sonyps4.ru

Мастер-класс Работа с информацией.doc - Мастер-класс «Приёмы работы с информацией в начальной школе. Формирование навыков поиска информации на занятиях по информатике в начальной школе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска

Эффективные

методы и приемы

работы

с информацией

(из опыта работы)

Джармокова Софият Мухамед-Аминовна,

учитель начальных классов

г. Усинск

2017 г.

Эффективные методы и приемы работы с информацией

Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,

которые надо решить”.

Роджер Левин

В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим, особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой и передачей информации. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что "в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно познавательных текстов, инструкций. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы"

В Примерной общеобразовательной программе (ООП) НОО выделен раздел "Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)". Этот раздел самостоятелен и равноправен со всеми другими разделами программы.

Особенно актуальна проблема формирования и развития информационной компетенции в начальной школе, поскольку отвечает основным задачам становления и развития личности ребенка. Умение школьника работать с информацией, рассматривается, как универсальное учебное действие , и представляется, как общеучебное умение .

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, с другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

На сегодняшний день в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задания самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задания. Часто приходится им «разжевывать», задавать наводящие вопросы. Дети затрудняются в постановке вопросов к прочитанному тексту, составлении задач по кратким схемам или таблицам. Отсюда вывод, что неумение работать с текстом на уроках в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения в дальнейшем.

Поэтому мы, как учителя, которые видим свое назначение в том, чтобы создать условия конкретному ребенку для свободного саморазвития, осознаем важность такой проблемы: «Как научить школьников самостоятельно работать с информацией».

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником, который сегодня является не только источником информации, но и средством организации образовательной деятельности учащихся. На страницах учебника изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока. При этом главная роль в работе с учебником в процессе обучения отводится формированию у школьников рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы, используя наряду с учебником дополнительные источники информации.

Важно отметить, что при выполнении любого задания и на любом уроке учащиеся должны ставить цель, принимать учебную задачу, отбирать, а затем «читать» полученную информацию. Если ребёнок не понял цели, не сумел прочесть задание, он его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками. Поэтому необходимо включать в урок задания, направленные на понимание, осознание цели: будь то таблицы, схемы или вопросы на понимание прочитанного.

Кроме того, важно отметить, что эффективная организация внеурочной деятельности также способствуют формированию информационной компетенции школьников. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, выходящую за рамки урока, в детские объединения по интересам, реализация программ внеурочной деятельности и др.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. При этом важную роль играет учитель, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, и не стоит ни учителю, ни учащемуся жалеть времени и сил на формирование этого умения.

Очевидно, что необходимо тщательно планировать работу на каждом уроке, использовать активные формы обучения. Кроме того, для формирования и развития информационной компетенции возможно использование методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых, прежде

всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с информацией составляет основу изучения и освоения любого предмета.

В начальной школе необходимо сформировать умения рациональной работы с информацией, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.

На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).

На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Классификация приемов работы с информацией:

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

    Комментированное чтение.

    Пересказ, рассказ по опоре.

    Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.

    Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации).

    Поиск ответов на поставленные вопросы.

    Выполнение заданий в рабочей тетради.

    Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).

    Составление вопросника к тексту.

    Составление плана текста.

    Составление таблиц.

    Анализ материалов СМИ.

    Составление кроссвордов.

    Составление карт (схем) по тексту.

    Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.

    Составление мультимедиапрезентаций.

    Разработка виртуальных экскурсий.

    Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.

    Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.

Приёмы работы с динамическими экранными материалами

Получение информации.

Комментирование.

Озвучивание.

Анализ (рецензирование).

Организация практических работ.

Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.

Приёмы работы со статистическими материалами

    Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.

    Построение графиков.

    Построение диаграмм.

    Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.

    Сбор статистических данных.

Приёмы работы с картографическими материалами

    Чтение карты.

    Картографическое (топографическое) лото.

    Наложение карт.

    Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.

