sonyps4.ru

Не являются принципами информационного права. Учебник: Информационное право

1. Режим защиты информации не устанавливается в отношении сведений, относящихся к …
государственной тайне
деятельности государственных деятелей
конфиденциальной информации
персональным данным

2. В регистрации средства массовой информации не может быть отказано…
когда заявление подано не соответствующим лицом
по мотивам нецелесообразности
даже если сведения в заявлении не соответствуют действительности
если регистрирующий орган уже зарегистрировал другое средство массовой информации с тем же названием и формой распространения

3. Засекречиванию подлежат сведения о …
состоянии демографии
состоянии преступности
фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина
силах и средствах гражданской обороны

4. Проверить электронно-цифровую подпись под документом может…
только эксперт, преобразуя электронный образец документа и открытый ключ отправителя
любое заинтересованное лицо, преобразуя электронный образец документа, открытый ключ отправителя и собственно значение электронно-цифровой подписи
только эксперт с помощью преобразований электронного образца документа, открытого ключа отправителя и собственно значения электронно-цифровой подписи
только отправитель электронного документа

5. Режим документированной информации – это …
выделенная информация по определенной цели
электронный документ с электронно-цифровой подписью
выделенная информация в любой знаковой форме
электронная информация, позволяющая ее идентифицировать

6. Согласие субъекта персональных данных на их обработку требуется, когда обработка персональных данных осуществляется …
для доставки почтовых отправлений
в целях профессиональной деятельности журналиста
в целях профессиональной деятельности оператора
для защиты жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получить его согласие невозможно

7. Режим общественного достояния устанавливается для …
любой общедоступной информации
сведений, которые являются уникальными, незаменимыми по своей природе
любой общественной организации
для государственных органов и муниципальных образований

8. Учредителями средства массовой информации могут выступать…
граждане, достигшие 18 лет и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории российской Федерации
только юридические лица
граждане, достигшие 16 лет и юридические лица
граждане другого государства, постоянно не проживающие в Российской Федерации, юридические лица и органы государственной власти
граждане, достигшие 18 лет, объединения граждан, организаций, органы государственной власти

9. Чтобы обеспечить доказательства при возникновении спора, редакция радио-, телепрограммы обязана сохранять в записи материалы собственных передач, вышедших в эфир (не менее … со дня выхода в эфир) и фиксировать передачи, вышедшие в эфир в регистрационном журнале, который хранится не менее … с даты последней записи.
1 месяца, 1 года
7 месяцев, полгода
1 года, 3 лет

10. С точки зрения информационного права информация – это …
сведения о законодательстве, правовых явлениях, правоприменительной деятельности
данные о развитии конкретной правовой науки и ее практическом применении
сведения независимо от формы их представления
форма выражения объективных знаний

11. Не являются объектами информационного правоотношения …
неправовая информация
обладатели информации
информационные системы
элементы информационной системы
информационные продукты
недокументированная информация

12. Общее управление информационной сферой не вправе осуществлять …
экспертные советы
министерство информационных технологий
федеральное агентство по науке и инновациям
федеральные службы

13.Открытость информации в архивных фондах обеспечивается…
различными режимами доступа к информации
переходом информации из одной категории доступа в другую
различными режимами доступа к информации и переходом информации из одной категории доступа в другую
правовым статусом архивного фонда

14. Под периодическим печатным изданием понимается альманах, бюллетень, имеющие…
постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в месяц
постоянное название и выходящие в свет не реже одного раза в месяц
постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год
постоянное название и текущий номер

15. Признак, не относящийся к коммерческой тайне
информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность
сведения, содержащие коммерческую тайну, устанавливаются учредительными документами
отсутствует свободный доступ к информации
обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности

16. Основные объекты обеспечения информационной безопасности России
помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров
информационные ресурсы, содержащие сведения, которые относятся к государственной тайне и конфиденциальной информации
информационные продукты
квалифицированные кадры в области информационных технологий

