sonyps4.ru

История появления почтового ящика. Как появился почтовый ящик

Каждый из нас хоть раз в жизни играл в эту игру - когда рассматриваешь колоритного прохожего или попутчика в общественном транспорте и пытаешься угадать, чем занимается этот человек, где работает, как выглядит его дом, какие у него привычки, вкусы. Я этой игрой периодически увлекаюсь так сильно, что пропускаю свою станцию метро, сочиняя мысленно очередную историю про очередного пассажира. За два с половиной года жизни в Париже у меня появилась любимая облегченная версия такой угадайки: определить - турист перед тобой или местный. Конечно, я не хватаю людей за руки, выбивая из них подтверждение или опровержение своих теорий (хотя, иногда очень хочется это сделать). Тем не менее, есть ряд очевидных критериев, по которым практически безошибочно можно определить, живет человек в Париже или просто приехал сюда в отпуск.

ВНЕШНИЙ ВИД

Рюкзак за плечами, громадная камера наперевес, кроссовки и ноги, покрытые белой пылью из садов Тюильри аж до колен, - угадывать здесь особо нечего, именно такого туриста видно за километр. К менее очевидным факторам относится, например, дамская сумка. Если у женщины на плече крохотная сумочка, в которую помещается только кредитка, зеркальце и помада, скорее всего, она местная. Ей незачем таскать с собой все самое необходимое, как это делают гости города, покидающие отель рано утром и возвращающиеся в него поздно вечером - с сумкой, полной сувениров и внезапных покупок из крохотных магазинчиков где-нибудь в Марэ.

Девушек-туристок можно условно разделить на две категории: одни очень стараются нарядиться как можно красивее, полагая, что настоящая parisienne непременно должна быть одета в женственное платье и туфельки; другие делают ставку на комфорт и рассекают по городу в шортах и потертых конверсах. Довольно грубое разделение, но, тем не менее, в целом так и есть. Если смешать эти два типажа между собой, получим среднестатистическую парижанку - одетую комфортно, но женственно. Возможно - в растянутую футболку и узкие джинсы, но при этом в элегантные балетки и изящный кулон на тонкой цепочке, аккуратно спадающий ниже ключиц.

С мужчинами все сложнее, особенно летом: зимой в пуховиках обычно ходят именно туристы (ну или классического вида парижская шпана), а местные предпочитают пальто. Летом же грани стираются - пара мягких мокасинов, примятая рубашка с закатанными рукавами, брюки чинос - так может быть одет и француз, и швед, и украинец. Одна маленькая деталь: парижане носят шарфик все 12 месяцев в году. К примеру, на этой неделе в Париже +38 - и поверьте, все равно на улице можно встретить шарфики. Это что-то на генетическом уровне, видимо:)

ПОКУПКИ

Шоппинг в Париже - это особый деликатес, от которого, вряд ли, откажется хоть один турист. Впрочем, никто еще добровольно не отказывался от шоппинга, если может его себе позволить. Так что принципиальной разницы между людьми, нагруженными пакетами с одеждой и обувью, особо нет: усталость от забега по магазинам вперемешку с удовлетворением от покупок отпечатывается на лицах и туристов, и парижан, подобно загару после дня, проведенного на пляже.

Но если приезжие массово совершают покупки в Galeries Lafayette и Printemps, то местные ездят в Le Bon Marché, 4 temps или ходят в отдельные магазины, не привязанные ни к конкретному торговому центру, ни к Риволи, ни уже тем более - к Елисейским полям. Rue du Faubourg-Saint-Antoine, rue de Passy, район Sèvres - Babylone, rue du Commerce - лишь малая часть списка мест, где можно по-человечески сходить на шоппинг и не быть при этом затоптанным туристами, что вероятнее всего произойдет на бульваре Османа.

И конечно, туристы не покупают таких элементарных домашний вещей, как новая сушилка для белья, или вазон с геранью - это очевидные атрибуты жизни истинного парижского аборигена, у которого есть балкон, куда можно поставить эту самую герань. И никогда вы не увидите у туриста в руках плотный брендированный пакет из супермаркета, который здесь принято использовать много раз для похода за продуктами.

Я, например, дважды в месяц езжу за капсулами для кофе-машины в красивый фирменный бутик Nespresso на rue Scribe, а оттуда потом люблю прогуляться к Тюильри через avenue de l’Opera. Так вот, бумажный пакет Nespresso - это почти как французский паспорт: навязчивые парни, которые продают сувениры и селфи-палки в Тюильри, даже не смотрят на меня. Я не их целевая аудитория, ведь вместо рюкзака у меня в руках - пакет с кофе, и я явно иду с ним домой.