    Путешествия по карте.

    Составление характеристик объектов, территорий по картам.

    Разработка маршрутов.

    Разработка тематических карт с новым содержанием.

    Составление пазлов.

    Работа с контурными картами.

Приёмы работы с тестами

    Контрольное тестирование.

    Работа с тестами, с целью

а) изучения нового…

б) повторения и закрепления …

    Развивающие тесты.

На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.

Остановимся на некоторых эффективных приемах работы с информацией.

Чтение с остановками – это прием, который также можно применять на любом предмете по любой теме. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.

Задача учителя:

1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы) ;

2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ) ; и

3) подготовить задания по каждому из фрагментов.

В конце урока предложить детям выполнить задания на обобщение материала по всей изучаемой теме.

Этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом . Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. Ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться каким-то одним звеном.

Проблемные вопросы могут стать основой для самостоятельной работы с учебником. Эту работу можно предложить в качестве опережающего домашнего задания, на этапе изучения нового материала или с целью закрепления полученных знаний.

Маркировка текста . Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Этот прием ещё называются «пенсил», в переводе с английского карандаш . То есть изучение материала с карандашом в руках.

Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:
+ - знал (а)
! - узнал (а)
? – вызывает сомнение и вопросы.
После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Прием маркировки текста делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания.

Причем, каждый учитель может придумать свою систему пометок, которая может варьировать. Например:

+ (то, что знаю);

* (новая информация);

? (об этом хочу узнать больше);

! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

Затем целесообразно заполнить таблицу.

«Инсерт» . При работе с текстом в данном приёме используются следующие шаги: чтение с пометками, заполнение таблицы «Инсерт», обсуждение граф таблицы и формулировка выводов.

Графы таблицы будут соответствовать значкам маркировки, и нужно добавить графу «хочу знать» (хз ). В каждую из трех граф вносятся краткие тезисные записи прочитанного. После их обдумывания заполняется четвертая графа.

+

!

?

хз

Для заполнения таблицы учащимся необходимо будет вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".
Важным следующим этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Обсуждение граф таблицы, выводы, цели на перспективу.

Прием «Сводная таблица»

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы "линий сравнения" не было слишком много, можно вывести на доску все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. Таким образом, можно избежать избыточности. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.
При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют их отличительные признаки и вносят данные в таблицу линий сравнения:

Сравните строение споровых растений

Плауновидные

Хвощевидные

Папоротниковидные

Корень

Стебель

Лист

Прием «Кластер». «Кластер» в переводе с английского – гроздь. Это графическая систематизация учебного материала – расположение текста в определенном порядке.

Этот прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.

Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др.

Прием кластеры предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц,
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними,
- осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.),
- умение презентовать свою графическую схему текста.

Графическое оформление темы и ее составляющих может быть представлено в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяем прямыми линиями тему с ее основными блоками и получаем графическое отображение прочитанного текста.

Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления.

Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..».

Этот прием можно использовать:

    Для работы в парах или группах;

    При дополнении ответов друг друга.

Прием Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

"Толстый и тонкий вопрос

Этот прием из технологии развития критического мышления, вопрос используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример. По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Использование на каждом уроке заданий, относящихся к разделу «Работа с информацией», обогащает учебный процесс, делая его наиболее эффективным. Для ученика обучение станет творческим, насыщенным поисковой и исследовательской деятельностью. Такие задания развивают у младших школьников познавательную и самостоятельную активность, что ведет к формированию информационной компетенции. А умение работать с информацией – интегральная характеристика выпускника начальной школы.

Использованная литература:

    Савинов Е.С. - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Ковалева Г.С., Логинова О.Б. - Планируемые результаты начального общего образования, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Воронцова А.Б. – Проектные задачи в начальной школе, М.: «Просвещение», 2010 г.