17. Предмет информационного права на современном этапе развития законодательства – это …
информационные отношения, возникающие в процессе производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации
совокупность результатов труда, воплощенных в информации, информационных ресурсов, информационных технологий, средств и технологий коммуникации информации по сетям связи
продукты, производные от информации и деятельность, связанная с ними
общественные отношения в информационной сфере

18. К служебной тайне не относится …
профессиональная тайна
тайна деятельности соответствующего органа
вред, причиненный здоровью работника в связи с производственной травмой

19. Вредоносные программы, выраженные в объективной форме и имеющие творческий характер, … охраноспособными.
являются
не являются

20. В правовой режим документированной информации входит …
государственная тайна
тайна частной жизни
банковская тайна
электронная цифровая подпись
персональные данные

21. Исключите неправильный постулат:
информация не связана с определенным конкретным носителем
информация не существует без материального носителя
содержание информации меняется одновременно со сменой материального носителя

22. Редакция обязана…
отвечать на письма граждан и пересылать письма тем органам, в чью компетенцию входит их рассмотрение
соблюдать авторские права на результаты интеллектуальной деятельности
в любом случае соблюдать в тайне источник информации с условием неразглашения его имени
соблюдать в тайне источник информации с условием неразглашения его имени за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом
распространить опровержение или предоставить гражданину право зачитать его самому, если затронуты честь, достоинство или деловая репутация гражданина

23. К государственной тайне не относятся сведения, защищаемые государством …, распространение которых может нанести ущерб государству.
в экономической области
в контрразведывательной деятельности
в оперативно-разыскной деятельности
о частной жизни политических деятелей

24. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут устанавливать режим коммерческой тайны в отношении сведений…
которые составляют финансово-экономическую информацию и позволяют избежать неоправданных расходов
безопасности пищевых продуктов
о показателях производственного травматизма, профессиональной заболеваемости
о системе оплаты и условиях труда

25. Ответственность за создание вредоносной программы наступает в…
любом случае
совокупности с ответственностью за ее использование
случаях, установленных законодательством

26. Обработка специальных категорий персональных данных в отношении религиозных или философских убеждений допускается в случае, когда обработка персональных данных…
осуществляется в медицинских целях для установления диагноза при условии, что ее осуществляет профессиональный медицинский работник
необходима в связи с осуществлением правосудия
необходима в соответствии с оперативно-розыскной деятельностью
необходима в связи с выездом за пределы Российской Федерации

27. Субъектами информационных отношений могут (может) быть …
муниципальные образования
Российская Федерация
трудовой коллектив
трансграничные информационно-телекоммуникационные сети

28. Не является признаком информационного общества …
массовое подключение персональных компьютеров к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям
мгновенная коммуникация членов общества друг с другом, вне зависимости от времени и от расстояния
приоритетное развитие сельского хозяйства и промышленности на основе нанотехнологий
общедоступность и постоянное обновление информационных данных

29. Признак, не относящийся к охраноспособной информации – это …:
охране подлежит только документированная информация
доступ к охраноспособной информации ограничен только законом
доступ к охраноспособной информации ограничен владельцем информационных ресурсов
защита охраноспособной информации устанавливается Законом

30. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут устанавливать режим коммерческой тайны в отношении сведений…
о размере и составе имущества некоммерческих организаций
об оплате труда работников некоммерческих организаций
об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации
об использовании новых технологий, позволяющих получить коммерческую выгоду

31. Не являются принципами информационного права …
принцип оборотоспособности
принцип распространяемости
принцип свободы слова
принцип равноправия языков
принцип преимущества применения нанотехнологий в промышленности
принцип имущественной ответственности

32. Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. не регулирует отношения, возникающие при…
обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд
хранении, комплектовании, учете и использовании архивных документов
включении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей
обработке персональных данных, отнесенных к государственной тайне
обработке персональных данных, отнесенных к служебной тайне

33. Основное средство антивирусной защиты
резервное копирование ценных данных
регулярное сканирование жестких дисков
подготовка квалифицированных кадров в сфере информационной безопасности

34. Дети до 6 лет не вправе…
с согласия законных представителей пользоваться телефонными услугами
с разрешения законных представителей выходить в Интернет
с согласия законных представителей совершать сделки с компьютерной техникой

35. Владелец информационных ресурсов не обязан …
бесплатно опубликовывать библиографическую информацию
хранить производственные документы
использовать информацию по своему усмотрению
включать библиографическую информацию в международные автоматизированные банки данных

Шпаргалка по информационному праву Якубенко Нина Олеговна

14. ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного право позволяет формировать это права как самостоятельную отрасль.

Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.

Выделяют следующие основные принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности. Статья 2 Конституции утверждает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности. То есть ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

7. Принцип ответственности.

8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя).

9. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее ове-ществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

10. Принцип информационного объекта (информационной вещи), или принцип двуединства информации и ее носителя, основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 1. Коммерческое право как отрасль права. Предмет, метод и принципы коммерческого права 1. Коммерческое право как отрасль права Коммерческое право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Коммерческое право

Из книги Наследственное право автора Гущина Ксения Олеговна

2. Принципы наследственного права Принципами наследственного права признаются основополагающие идеи, начала, закрепленные в действующем законодательстве, в соответствии с которыми осуществляется государственное регулирование общественных отношений в сфере

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Концепция государственной информационной политики 1998 г. призвана сыграть роль организующего и координирующего документа, представляющего основу для подготовки государственной программы по

Из книги Информация. Собственность. Интернет. Традиция и новеллы в современном праве автора Якушев Михаил Владимирович

9. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Информационное право обеспечивает взаимодействие и сотрудничество между государствами на уровне информации. К источникам международного права в области информации, информационных технологий относится Окинавская

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

11. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере (информационную деятельность).Внутри отрасли информационного права

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА Рассматривая вопросы о месте информационного права в системе права, необходимо отметить следующее.Информационное право активно использует основные положения теории государства и права,

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства,

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

23. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Основными субъектами правоотношений в этой области являются две группы лиц:1) потребители информации;2) производители информации.К потребителям относится широкий круг субъектов, испытывающих потребность в получении

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Из книги автора

§ 5. Принципы права Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере

Из книги автора

Принципы гражданского права Принципы гражданского права – основные начала, отражающие общественные отношения, регулируемые данной отраслью права (ст. 1 ГК РФ).Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Субъект гражданского правоотношения не может

Из книги автора

8. Принципы права Принципы права – это руководящие начала, в которых содержится сущность права.Виды принципов права:1) общие – в них определяются существенные черты права в целом;2) межотраслевые – они содержат общие составляющие нескольких родственных отраслей права

Из книги автора

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права – это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы

Из книги автора

§ 1.2. Принципы права Принципы права - это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они составляют в основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного право позволяет формировать это права как самостоятельную отрасль.

Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.

Выделяют следующие основные принципы.

  • 1. Принцип приоритетности прав личности. Статья 2 Конституции утверждает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.
  • 2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.
  • 3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.
  • 4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности. То есть ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.
  • 5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.
  • 6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.
  • 7. Принцип ответственности.
  • 8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя).
  • 9. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее овеществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.
  • 10. Принцип информационного объекта (информационной вещи), или принцип двуединства информации и ее носителя, основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем.
  • 15. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОРМА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации.

Классификация информационно-правовых норм следующая:

  • 1. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов - императивные и диспозитивные.
  • 2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений.

3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.

Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций.

  • 4. В зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений действуют две группы норм - диспозитивные и императивные.
  • 5. По сфере их применения (по масштабу действия):
    • * нормы федерального уровня и действия;
    • * нормы субъектов РФ;
    • * нормы органов местного самоуправления.
  • 6. По объему регулирования:
    • * общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности;
    • * межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;
    • * отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;
    • * на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.