МЕТРО

Человек, который заходит в вагон метро и сразу начинает блуждать глазами по стенам в поисках карты, скорее всего, окажется туристом. Если вагон набивается под завязку, но двое пассажиров на откидных сидениях у двери не додумываются встать, они туристы. Местным хорошо известно, что нужно подниматься, когда в вагоне становится тесно.

Парижане зачастую пользуются проездными на метро - Navigo. Причем, иногда даже не достают их из сумок и портмоне, а просто прислоняют к магниту через внутренний карман или кошелек. Туристы же пользуются билетами и подолгу топчутся у автоматов по их продаже, пытаясь разобрать, что к чему. Впрочем, винить их в этом нельзя - тут и правда иногда черт ногу сломит со всеми этими зонами и прочими нюансами.
Парижане не обращают внимание на попрошаек в метро и даже ухом не ведут, когда в вагон заходит очередной персонаж с очередной историей о тяжелой жизни, безработице и семерых голодных детях. Туристы же в таких ситуациях чаще испытывают неловкость, тревожатся и тушуются. С музыкантами то же самое - местных не впечатляют аккордеонисты, наигрывающие «La Vie en rose», пока поезд 6 линии метро пересекает Сену, и из окна открывается вид на Эйфелеву Башню. Туристы, особенно пары, наоборот - прижимаются друг к другу, улыбаются и, наверное, думают «Ну прямо как в кино!» Я лично каждый раз, когда попадаю в вышеописанную ситуацию, веду себя примерно так же: таращусь в окно, будто впервые приехала в Париж, закатываю мечтательно глаза и думаю «Черт, ну жизнь прекрасна. А когда ты в таком волшебном городе - и подавно».

И, конечно, туристы рассматривают людей в метро. С головы до ног. Не упуская ни одной детали. Готова поспорить, они точно так же пытаются в окружающих угадать парижан - по одежде, обуви и манере держаться.

РЕСТОРАНЫ

Парижане настолько привыкли проводить весомую часть своего свободного времени на террасах заведений, что, по моим наблюдениям, им все равно, за каким столиком сидеть - лишь бы сидеть. Туристы более привередливые. В том смысле, что для красоты момента в идеальном городе им нужен такой же идеальный столик. Я заметила эту закономерность давно: местные приходят и садятся туда, где свободно, а туристы выбирают столик не сразу и редко соглашаются на то, что им тут же предлагает официант.

И еще один яркий пример, когда сразу видно, кто есть кто: кофе или бокал вина, заказанные невпопад:) Парижане знают, что в ресторанах кухня работает по часам: во время обеда, примерно с 12 до 16, столики сервируют именно под трапезу. Вряд ли, вы сможете присесть просто на чашечку капучино - придется именно пообедать. Точно так же с ужином - чем ближе время к 20-00, тем меньше шансов посидеть за столиком с одним бокалом вина. Придется именно ужинать. Или искать место в более туристическом районе, где эти правила не соблюдаются.

Касаемо ресторанов, есть масса мелких деталей и особенностей, о которых неплохо бы знать заранее, собираясь на ужин в Париже. Возможно, стоит сделать об этом отдельную публикацию, чтобы потенциально облегчить жизнь всем голодным «новичкам» в городе:)

ПОВЕДЕНИЕ В ЦЕЛОМ

Это касается не только парижан: жители любого большого города выглядят более холодными и равнодушными, чем те, кто приехал сюда на неделю или только-только перебрался на постоянное место жительства. На эскалаторе в метро, на улице в толпе людей, спешащих по своим делам, в любом общественном месте всегда можно выделить взгляд равнодушный и взгляд заинтересованный, ищущий, живой, активный. Это вполне закономерно - даже если ты живешь в таком потрясающем месте, как Париж, со временем дыхание становится ровнее, а глаза уже не так искрятся, как в первый период знакомства с городом. Это нормально. И это отличает местных от туристов - этот легкий налет пренебрежения к Эйфелевой башне и прочим вау-достопримечательностям.

Парижане никуда не спешат или спешат так, что все вокруг должны подождать - одним словом, они всегда чувствуют себя хозяевами положения. Им позволительно - в таком-то городе. К примеру, бойкая бабушка, которая родилась и всю жизнь прожила во французской столице, будет переходить дорогу тогда и так, как ей вздумается. Или двое знакомых, которые случайно встретились на улице, не постесняются остановиться на задушевный разговор где-нибудь прямо у выхода из метро или посреди тротуара оживленной авеню. Короче говоря - так, чтобы удобно было только им двоим, но явно не всем окружающим.