Согласно стандартам 2-го поколения впервые в практику работы начальной школы вводится межпредметная программа “Чтение: работа с информацией”. Данная программа состоит из четырёх разделов: “Получение, поиск и фиксация информации”, “Понимание и преобразование информации”, “Применение и представление информации” и “Оценка достоверности получаемой информации”. Это значит, что чтение из цели обучения становится базовым навыком для дальнейшего образования.

Сегодня наша задача, как учителей, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать с информацией, как показателем общего развития личности. Работая с детьми, мы видим, что часто они воспринимают изображённое неточно и даже неверно. Многие ребята ещё не могут находить информацию в тексте, заданную в явном и неявном виде. Им сложно высказывать свою точку зрения о прочитанном, определять тему и главную мысль текста.

Поэтому, проблему получения, понимания и применения информации мы поставили на первое место. От уровня сформированности данных умений зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка.

Целью нашей работы является: изучение влияния использования приёмов и методов технологии развития критического мышления на формирование у младших школьников универсального учебного действия – работа с информацией при работе с художественным текстом.

Для реализации поставленной цели была изучена методическая литература и передовой опыт использования современных технологий обучения. Нам показался интересным опыт работы педагогов начальной школы Иркутской области. В результате проведённой работы мы пришли к выводу: “Технология развития критического мышления через чтение и письмо” (ТРКМЧП) обеспечивает:

  1. формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  2. стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

На основе вышесказанного, мы решили в традиционную систему обучения в комплект “Школа России” внедрить приёмы и методы технологии развития критического мышления. Что способствовало формированию умения работать с информацией, поддержанию интереса к обучению, а также учёту личностного опыта учащихся и стремлению к творчеству.

Авторы технологии – американские учёные и преподаватели Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. В России она появилась в 1997 году. Разные исследователи вкладывают в понятие “критическое мышление” разный смысл. Например, Д. Клустер в статье “Что такое критическое мышление?” предлагает такое определение : “Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю”. С точки зрения психологии , критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). Мы склонны к объяснению, данному И.О. Загашевым и С. И. Заир-Беком – “…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт”. Тем самым, через систему конкретных методических стратегий и приёмов, мы формируем следующие умения:

  • работать с увеличивающимся потоком информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • вырабатывать собственное мнение;
  • точно и полно выражать свои мысли;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других;
  • сотрудничать и работать в группе;
  • решать собственные и социально значимые проблемы.

В основе принятой нами технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

1. Начало урока – это стадия “вызова , во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова задают тон урока – поисковый, диалоговый, помогают заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Здесь важным для нас является правило: “Любое мнение учащихся ценно”.

Наиболее эффективен и продуктивен, на наш взгляд, на данной стадии приём “Кластер”. Понятие “кластер” переводится как “гроздь, пучок”. Суть приёма – представление информации в графическом оформлении. Вообще, кластер – универсальный приём. Он отлично подходит для любой ста– дии урока.

2. Главными задачами второй фазы – фазы осмысления – является активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Наша главная задача в процессе реализации стадии осмысления, состоит в поддержании активности учащихся и их интереса. И здесь нами используется метод активного чтения “Чтение с остановками”, приём “Дерево предсказаний”. Подробнее остановимся на приёме “Сводная таблица”.

Тема 1 Тема 2 Линии сравнения Тема 3 Тема 4

Основной смысл использования приёма заключается в том, что “линии сравнения” формулируют сами ученики. Для этого предлагаем вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно “линий”. Затем просим определить наиболее важные. “Важность” необходимо аргументировать.

3. Стадия рефлексии – это стадия размышления. Она необходима для анализа учащимися своего процесса учения. Ученик активно переосмысливает собственные представления с учётом вновь приобретённых знаний. На данной стадии крайне важен живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её. С этой целью, нами используется приём “Синквейн” – это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

  • 1 строка – Тема – 1 слово (имя существительное).
  • 2 строка – Описание темы – 2 слова (имя прилагательное).
  • 3 строка – Описание действия – 3 слова (глагол).
  • 4 строка – Отношение к теме – фраза из 4-х слов (предложение, цитата).
  • 5 строка – Суть темы – 1 слово (синоним).