ВВЕДЕНИЕ

Развитие информационных технологий, создание новых компьютерных сетей, расширение сферы информационной деятельности – эти и другие характерные черты процесса информатизации жизни человека и всего общества обусловили появление такой новой отрасли права, как информационное. Оно сложилось во многих странах современного мира, в том числе в последнее десятилетие и в России.

По сравнению с другими отраслями права, такими, как конституционное, административное, уголовное, гражданское, оно находится еще на самом начальном этапе своего развития, во многом еще только формируется, однако присущий ему динамизм, предопределяемый общественными потребностями, позволяет ему занять достойное место в системе сложившихся отраслей права.

Ввод новых информационных технологий, их активное использование, создание более совершенных систем информационного менеджмента, развитие всего комплекса производства информационного продукта и формирование рынка информационных услуг, включая информационный сервис, - эти и другие слагаемые процесса информатизации получают, тем самым, правовую базу, отвечающую все более высоким запросам времени.

Целью работы является рассмотрение основных принципов информационного права.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

    Изучить литературу по проблеме исследования.

    На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о понятии информационного права.

    Рассмотреть сущность и специфику принципов информационного права.

    Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения основной части и заключения. Названия основной части отображают ее содержание.

    Понятие информационного права

Об информационном праве юридическая наука заговорила сравнительно недавно, на рубеже 60–70 х годов XX столетия. Терминология еще не была отработана, и в литературе того времени можно встретить разные определения, относящиеся нередко к одному и тому же явлению. Иной раз вся проблематика информационного права сводилась к так называемому компьютерному праву либо к правовой кибернетике, задачи же правового регулирования оставлялись классическим отраслям права, в первую очередь административному праву.

Юридическая наука издавна подчеркивает необходимость основательной разработки данного вопроса как в традиционных, устоявшихся отраслях права, так и, особенно, в новых, само существование которых нередко нуждается в дополнительных обоснованиях и разъяснениях. Информационное право в этом отношении не является исключением. Более того, именно информационное право причисляется к разряду отраслей права, новизна которых вызывает немало сомнений и споров по поводу их самостоятельного существования.

Надо сказать, что понятие «информационное право» выступает, по меньшей мере, в трех ипостасях. За этим понятием может скрываться: 1) отрасль права, регулирующая определенную группу общественных отношений; 2) наука - область правоведения, концентрирующая свое внимание на изучении информационного права; 3) учебная дисциплина, связанная с преподаванием информационного права 1 .

Хотя эти три разновидности понятия «информационное право» взаимосвязаны, они, тем не менее, существуют раздельно друг от друга.

В этом триединстве информационное право как отрасль права выступает в качестве главного, отправного понятия. Исходя из него, можно установить, что такое информационное право как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.

Под информационным правом понимается, прежде всего, совокупность юридических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, учреждений, государственных и муниципальных органов) в информационной сфере. Однако, если информационное право как совокупность юридических норм регулирует общественные отношения в информационной сфере, то наука информационного права исследует эти информационные нормы, отношения, возникающие при их применении, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права.

Что касается информационного права как учебной дисциплины, то она также носит производный характер. В системе юридического образования данная дисциплина призвана обеспечивать процесс обучения студентов теоретическим основам информационного права как отрасли права. В преподавании активно используются данные науки информационного права.

Для информационного права, возможно в большей мере, чем для многих других отраслей права, - характерны большие «приграничные зоны». Нормы информационного права можно найти в законах «Об авторском праве и смежных правах», «Патентном законе Российской Федерации», «О связи» и т. д. При этом информационное право тесно соседствует с уголовным и административным правом, а также налоговым, бюджетным и финансовым правом 2 .

В принципе, информационное право входит в публичное право, но оно взаимодействует и с частноправовыми отраслями. В первую очередь, речь идет о гражданском праве, в котором регулируются многие информационные отношения, в том числе информационные услуги, содержатся понятия коммерческой и банковской тайны, признается электронная подпись.