В субботу утром парижане с корзинками и тележками на колесиках медленно плетутся в сторону местных рынков, в то время как туристы сидят на террасах кафе и хрустят круассанами с кофе, впитывая местный колорит. Ирония в том, что и у тех, и у других колорит свой и настоящий. Наверное, это и делает Париж таким, какой он есть - два противоположных взгляда на город со стороны туристов и местных. У одних порой слишком много восторга, у других его порой недостаточно. Но в сочетании это и дает картинку, которую все мы хорошо знаем - этот город далеко не идеальный, но его уверенность в собственной неотразимости заражает, и ты не можешь ей сопротивляться. Неважно - турист ты или местный, в один момент ты точно поддашься этому шарма, как я поддаюсь банальным звукам аккордеона в поезде 6 линии метро, пересекающем Сену, с видом на Эйфелеву башню.

В интернете можно найти скудную информацию об использовании пневматической почты в Европе во второй половины 19-го века, но эта статья, переведённая с английского языка, даёт нам некоторое понятие о том, почему пневматическая почта не стала использоваться повсеместно.

Pneumatic Tubes in Stolen Kisses

Введение.

В первой половине 19-го века произошло беспрецедентное ускорение коммуникации за счет внедрения электрического телеграфа. Его основным применением была возможность коммерческой разведки для торговцев на биржах, для которых получение предварительной информации было решающим фактором, но выигрыш в скорости от телеграфа может быть утерян, если потребовалось много времени, чтобы получить телеграмму в офис на фондовой бирже. Чтобы избежать этой задержки, в 1853 году Дж. Латимер Кларк установил длинную пневматическую трубку длиной 220 ярдов, соединяющую Лондонскую фондовую биржу на улице Треднидл с Центральным железнодорожным вокзалом в Лотбери электрического телеграфа компании, которые были объединены в 1846.


Испытания пневматической транспортной дороги в Баттерси.

Аналогичные пневматические трубки были установлены в Берлине в 1865 году между Центральным телеграфом и фондовой биржей, а в 1866 году -в Париже также между телеграфом и биржей.
Другие города последовали примеру Берлина и Парижа, в них также были установлены системы пневмотрубок не только для транспортировки телеграмм, но и для отдельных писем и большого объема писем. На переправку большого объёма писем требуются пневмотрубки большого диаметра, которые существуют сегодня в Гамбурге и когда-то существовали в ряде американских городов. Пневмосистемы трубок для переправки писем былиустановлены в Вене и Праге, Берлине, Мюнхене, Рио-де-Жанейро, Риме, Неаполе, Милане, Париже и Марселе. Были также кратковременные установки для частных писем на Южно-Кенсингтонской выставке 1890 года, в Карлсбаде на филателистической выставке 1910 года, а также на международной выставке в Турине 1911 года.

Сегодня пневматическая почта сoxранилась только в Париже и в Италии. Пневматические трубки по-прежнему широко используются для транспортировки небольших партий телеграмм во многих городах мира, экспресс-писем и писем воздушной почты. Эти трубки, как правило, имеют диаметр около 3 дюймов, и сообщения передаются в капсулах, которые движутся вдоль пневмотрубки благодаря перепаду давления воздуха от одной части к другой, достигая скорости около 25 миль в час. Письма и открытки, которые отправлялись по пневмотрубках, были вставлены в цилиндрическую капсулу.

Пневмопочта в Париже.

Строительство экспериментальной линии пневмопочты между телеграфом в Grand Hotel и биржей было начато в Париже было в 1866 году. Однолинейная пневмосистема была продолжена в 1867 году от биржи через телеграф к улице Жан-Жак Руссо, далее к улице де Риволи, далее к улице святого Переса, далее к Центральнму телеграфу на улице де Гренель, далее к Boissy d " Anglas, и обратно в Grand Hotel. Линия представляла собой шестиугольник. В течение следующих десяти лет однолинейная полигональная система была связана с гексагональной системой, двусторонняя линия пневмотрубок была заложена между Центром и Биржей, но эта сеть всегда оставалась в пределах таможни Парижа до 1791, который примерно совпадает с его внутренним округом. (Можно только догадываться, что вся эта разветвлённая система пневмотрубок УЖЕ была построена задолго до официального начала строительства в 1866г, но начала использоваться с этого времени.)