Применяя данный приём, мы сделали вывод: не всегда требуется придерживаться такого чёткого соблюдения правил написания стихотворения. Иногда ученику достаточно использовать в третьей строке 2 слова. При обучении написанию синквейна для выражения чувства в четвёртой строке ребёнок может использовать 1–2 слова.

В ходе использования технологии нами ведется мониторинг влияния методов и приемов технологии развития критического мышления на формирование навыков работы с текстом. За основу были взяты следующие критерии: уровень восприятия художественного произведения, уровень сформированности навыка осознанного чтения; применение навыков критического мышления в жизни. В качестве диагностического инструментария были выбраны диагностики, предложенные учителями г. Усть-Илимска :

  • Диагностика уровня восприятия художественного текста;
  • Диагностика уровня сформированности навыка осознанного чтения;
  • Участие во внеклассной работе.

С целью выявления уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками использовалась диагностика, которая решала задачи выявления умения отвечать на поставленные вопросы и умения ставить вопросы к тексту произведения.

Учащимся предлагалось письменно ответить на вопросы, затрагивающие разные стороны читательского восприятия. Экспериментальной группой явились ребята 3 класса МОУ “Криволукская СОШ”, где используется технология критического мышления; контрольной группой – ученики МОУ “Старокавдыкская СОШ”, где такая технология в обучении не применяется.

Читательское восприятие предполагает оценку уровня ряда умений: умение оценивать героев произведения, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. Ответы учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения.

Результаты диагностики представлены в Диаграмме 1, они говорят:

  • о достаточно развитом у учащихся умении давать оценку героям произведения, высказывать суждения о персонажах;
  • способности учащихся определять последствия поступков персонажей произведения;
  • наиболее сложным для некоторых ребят является выделение и понимание главной мысли произведения.

Диаграмма 1.

Определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность учащихся самим задавать вопросы к тексту.

Поэтому, прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо установить, насколько успешно учащиеся справляются с этим заданием. После двукратного прочтения текста учащимся было предложено поставить 5 вопросов. Анализ полученных результатов сведён в Диаграмму 2.

Диаграмма 2.

Уровень восприятия художественного произведения (в %)

По данным исследования можно сделать вывод: большинству учащихся контрольной группы сложно полноценно воспринимать текст художественного произведения. Большую долю вопросов составляют вопросы на воспроизведение событий.

В декабре 2009 года учащимся 4 класса были предложены тестовые задания по чтению с целью определения уровня сформированности навыка осознанного чтения. Проверка включала в себя следующие параметры:

  1. степень извлечения фактической информации, т. е. информации, заданной в явном виде;
  2. степени извлечения информации, содержащейся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать выводы на основе явной и скрытой информации;
  3. проверка степени извлечения концептуальной информации, умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию, понимать основную мысль текста.

Результаты работы показали, что 71% учащихся экспериментального класса справились с заданиями на высоком и достаточном уровнях. В контрольном классе эта цифра равнялась 57 %.

Одним из показателей развития критического мышления, на наш взгляд, является результативность участия ребят во внеклассной и исследовательской работе, в творческой деятельности. Эффективность применения приёмов и методов технологии представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Эффективность применения приёмов и методов ТРКМ в работе с детьми.

Наименование конкурса Учебный год Результативность участия
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ “Портфолио” 2008–2009г. Мясников Григорий, Мясникова Александра – дипломы участников.
Областной конкурс исследовательских и творческих работ Креатив-фестиваль “Надежда” 2008–2009г. Мясникова Александра – сертификат участника
Районная научно-практическая конференция “Первый доклад” 2008–2009г. Сергеева Диана – 1-е место.
Лукашенко Елена – 2-е место.
Федюк Ксения – 3-е место.
Районная олимпиада младших школьников
  • русский язык
  • литературное чтение
2009–2010г. Мясникова Александра – 2 место;
Натальчук Наталья – 3 место

В результате применения технологии развития критического мышления мы убедились в её эффективности. Наши выводы изображены в схеме 1.