Предмет регулирования является определяющим критерием отграничения одной отрасли права от другой. Но предмет не был и не становится единственным основанием обособления той или иной отрасли права. Юридическая наука давно уже отметила необходимость использования дополнительных критериев, среди которых, бесспорно, выделяется метод правового регулирования. Для информационного права характерно использование самых различных средств и приемов. Но если обратиться к соотношению императивных и диспозитивных подходов, то нельзя не отметить большое сходство информационного права с отраслями публичного права, в особенности с административным правом. В то же время в арсенале информационного права есть немало инструментов поощрительного и рекомендательного характера. В том, что касается имущественного оборота, построенного на принципах гражданского права, действуют положения о равенстве сторон.

При изучении информационного права применяются различные как традиционные, так и нетрадиционные для правовой науки методы. Существенное внимание уделяется методам, предназначенным для исследования информационных объектов как особых объектов информационных правоотношений.

При исследовании информационного права применяются главным образом методы правовой науки, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Формально догматический метод исследует «догму» информационного права. Обычно при исследованиях первым применяется именно этот метод, суть которого заключается в юридической обработке правового материала, догмы права. Этот метод включает такие процедуры, как описание и анализ информационно правовых норм и правоотношений, их толкование, классификацию и систематизацию явлений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов.

В результате классификации информационно правовых явлений, понятий и норм, других элементов системы информационного права по определенным основаниям исследователю предоставляется возможность удобного и соизмеримого их сопоставления, а следовательно, более полного представления о них. Посредством классификации и систематизации разрозненные знания и представления об исследуемом предмете приводятся в порядок. Применение формально догматического метода знания об информационном праве приводятся в систему, что позволяет получать определенную, четкую форму их представления, удобную для запоминания и последующего изучения 3 .

Метод сравнительного правового исследования основан на сопоставлении двух или более однотипных элементов информационного права (институтов, норм, понятий и т. п.) с элементами иных национальных правовых систем (американской, европейской и т. п.) с целью выявления их общих и отличительных характеристик. Сравнение как логический прием предполагает, что в исследуемых элементах обязательно имеются сходные составляющие. Такое сопоставительное изучение позволяет получить важный материал для заимствования, классификации и в конечном итоге совершенствования системы информационного права.

Сравнительно правовой метод представляет собой эффективное средство познания, раскрытия сущности информационно правовых явлений и положений других национальных информационных правовых систем, выявления их преимуществ и перенесения этих преимуществ в российскую информационно правовую систему.

Метод обращения к наукам, изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационно го права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории права, конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, уголовного права и других отраслей права. Для исследования информационного права удобно и достаточно эффективно применяются и естественные науки, например информатика и правовая информатика, правовая кибернетика, семиотика и семантика.

Метод социологического исследования может применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и предписаний информационного права в конкретных условиях. Средство исследования этого метода основывается на анкетировании и опросах субъектов конкретных правоотношений. Это один из наиболее эффективных методов оценки «качества» правовых норм, степени применимости конкретных норм, разработки рекомендаций и предложений по их совершенствованию.

Существенную роль в этом методе имеет личное наблюдение. Именно в процессе личного наблюдения собирается и накапливается фактический материал, который невозможно получить иным способом 4 .

Большое значение имеют приемы статистической обработки собранного материала, применение которых позволяет определять особенности и повторяемость явлений, событий, фактов в системе информационного права.

Сравнительно исторический метод основан на анализе истории формирования и развития информационного права, его понятийного аппарата, отдельных институтов.

Следует отметить, что этот метод пока неприменим для исследования системы информационного права в полном объеме, поскольку само это право только лишь формируется. Тем не менее данный метод может активно применяться для исследования отдельных частей и элементов информационного права.

Методы алгоритмизации и моделирования активно применяются для исследования системы информационного права, описания структур и элементов этой системы, для описания поведения субъектов информационных правоотношений. Данные методы применяются, например, при описании модели информационной сферы, для построения модели самостоятельного оборота информации, для процессов законотворческой деятельности и т. д.

Метод системного подхода может применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, его элементов и частей как универсальный комплексный метод, основанный на подробном исследовании всех возможных путей, способов и вариантов решения задачи, а также последствий от применения методов и способов решения задачи исследования 5 .