Карта сети пневмопочты Парижа.

В 1879 году, с открытием сервиса пневмопочты для широкой общественности, появился новый повод для расширения её сети и, в 1881 году были одобрены планы расширения сети пневмотрутрубок через весь Париж. Это было сделано в четыре этапа, каждый из которых занял около года: к 1 февраля 1882 г. 16-ый и часть 15-го и 17-го округов; к 1 апреля 1883 года остальная часть 17-го, 18-го, и часть l9-го округов; к 1 февраля 1884 г. остальная часть l9-го, 12-го и 20-го округов; к 15 декабря 1884 г. остальная часть 15-го, 13-го и 14-го округов. Система пневмотрубок, проходящих через весь Париж (как правило, расположеных в коллекторах городской канализации) состояла из трубок диаметром 65 мм, но с 1888 года многие трубки уже устанавливались диаметром 80 мм, и на сегодняшний день около одной трети системы использует больший диаметр. Кроме того, с 1888 г. начали ликвидацию односторонних многоугольных сетей и заменили их двусторонними трубками.(Похоже, что система пневмопочты в Париже была очень разветвлённой, но об этом не надо было сообщать широким массам. Расширение радиуса пневмопочты велось постепенно, чтобы создать иллюзию технического прогресса,другой вопрос-откуда сразу взялись технологии?)

С конца l9-го века произошли изменения многочисленных деталей сети пневмопочты внутри Парижа, но только одну пневмотрубку проложили в пригороде Парижа в 1914 году к коммуне под названием Neuilly-sur-Seine.


Только подумать, с 1866 по 1914 год фактически начали использовать ВСЕ линии внутри границ Парижа, и расширили только в одну коммуну, тогда как остальные пригороды Парижа остались неохваченными сервисом пневмопочты!

Планировалось провести пневмопочту от Парижа ко всем пригородам, однако начавшаяся 1-ая Мировая война 1914-18 война остановила этот проект, и он никогда не был воплощен в реальность.
Вот зачем понадобилась 1-ая Мировая война-остановить намечавшийся технический прогресс, в частности, беспроводное электричество Теслы, и заставить мир перейти с бестопливной энергетики на топливную!
Тем не менее, в 1907 году отправка сообщений пневматической почтой за пределы Парижа стала возможной благодаря специальному штату курьеров, работающих в 19 пригородных районах. К 1916 году эти курьеры-доставщики пневмопочты- доставляли её на велосипедах и в большинство городков департамента Сены, а также в Энжин-ле-Бэн, Севр, и Сен-Клу в департаменте Сена и Уаза. Райнси был добавлен в 1921 году.

На сегодняшний день пневмопочта в Париже и коммуне Neuilly-sur-Seine работает следующим образом: исходящие оттуда сообщения пневмопочтой отправляются до их окраин по пневмотрубам, а с окраин до места назначения сообщения развозят посыльные на мотоциклах. Входящие в Париж и Neuilly-sur-Seine сообщения доставляются в отделения пневмопочты на границах Парижа и Neuilly-sur-Seine , и уже из этих отделений отправляются к местам назначения по пневмотрубам
Намного выгоднее было бы потратиться на строительство пневмопочты, но этого не стали делать.

Существует также другая сеть пневмопочты между французскими правительственными учреждениями, радиально исходящая из Центра, но однолинейная, соединяющая Сенат с Национальным Собранием и Официальным журналом. Эта линия используется для отправления стенограмм парламентских дебатов, которые должны быть напечатаны и опубликованы в течение двадцати четырех часов.

Цилиндрические капсулы продвигаются внутри трубок со сжатым или разреженным воздухом. Компрессор, нагнетающий давление, обеспечивает сжатым/разрежённым воздухом несколько офисов, эти компрессоры сначала работали на воде, затем на пару, и только позже на электричестве. Сегодня есть 7 таких установок, поставлющих сжатый воздух в пневмосистему, включающую 12 офисов.(Вот где доказательство замены бестопливной энергетики на топливную)

Долгое время цилиндры перемещались от одного офиса к другому, где их содержание необходимо было рассортировать, нужное -оставить на месте, а требующее следующей пересылки-отправить дальше. Такая ручная сортировака отнимала много времени, с 1931 года была введена автоматическая навигация с помощью устройства, которое может или принять или передать дальше капсулу пневмопочты в соответствии с их маркировкой.