Схема 1.

Эффективность применения “Технологии развития критического мышления через чтение и письмо”

Таким образом, использование технологии развития критического мышления позволяет эффективно решать актуальные педагогические задачи, связанные с переходом на Стандарты второго поколения. Чтение рассматривается как универсальное учебное действие, от успешности формирования которого зависит дальнейшее обучение ребёнка и развитие его личности.

Литература.

  1. Алексеева Л. Л., С. В. Анащенкова С. В., Биболетова М. З . и др., Планируемые результаты начального общего образования, под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Браус Дж.А., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Пер. с англ. NAAEE, 1994
  3. Загашев И. О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003. – 284 с
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически: пособие для учителя – СПб: Альянс “Дельта”, 2003. 192 с.
  5. Загашев И. О., Умение задавать вопросы // “Перемена” – 2001, № 4. – С. 12–13.
  6. Клустер Д., Что такое критическое мышление?// “Перемена” – 2001, № 4 – С. 5–7.
  7. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001 – 544 с.
  8. Ларина Н. Н. Технология развития критического мышления на уроках чтения в начальной школе, 2006.// http://www.it-n.ru
  9. Материалы программы “Методическая лаборатория”, 2009. // www.cerm.ru

Выступление по теме: «Работа с разными источниками информации на уроках в начальной школе»

Современное общество живёт в эпоху постоянного увеличения объёма информации, обновления знаний.

Научно-технические преобразования требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

За последнее время чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Новые современные ФГОС устанавливают новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Уже в начальной школе ученик учиться искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию, умению самому находить источник информации в окружающем мире и пользоваться этим источником, беря из него всю полезную для себя информацию.

Следовательно, задача учителя на уроках в начальной школе познакомить учащихся с разнообразными источниками информации, научить извлекать нужную для каждого информацию, а также применять её в жизни.

На уроках в начальной школе мы знакомим учащихся с разными источниками информации, в том числе с разными видами словарей.

Для того, чтобы учащиеся на начальном этапе приступили к овладению словарным запасом родного языка, мы уже с 1 класса развиваем потребность обращаться к словарю за справками, создаём на уроках и во внеурочное время ситуации поиска лексического значения слова, а также используем спонтанно возникшие ситуации анализа незнакомых слов в тексте учебников или дополнительной литературы.

В процессе работы учащиеся узнают назначение словарей, учатся находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.

В 1-м классе, на первом этапе работы важно научить детей правильно и быстро расставлять слова в алфавитном порядке. Для этого могут быть использованы следующие формы и приёмы работы:

Игра «Паровоз» - учащимся предложена группа слов - “вагончиков”, которые необходимо расставить в алфавитном порядке, сначала по первой букве слова, потом по второй и т. д. Листок со словами передаётся с парты на парту и каждый следующий ученик “прикрепляет” к составу новый “вагончик”.

Игра « Шифровальщик» - учащимся предложено зашифровать своё небольшое сообщение с помощью цифр – порядковых номеров букв в алфавите, учащиеся обмениваются посланиями и расшифровывают их.

Основные понятия:

Информационная грамотность в начальной школе – совокупность умений работы с информацией. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении домашних заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации.

Информационно-образовательная среда (ИОС) – система инструментов и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе ИКТ.

Возрастающая доступность информационных ресурсов – характерная особенность постиндустриального общества. Каждый человек при желании может воспользоваться разнообразной печатной продукцией, аудио-, видеоинформацией, возможностями компьютерных технологий. Младший школьник потребляет эти блага цивилизации в той мере, в какой это позволяет делать его ближайшее окружение, в первую очередь – семья.