При исследовании объектов информационного права используются и иные методы естественных наук, в частности, методы информатики, правовой информатики и правовой кибернетики.

Процессы формирования информационного права как самостоятельной отрасли права предопределяются также социальным заказом (осознанной и признанной общественной потребностью в особом правовом регулировании той или иной группы общественных отношений).

2. Принципы информационного права

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного права позволяет формировать это право как самостоятельную отрасль 6 .

Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.

Основой формирования информационного права являются обще правовые и специальные принципы.

К общеправовым принципам формирования информационного права относятся 7:

1. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации. Отсюда также следует, что информационно правовое регулирование не должно противоречить Конституции и законодательству Российской Федерации.

2. Принцип федерализма предполагает, что правовое регулирование информационных правоотношений осуществляется Российской Федерацией совместно с ее субъектами.

3. Принцип ответственности применительно к информационно правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно правовых норм.

4. Принцип наказуемости означает, что субъекты информационных правоотношений должны действовать правомерно и не совершать деяний, запрещенных под страхом наказания.

5. Принцип гуманности в информационном праве означает, что к нарушителям информационно правовых норм применяются меры наказания, соответствующие современным представлениям о справедливости и гуманности.

6. Принцип гарантированности прав и свобод человека является основой становления гражданского общества и построения правового государства в России.

7. Принцип судебной защиты прав и интересов участников информационных правоотношений.

Исходя из предписаний основных информационных норм, формируются специальные принципы 8 .

1. Принцип приоритетности прав личности устанавливается ст. 2 Конституции, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления) закрепляет закономерность, основанную на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражается в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства имеет целью защиту личности, общества, государства от воздействия вредной информации. Закономерность выражается в том, что этот запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства. При этом запрет может налагаться только федеральным законом, основанным на осторожном и тонком балансе демократических свобод и ограничений, принципиально недопустимых в демократическом обществе.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, не ограниченной федеральным законом (право знать), или принцип гласности, заключается в том, что ни одна государственная структура не может вводить ограничения по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Ограничения могут вводиться только федеральным законом 9 .

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры или органа местного самоуправления собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.

На основе юридических особенностей и свойств информации формируются следующие принципы.

1. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основана юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя). Закономерность проявляется в том, что механизм юридического «отчуждения» информации от субъекта реализуется через отчуждение прав на использование информации (ее содержания) в соответствии с законом или договором. Суть такого отчуждения заключается в передаче производителем прав и обязанностей по использованию информации получившими ее субъектами (обладателем, потребителем информации), а также ответственности за неправомерное использование информации (ее содержания).

2. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее осуществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя, и, следователь но, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

3. Принцип распространяемости информации основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Закономерность заключается в том, что одна и та же информация (ее содержание) объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на использование информации (ее содержания) для разных категорий получателей (потребителей) таких экземпляров - разный 10 .

4. Принцип организационной формы основан на том, что информация при включении ее в оборот всегда определенным образом организуется на материальном носителе. Закономерность заключается в том, что находящаяся в обороте информация всегда существует не сама по себе, а в определенной форме (например, в форме документа).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:

    Под информационным правом понимается совокупность юридических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, учреждений, государственных и муниципальных органов) в информационной сфере.

    Принципы информационного права - исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере.

    Основой формирования информационного права являются обще правовые и специальные принципы. К общеправовым принципам формирования информационного права относятся: принцип законности; принцип федерализма; принцип ответственности применительно к информационно правовому регулированию; принцип наказуемости; принцип гуманности в информационном праве; принцип гарантированности прав и свобод человека является основой становления гражданского общества и построения правового государства в России; принцип судебной защиты прав и интересов участников информационных правоотношений.

    Исходя из предписаний основных информационных норм, формируются специальные принципы: принцип приоритетности прав личности; принцип свободного производства и распространения любой информации; принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства; принцип свободного доступа (открытости) информации, не ограниченной федеральным законом (право знать), или принцип гласности; принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.