Пневматические почтовые цилиндры, новые и старые, с изображением электропроводящих полос, введенные после 1931 года.
То есть за период с 1866 по 1931 гг- за 65 лет!-не было технологий автоматизировать пневмопочту, это было очень важно для общества и для бизнеса, а может быть, не считали нужным этим заниматься, пока система хорошо работала, но когда пришлось поменять изношенные трубы, заодно и автоматизировали

Изменения начались с телеграфа, поскольку он был предназначен для отправки телеграмм, и первая сеть связанных между собой отделений телеграфов, была весьма уделена от отделений пневматической почты.
В 1878 году отделения пневмопочты были присоединились к отделениям телеграфа и стали называться Почта и Телеграф. Позже к этой сети были добаблены телефоны, и название поменялось на Почта и Телекоммуникации.

Внутри этой крупной организации, ответственность за службу пневматической почты осталась за Телеграфом или его преемником, компанией Телекоммуникации. Сотрудничество между отдельными частями этого министерства хорошо иллюстрируется событиями 1927 года, когда из-за наводнения вышла из строя телефонная станция Сегур; абонентам которой было разрешено отправлять письма с помощью пневмопочты стоимостью 30 сантимов, которая равнялась стоимости обычного телефонного звонка, вместо полагающихся по тарифу 1,50 франка.

Служба пневмопочты не имеет своих собственных офисов, но все сообщения, предназначенные для отправки, опускаются в специальные ящики, которые расположены ближе, чем ящики обычной почты (То есть сеть ящиков пневмопочты была более разветвлённой, что доказывает тот факт, что именно пневмопочта раньше была основным видом почты) и имеют более узкие прорези. ..В конце 19-го века отделения, предлагающие только отправку телеграфом, были закрыты.

Карточки и почтовые бланки для пневмопочты.

До 1898 года, когда были разрешено использование частных карточек и конвертов, было обязательным использование официальных почтовых карточек и бланков для пневматической почты. Указ, благодаря которому пневмопочта стала доступной для широкой публики, был подписан 25 января 1879 г. МакМагоном в последние дни его президентства, указ вступил в силу 1 мая 1879. Это предусмотрено два вида бланков: один открытый, стоимостью 50 сантимов, и один, закрытый, стоимостью 75 сантимов, что в современном языке соответствует почтовой карточке и письму, хотя последнее было на тонкой бумаге.

Намерение состояло в том, что напечатанная марка должна быть военного типа, дизайн которого занял второе место в конкурсе 1875 года на проект новой клеющейся почтовой марки, но после переворота, последовавшего за отставкой президента МакМагона, этих марок не успели напечатать, чтобы иметь их готовыми к 1 мая. Поэтому было решено использовать временно дизайн шалфей, который выиграл конкурс и был на уже используемых почтовых марках.

Таким образом, к 1 Маю было в продаже только два вида карточек дизайна Шалфей: первая-кремового цвета
под названием "Carte Телеграмма" с красной тисненой печатью, и синее письмо-карта под названием "Телеграмма" с черной тисненой печатью. Оба послания считались телеграммами за исключением того, что за фиксированную плату там не было никаких ограничений на количество слов, которые могут быть отправлены . Отсутствие ограничений на количество слов было одобрено и быстро признано публикой; карточка от 15 мая 1879 включает в себя следующее выражение: "Мы, пользуясь свободой, которая отныне не ограничивается открыткой телеграммы, посылаем вам с нашими наилучшими пожеланиями наши дружественные приветствия», которые, будучи написанными по-французски, составили бы 27 слов и, само собой, стоили бы 75 сантимов по текущему тарифу для телеграмм. В письме-карте было разрешено писать только на оборотной стороне и строжайше запрещались любые вложения; если вес отправления превышал вес письма-карты, то он уже считался бандеролью.

Дизайн карты "Шалфей" образца 1879 года

Дизайн конверта "Капеллан" 1902 года.

Пневматическая почта имела быстрый выдающийся успех, объем телеграмм вырос на 80%, а доход на 90% между 1 мая 1879 г. и 30 апреля 1880 г. В соответствии с обещанием, сделанные в 1878 году, чтобы попытаться сбить цену телеграмм министр внутренних Почты и Телеграфа сделал предложение, одобренное президентом Греви 22 мая 1880 г., снизить цену пневматической карточки до 30 сантимов и письма-карты до 50 сантимов. Существующие запасы карточек и писем-карточек были перепечатаны "Taxe réduite" с соответствующей новой ценой.