Основными проблемами взаимодействия младших школьников с информационной средой могут быть:

1. Информационная неразборчивость («всеядность»).

2. Информационные перегрузки.

3. Отсутствие информационной безопасности.

4. У значительной части детей – информационная беспризорность.

Далеко не всегда взаимодействие младшего школьника со средствами массовой информации и современной печатной продукцией происходит под контролем взрослых.

Как правило, воздействие средств массовой информации на детей оценивается педагогами как негативное. Отчасти это происходит и потому, что сами педагоги плохо ориентируются в современном информационном пространстве и считают, что единственным эффективным препятствием для роста информационной беспризорности детей может служить система запретов и ограничений. И вряд ли это правильно. Нельзя не видеть, что инновационные процессы в российском образовании происходят в русле глобальных образовательных тенденций.

Т.о., речь должна идти о воспитании у школьников информационных вкусов, о развитии таких информационных потребностей, которые вписывались бы в систему общечеловеческих нравственных норм и ценностей: добра, чести, совести, толерантности и т.д.

Преподаватели педагогического университета говорят о том, что на практике до 90% времени на уроке основными источниками информации для младших школьников служат голос учителя и рабочая тетрадь на печатной основе. За бортом оказывается огромное море печатных изданий – старая и новая детская литература, газеты и журналы, современные детские энциклопедические издания, словари, образовательные компакт-диски, не полностью используются возможности сети Интернет. Таким образом, учитель, по сути, отказывается быть для ученика гидом в информационное общество. И, почитав Глоссарий ФГОС, я узнала, что информационная всеядность детей в 6-10 лет исключительно велика, а как известно, на неухоженном поле бурьян растёт. Неразборчивость детей происходит от нежелания или неумения школы заниматься воспитанием информационной культуры младших школьников.

Давайте познакомимся с определением. Часть исследователей прочно связывают понятие «информационная культура» с использованием компьютерной техники. Другие говорят об умении пользоваться различными источниками информации. Третьи предпочитают связать наше понятие с понятиями «культура мышления» и «культура познания».

Преподаватели нашего отделения считают, что информационная культура характеризуется нами как мотивационная и операционная готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической и т.д.

Как можно проверить мотивационную и операционную готовность ваших воспитанников? Проведите эксперимент. Детей 2-4 класса пригласите к выполнению необязательного творческого задания, связанного с поиском и обработкой информации на заданную тему.

Задание детям: по желанию написать небольшое сочинение (по сути, реферат) на одну из предложенных тем:

1. Первый искусственный спутник Земли.

2. Белка и Стрелка в космосе.

3. Первая женщина – космонавт.

4. Алексей Леонов – космонавт и художник.

Срок – неделя. Никаких подсказок по способам поиска информации. Никакой дополнительной мотивации.

Проанализируйте результаты эксперимента.

1. Сколько детей не пожелали участвовать в необязательной творческой работе?

2. Сколько детей заменили тему сочинения, написав про Ю.Гагарина?

3. Где и как нашли нужную информацию?

4. Сколько учеников использовали компакт-диски?

5. Сколько учеников использовали Интернет?

6. Каков был уровень самостоятельности?

Какое место занимает информационная грамотность в свете требований ФГОС НОО?

Принципиальная особенность новых образовательных стандартов – требования к метапредметным результатам образования.

Всем известно, что это освоенные учащимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщённые способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных условиях.

К метапредметным результатам относятся УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие основу умения учиться.

Среди УУД названы познавательные (общеучебные и логические) действия такие как:

1. Поиск информации.

2. Знаково-символическое моделирование.

3. Структурирование информации.

4. Анализ, синтез и др.

Эти УУД связаны с процедурами поиска и логической обработки информации.

В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения» под редакцией Савинова вы можете прочитать, что будут уметь выпускники начальной школы в результате освоения общих навыков работы с информацией.