    На основе юридических особенностей и свойств информации формируются следующие принципы: принцип «отчуждения» информации от ее создателя; принцип оборотоспособности информации; принцип распространяемости информации; принцип организационной формы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Акопов Г. Л. Информационное право. М.: Феникс, 2008.

    Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права. М., 2007.

    Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право./Под ред. академика РАН Б.Н. Топорнина. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2009.

    Городов О. А. Информационное право. М.: Проспект, 2009.

    Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики./Под редакцией И. Л. Бачило. М.: Юрайт, 2008.

    Ковалева Н.Н. Информационное право России. Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007.

    Копылов В. А. Информационное право. М.: Юристъ, 2009.

    Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.

    Рассолов М. М. Информационное право. М.: Юристъ, 2009.

    Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учеб. пособие / Под ред. М. М. Рассолова. М., 2008.

1 Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право./Под ред. академика РАН Б.Н. Топорнина. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2009. С. 22

2 Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учеб. пособие / Под ред. М. М. Рассолова. М., 2008. С. 123

3 Акопов Г. Л. Информационное право. М.: Феникс, 2008. С. 35

4 Копылов В. А. Информационное право. М.: Юристъ, 2009.

Информационного права ……стр.3 Принципы информационного права ……………….стр.5 Право на доступ к информации……………………стр... содержащейся в ее базах данных. Принципы информационного права . Правовое регулирование отношений, возникающих в...

  • Информационное общество и право (2)

    Реферат >> Коммуникации и связь

    Значительного массива информационного законодательства; - выделение собственных принципов . Информационное право как отрасль права имеет свой предмет...

  • Принципы наследственного права России

    Закон >> Государство и право

    ... принципы наследственного права 2.1. Принцип универсальности наследственного правопреемства 2.2. Принцип свободы завещания 3. Доктринальные принципы наследственного права 4. Принципы наследственного права ... включен в информационный банк согласно публикации...

  • Право Понятие признаки принципы функции права

    Контрольная работа >> Государство и право
  • Информационная служба и затраты энергии

    Реферат >> Биология

    ... – 9 месяцев). Сеть квалифицированных пользователей как принцип информационных обществ пускает глубинные корни в социальное... равнозначными. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Информационное общество диктует человеку нового времени свои правила . Оно ведет...

  • Тема 5. принципы и система информационного права

    Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного права позволяет формировать это право как самостоятельную отрасль.

    Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.

    Основой формирования информационного права являются общеправовые и специальные принципы.

    К общеправовым принципам формирования информационного права относятся:

    1. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации. Отсюда также следует, что информационно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции и законодательству Российской Федерации.

    2. Принцип федерализма предполагает, что правовое регулирование информационных правоотношений осуществляется Российской

    Федерацией совместно с ее субъектами.

    3. Принцип ответственности применительно к информационноправовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

    4. Принцип наказуемости означает, что субъекты информационных правоотношений должны действовать правомерно и не совершать деяний, запрещенных под страхом наказания.

    5. Принцип гуманности в информационном праве означает, что к

    нарушителям информационно-правовых норм применяются меры

    наказания, соответствующие современным представлениям о справедливости и гуманности.

    6. Принцип гарантированности прав и свобод человека является основой становления гражданского общества и построения правового государства в России.

    7. Принцип судебной защиты прав и интересов участников информационных правоотношений.

    Исходя из предписаний основных информационных норм, формируются специальные принципы.

    1. Принцип приоритетности прав личности устанавливается ст. 2

    Конституции, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

    2. Принцип свободного производства и распространения любой

    информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления) закрепляет закономерность, основанную на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражается в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

    3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства имеет целью защиту личности, общества, государства от воздействия вредной информации. Закономерность выражается в том, что этот запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства. При этом запрет может налагаться только федеральным законом, основанным на осторожном и тонком балансе демократических свобод и ограничений, принципиально недопустимых в демократическом обществе.

    4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, не ограниченной федеральным законом (право знать), или принцип гласности, заключается в том, что ни одна государственная структура не может вводить ограничения по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Ограничения могут вводиться только федеральным законом.