В конце года новые карточки и нового письма-карточки появились с напечатанными на них новыми ценами. Тем не менее, к этому времени, было принято решение расширить сеть пневмотрубок в четыре этапа, которые были описаны выше, и уже напечатаны три вида карточек и три вида писем-карточек с напечатанными на них цветные картами на лицевой стороне, соответствующими трём участкам территорий, на которые эти карточки надлежит отправлять. Марка, напечатанная на поверности этих карточек, была теперь черного цвета. На заключительном этапе, с сетью, охватывающей весь Париж, карточки и письма-карточки третьего этапа, вместе с ответной карточкой, были выпущены ещё ДО ТОГО, как сеть пневмопочты была расширена. Карты этой серии стали первыми регулярные цветными открытки Франции.

Удешевленные 50 сантимовые открытки, которые стали стоить 30 сантимов.

Открытка Капеллан с изображённой на ней картой и надписью "Действительна по всему Парижу", напечатанная в 1885 году.

В ноябре 1886 года была снижена цена 75-самтимовой карточки, выпущенной в 1885 году до 60 сантимов и существующие запасы были перепечатаны. Окончательный вариант карточки появился в 1889 году, но в 1896 году цена была снижена еще раз, на этот раз до 50 сантимов, и снова существующие запасы должны были перепечатаны.

В декабре 1884 года карточка с ответная почтовая карточкой была выставлена на распродажу по цене 1 франk

Почтовая карточка с оплаченной обратной ответной карточкой.

Пневмопочта-конверт за 50 сантимов, цену которого снизили с 60-ти сантимов.

В 1896 году было принято решение о переименовании почтовых карточек и писем-карточек, они стали именоваться "пневматическими".

После того, как было разрешени использование частных карточек на пневмопочте, многит парижские типографии стали печатать лёгкие конверты с надписями "Пневмотелеграмма" или "Пневмосервис".

В 1902 году отменили пневмокарточки, теперь письма-карточки стали называться "пневмокарточками" и их цена была уменьшена до 30 сантимов (если бы остались карточки, то они бы, наверное, были в 2 раза дешевле писем-карточек). Письма-карточки с ответкой стали 60 сантимов (а были 1 франк). Карточки вновь пришлось перепечатывать или менять цену на них вручную.
Проводилось постоянное снижение цен на услуги пневмопочты, это бы продолжалось и в дальнейшем до тех пор, пока плата за её услуги не стала бы просто символической-но тут грянула 1-ая Мировая война.

1-ая Мировая война 1914-1918 гг послужила причиной удорожания стоимости пневмопочты согласно указа от 30 декабря 1916 года, и с 1 января 1917 года письма-карточки стали стоить 40 сантимов.

После этого цена стала неуклонно расти: до 60 сантимов с 1 апреля 1920 года до 75 сантимов 25 марта 1924 года по 1 франку 16 июля 1925 года, и до 1,50 франка на 1 мая 1926 года. В 1929 году, когда 1.50 франковые письмо-карточка и конверт были перепечатаны, новый элемент информации был добавлен на оборотной стороне: карты были на продажу с ответным купоном. Цена пневматической карточки в 1,50 франка сохранялась до июля 1937 года. 12 июля 1937 года цена была повышена до 2 франков и новые письма-открытки и конверты были напечатаны, на этот раз уже в последний раз.

Начиная с 1897 года все почтовые карточки имели надпись «République Française». Третья республика была заменена 10 июля 1940 года на французское государство, и когда цена для пневматических писем-карточек была увеличен 2 января 1942 до 3 франков, на новом письме-карточке было написано "Etat Francais " (Государство Франция), и марка была типа Bersier из Петен, на которой, вокруг головы маршала, слова "Postes Françaises".(Почта Франции). После освобождения в 1944 году было возвращение к марке с образом капеллана стоимостью в 3-х франка, но надпись «République Française» не была восстановлена.

После 1944 года письмо-карточка сохранилась в почти таком же внешнием виде в оттенках вокруг серо-синего цвета с печатью кирпично-красный цвета, но цена поднялась быстрее, чем когда-либо прежде. Повышение цены продолжалось: до 6 франков на 1 марта 1945 года и до 10 франков на 1 января 1946 г. , 13.50 франков с 1 апреля 1947 г. Цена повысилась до 19 франков 8 июля 1947 года, 30 франков 21 сентября 1948 года, 45 франков на 6 января 1949 , 100 франков на 1 июля 1957 года, и 125 франков на 1 января 1959 г. Кроме того, с 1 мая 1947 г. наблюдается взимание денег за сам бланк письма-карточки. После того, как новый франк был введен в 1960 году была выпущена письмо-карточка в 1,25 франка, повышен до 1,50 франка на 1 июня 1964 года и до 1,60 франка на 15 января 1965 г. В связи с увеличением, 3-го января 1971 года, до 3 франков (к которому пришлось добавить еще 5 сантимов за сам бланк письма-карточки), 7 июля 1973 года произошло дальнейшее увеличение до 3,90 франков.