Также преподаватели университета знакомят с понятием «информационная культура», настаивают на том, чтобы учителя различали эти понятия, обсуждали не только процесс совершенствования информационных знаний и умений ученика, но и особенности формирования информационного мировоззрения, информационных вкусов и потребностей, готовности относиться к информации избирательно, в соответствии с нормами и ценностями человеческого общества.

В лекциях красной строкой проходит вопрос рационализации труда. Не умея уложить весь необходимый материал в рамки учебного времени, учитель зачастую даёт трудные задания на дом детям и их родителям. Отсюда непроизводительные затраты времени учащимися на подготовку домашнего задания. Учёные призывают обратить внимание школы к просчитыванию «учебной трудоёмкости содержания обучения». (Беспалько В.Г.)

Также школа должна позаботиться об обучении детей здоровьесберегающим технологиям: эффективным способам, приёмам работы с информацией.

Таким образом, подготовка ребёнка к жизни в информационном обществе заключается в следующем:

1. Формирование у младшего школьника умения ориентироваться в информационном море, основанном на знании, где и как найти нужную информацию.

2. Формирование информационных вкусов и потребностей, понимания «что такое хорошо и что такое плохо» в информационном мире.

3. Обучение рациональным (экономным по затратам сил и времени и эффективным по рез-ту) приёмам работы с информацией (в этом преподаватели видят путь к ликвидации учебных перегрузок школьников).

Информация к презентации.

Презентация будет интересна в качестве наглядного материала во время воспроизведения текста.

Материал составлен и будет интересен учителям начальной школы для выступлений на методических объединениях, выступлениях на педагогическом совете учителей начальной школы.

Презентация составлена по принципам: наглядность, чёткость, яркость, простота в использовании, не содержит мельканий, мерцаний, дополнительных эффектов, усложняющих восприятие материала.

«Процессы информации» - Клеточная инженерия. Вещество, хранящее информацию в клетке. Древние мудрецы о получении информации человеком и другими разумными существами. Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Затем круг увеличивается, и круг интересов, следовательно, расширяется. Изобретение устройств на основе физических явлений.

«Информация о команде» - Информация из упражнения 2.1. Сводка «Наилучший выбор». Оживите вашу презентацию! Обсуждение «Как стать грамотным покупателем». Информация из упражнения 2.4 и упражнения 3.3. Результаты изучения цен на продукт. Создайте гиперссылку на электронную таблицу Microsoft Excel. Сформулируйте выводы вашей команды на тему: «Как стать более грамотным покупателем?».

«Информация и её свойства» - Сигналы. Информатика. Информация. Сохранение в памяти систематизация. Лингвистика, социология, психология. Происхождение термина «Информация» (середина XX века). Актуальность (своевременность). Основные способы передачи информации в социотехнических системах. Сообщение. Полнота. Какой взгляд разделяете вы?

«Информация 10 класс» - Источник информации. Мультимедиа обучающий проект по курсу информатики. Естественные информационные методы бывают врожденными и приобретенными. Информационные процессы». Потребитель информации. Информационный процесс. Обработка – любое преобразование информации с целью решения определенных функциональных задач.

«Информация в презентации» - Анимационные эффекты. Расположение информации на странице. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Совершенно не отражается ход исследовательской деятельности, нет постановки проблемы, вывода. Советы постороннего. Основные недоработки презентаций исследования учащихся. Виды слайдов.

«Информация 5 класс урок» - Хранить. Свой домашний адрес. Что можно делать с информацией? Записные книжки. Хранение информации. Другие внешние хранилища информации. Касетный магнитофон. Катушечный магнитофон. Сиди правильно. Имена, адреса, телефоны близких родственников и друзей. Обрабатывать. Память человечества. Передавать. Запоминание правил; запись в записную книжку; заучивание таблицы умножения коллекционирование.



Загрузка...