалистические противоречия на Дальнем Востоке, но не ликвидировала их.


Введение

Вашингтонская конференция 1921-1922 - международная конференция об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и бассейна Тихого океана. Проходила с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в конгресс-холле Constitution Hall, в Вашингтоне. В работе конференции приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия, а также пять британских доминионов, хотя основные вопросы решались тройкой сильнейших морских держав США - Британская Империя - Япония. Советская Россия не получила приглашения в Вашингтон, вследствие чего заявила о своём непризнании любых решений конференции.

Вашингтонская конференция была созвана по инициативе США, которые рассчитывали добиться благоприятного для себя решения вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил в Китае и в бассейне Тихого океана. Конференция также была направлена против национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран. Советское правительство, не получивший приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест против устранения ее от участия в вопросах конференции, а 8 декабря 1921 года направило протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге. В декабре 1921 года в Вашингтон прибыла делегация Дальневосточной республики, но она не была допущена на конференцию.

1. Основные договоры

Договор четырех держав от 13 декабря 1921 года между США, Великобританией, Францией и Японией, который стал известен как «Четверной тихоокеанский трактат» или «Дальневосточная Антанта». Договор имел целью объединить силы союзников против национально-освободительного движения народов бассейна Тихого океана и Дальнего Востока. Согласно этому договору подписанты обязались взаимно уважать права на острова и островные владения в Тихом океане. Договор предусматривал также (под давлением американской дипломатии) ликвидацию англо-японского союза 1902 года, направленного в тот период против планов США на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (в первую очередь Канада), которые опасались усиления Японии за счет Китая и других стран Дальнего Востока. Таким образом, соглашение юридически закрепляло статус-кво и временное равновесие четырёх держав в Тихоокеанском регионе.

Договор пяти держав , более известный как Вашингтонское морское соглашение 1922 года. Договор между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией об ограничении морских вооружений. Соглашение устанавливало соотношение тоннажа линейных судов и авианосцев в следующей пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 (США, Англия, Япония, Франция, Италия соответственно). Было также принято предложение США о запрещении постройки линкоров водоизмещение свыше 35 тыс. т. Соглашение было заключено на срок до 31 декабря 1936 года.

Договор девяти держав от 6 февраля 1922 года, подписанный всеми участниками конференции. Договор касался обеспечения гарантий территориальной целостности Китая, уважения его суверенитета, а также провозглашал принцип «открытых дверей и равных возможностей» по отношению к Китаю в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае с целью получения специальных прав и привилегий, которые могут нанести ущерб правам и интересам иных государств-участников договора. Китай рассматривался участниками договора как общий объект эксплуатации. Этот договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Еще раньше, 4 февраля 1922 года, Япония вынуждена была подписать так называемое Вашингтонское соглашение - китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун, а также о возвращении Китаю железной дороги Циндао - Цзинань и территории Цзяочжоу. Глава японской делегации дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы «двадцати одного требования» Японии о назначении японских советников при китайском правительстве и др. Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с Договором девяти держав 6 февраля 1922 года был подписан Трактат о китайском таможенном тарифе, где закреплялись таможенные неравноправия Китая.

1.1. Вашингтонская конференция в произведениях искусства

Ярослав Гашек дал пародийное изображение работы конференции в юмористическом рассказе "Конференция по разоружению".

Список литературы:

    «Теперь, когда на увеличение тоннажа военных флотов наложены ограничения, начинается новое соревнование, это будет соперничество за качество» (Ллойд Джордж) .

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Вашингтонская_конференция_(1921-1922)



Загрузка...