В 1884 году ожидали большую эпидемию холеры в Париже, предусматривали, что там будет большое количество трупов, для каждого из которых потребуется экстренное похоронное извещение. Пневматическая почта предложила быстрое средство уведомления, были напечатаны две карточки с маркой по 30 сантимов с изображением капеллана в черном Сомнительно, что это карточки были когда-либо использованы. Они редки, но еще реже можно найти рекламу этих карточек, которые были проданы по сниженным ценам. О них известно очень мало, только то, что они были выпущены в одном агентстве "La Publicité Postale" и были опубликованы около 1898 года.

Карта "Сбербанк" в 1884 году.

6-ти франковая Карта "Сбербанк" 1947 года.

Все сказанное выше относится к пневматическому сообщению Парижа; аналогичный, но гораздо более ограниченный сервис пневмопочты существовал в Марселе в период с середины 1910 года и 29 февраля 1964 года и который не имел свои собственную почтовые бланки до последней войны. Письма-карточки, показывающие на лицевой стороне карту тех районов города, которые обслуживаются пневматической почтой, были выпущены в 1910 году (и одной ответной) с маркой сеятеля по 30 сантимов. На оборотной стороне были перечислены семь отделений, из которых сообщения пневмопочтой могут быть отправлены.
Позже, как и в Париже, в Марселе была использована почтовая марка капеллана: в 1919 году она стоила 40 сантимов с добавлением 8-ми офисов, в 1921 году стоила 60 сантимов, в 1926 году -1 франк, а в 1929 году цена поднялась до 1,50 франка, все это время использовался сине-зеленый фон. Фон был изменен в 1934 году до серого и когда появились 2х франковые письма-карточки в 1938 году, карта расположения офисов была удалена; это была последняя письмо-карточка. Карточка в одном конверте была выпущена только в 1910 году и похожа на современную письмо-карточку.

В то время как пневматические почтовые бланки Парижа, возможно, иногда использовались за пределами Парижа и Марселя, их регулярное использование известно только в Алжире, где экспресс-служба управляется с помощью посыльных внутри города. В 1938 году эта служба получила свое собственное письмо-карточку, и связь с пневматической почтой Парижа былa утеряна.

1929год. 1,5 франковая карточка пневматической почты Марселя.

После Великой катастрофы мир пытался вернуться к известным ранее технологиям.
Пневматическая почта-самый удобный, надёжный, безопасный, конфиденциальный вид почты в любую погоду для любых категорий граждан, бизнеса и госпредприятий. Технически было бы не трудно проектировать дома и квартиры уже со встроенными пневмотрубками для пересылки почты и небольших предметов.
Но история пошла по другому пути. Нам надо вернуться к использованию пневмопочты, т.к. это самый дешёвый вид пересылки, который может стать универсальным -от открыток и конвертов до крупных посылок.

PNEUMATIC POST TARIFFS-Тарифы пневматической почты:

1 Letter-cards 1879 (1 May) 75c
1880 (1 June) 50c
1 Cards 1879 (1 May) 50c
1880 (1 June) 30c
1 Envelopes 1885 (15 January) 75c
1887 (1 January) 60c
1896 (17 September) 50c up to 7g
1f 7 - 15g
1,50f 15 - 30g

POSTAL STATIONERY OF THE PNEUMATIC POST -Почтовые бланки пневмопочты:
(An abbreviated summary)сокращённо

1 1879 75c Sage modified TELEGRAMME
2 1880 50/75c
3 1881 50c Chaplain
4 1882 50c with map of Paris, blue shading at west
5 1883 50c -do-, blue shading at west and north
6 1884 50c -do-, no shading
7 1885 50c No 6 with "Valable pour tout Paris"
8-15 50c no map (differing perforations)
1f with reply coupon
16-26 1897 50c CARTE PNEUMATIQUE FERMEE (differing inscription on back)
1f with reply coupon
27-70 1902 30/50c (on previous types and with differing surcharges)
60/1f
71 30c black on blue CARTE PNEUMATIQUE
72,74 30c red on blue (differing inscription on back)
73,75 30c + 30c
76 1907 30c Sower (differing inscriptions on front and on back)
84 30c + 30c
85 1919 40c Chaplain
86 1921 60c
87 1924 75c
88 1925 1f
89-92 1927 1.50f (differing colours)
93 1938 2f
94 1942 3f Petain
95 1944 3f Chaplain
96 1946 6f
97 1947 19f
98 1949 30f
99,100 1950 45f (differing inscription on back)
102 1959 125f
103,104 1960 1.25f (differing colours)
105 1964 1.50f
106-109 1965 1.60f (differing inscriptions on back)
110 1972 3f