    5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры или органа местного самоуправления собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.

    На основе юридических особенностей и свойств информации формируются следующие принципы.

    6. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя). Закономерность проявляется в том, что механизм юридического «отчуждения» информации от субъекта реализуется через отчуждение прав на использование информации (ее содержания) в соответствии с законом или договором. Суть такого отчуждения заключается в передаче производителем прав и обязанностей по использованию информации получившими ее субъектами (обладателем, потребителем информации), а также ответственности за неправомерное использование информации (ее содержания).

    7. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее овеществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя, и, следовательно, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

    8. Принцип распространяемости информации основан на том, что

    одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Закономерность заключается в том, что одна и та же информация (ее содержание) объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на использование информации (ее содержания) для разных категорий получателей (потребителей) таких экземпляров - разный.

    9. Принцип организационной формы основан на том, что информация при включении ее в оборот всегда определенным образом организуется на материальном носителе. Закономерность заключается в том, что находящаяся в обороте информация всегда существует не сама по себе, а в определенной форме (например, в форме документа).

    Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере (информационную деятельность).

    Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются

    в подотрасли и правовые институты. Напомним, что институт – это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы (совокупности) правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли (подотрасли) права.

    Система информационного права существует объективно, ибо

    отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса «Информационное право».

    Структурно система информационного права подразделяется на

    две части - Общую и Особенную.

    В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования деятельности в информационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информационных отношений, дается характеристика источника информационного права, системообразующих начал информационного права: правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернета как виртуальной информационной сферы.

    Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы институтов: институты, содержащие нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного дела и архивного дела), и институты информации ограниченного доступа (институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных). Набор таких институтов не ограничен, не исключается их

    дополнение новыми институтами, например банковской тайны, служебной тайны и т. п.

    Итак, система информационного права выглядит следующим образом.

    Общая часть

    Введение. Информационные революции. Информационная сфера. Информационное общество.

    Предмет и метод информационного права. Принципы информационного права. Источники информационного права. Система информационного права.

    Информационные правоотношения. Информация как объект информационных правоотношений. Субъекты информационных правоотношений. Основные информационные права. Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений.

    Информационно-правовые конфликты. Юридический механизм

    профилактики информационных конфликтов.

    Государственная информационно-правовая политика. Концепция и Доктрина информационной безопасности России.

    Особенная часть

    Правовое регулирование информационных отношений интеллектуальной собственности.

    Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации.

    Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела.

    Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела и архивов.

    Правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны.

    Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны.

    Правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных.

    Правовое регулирование информационных отношений в Интернете.

    Рассматривая вопросы о месте информационного права в правовой системе, следует отметить следующее. Информационное право

    активно использует основные положения теории государства и права, «взаимодействует» с такими отраслями, как конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, судоустройство, международное публичное и частное право.

    Наиболее тесно информационное право взаимодействует с конституционным правом. Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основные права и свободы личности, в том числе и информационные права и свободы (права и свободы в информационной сфере), регламентирует создание информационного законодательства.

    Существенная связь прослеживается с гражданским правом, прежде всего при регулировании имущественных отношений и личных неимущественных отношений, возникающих по поводу информации и информационных объектов в информационной сфере.

    Информационное право также активно использует методы административного права, прежде всего в регулировании отношений, возникающих при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей в области: распространения массовой информации, формирования информационных ресурсов и обеспечения свободного доступа к информации широкому кругу потребителей. Кроме того, в области засекречивания информации и обеспечения системы доступа к ней.

    С другой стороны, информационно-правовые нормы «проникают» практически во все отрасли права при регулировании ими отношений, возникающих при создании, преобразовании и потреблении информации. Это объясняется тем фактом, что информация является неотъемлемой составной частью деятельности человека, а поэтому отношения по созданию, преобразованию и потреблению информации в любых отраслях и направлениях деятельности подпадают под закономерности правового регулирования информационного права.



    Загрузка...