Cards-карточки-открытки

1 1879 50c Sage modified CARTE TELEGRAMME
2 1880 50c Sage Chaplain
3 50c + 50c
4 30/50c Sage modified
5 30/50c Chaplain
6 30c + 30c/50c + 50c
7 30c
8 30c + 30c
9 1882 30c with map of Paris, blue shading at west
10 1883 -do-, blue shading at west and north
11 1884 -do-, no shading
16,18,19 1885 30c No. 11 with "Valable pour tout Paris"
17 30c + 30c No. 8
20,22 30c no map
21,23 1887 30c + 30c no map
24,25,27 1897 30c CARTE PNEUMATIQUE
26,28,29 30c + 30c

Envelopes -Конверты

1 1885 75c TUBES PNEUMATIQUES
2,3 1887 60/75c
4 1889 60c
5 1896 50/60c
6-8 1897 50c (two formats) ENVELOPPE PNEUMATIQUE
9-15 1902 30/50c on previous types
16 30c
17-19 1907 30c Sower (differing inscriptions on back)
20 1919 40c Chaplain
21 1921 60c
22 1925 1f
23,24,25 1928 1.50f (differing colours)
26 1938 2f

Этимологические корни слова «курьер» следует искать в Польше конца XVII века, где впервые kurier вошло в употребление, однако сама лексическая единица имеет, скорее, французское (courrier) или же латинское (curro - «бегу») происхождение. Однако стоит признать, что сам факт перемещения посланий и грузов существует с тех самых пор, как стали строиться отдаленные друг от друга поселения. В силу необходимости обмена информацией в мирное (а особенно в военное) время очень быстро появились гонцы и посыльные, которых и отправляли с поручениями.

Старейший способ перемещения - движение пешком, и история курьерской доставки как явления началась именно с него. Еще задолго до древнеегипетской цивилизации, примерно 3 тыс. лет до нашей эры, легендарная Семирамида передавала с гонцами свои волеизъявления перед путешествием в Индию.

Работа пешего курьера была полна не только трудностей, но и многих опасностей, так как за время своей службы он успевал побывать не только в различных уголках родного государства, но и в чужих краях. Мужчины понимали всю ответственность положения, поэтому заранее завещали своим семьям имущество и давали наставления, в которых частенько отмечали труд гонца как нежелательный пример для подражания - «становись, кем захочешь, но не им».

Каковы были основные миссии древних курьеров? В первую очередь, это связь войск: находящиеся друг от друга на большом расстоянии отряды должны были регулярно узнавать новости, иначе действовать сообща не представлялось возможным.

Самые известные гонцы, упоминания о которых встречаются в древней литературе, - это греки. Гемеродромы, как их тогда называли, получали поручения и перемещались между городами. В основном, они состояли на службе у правительства, и говорили о них не иначе, как о доставляющих известия наискорейшим образом. В гемеродромы шли юнцы, которые очень быстро передвигались налегке - кроме лука, стрел и пращи оружия они в дорогу не брали, чтобы под тяжестью амуниции не потерять в скорости.

Самые известные курьеры древних времен - Филонидес, служивший Александру Македонскому и осиливший 90 км за 9 часов, и Филлипид, принесший благую весть о победе при Марафоне в Афины, но, увы, погибший от истощения.

Во времена древнего Рима пешие курьеры также были популярны. Они получали название курсориусов (то есть быстробегущих) или табеляриев (по-латыни «табела» - дощечка) - в зависимости от функций, которые они выполняли. Как правило, состояли они при дворах богатых патрициев или же находились на государственной службе, от частных же лиц брать корреспонденцию и вещи для переноса им было запрещено. Нередко запрет нарушался, и гонцы несли наказание, хотя, впрочем, это было для них делом привычным: набирали курсориусов из числа вольноотпущенных или рабов.

Табелярии, которые находились на содержании правящей верхушки, пытались увеличить свой материальный достаток. Так, например, однажды у Веспасиана они попросили чуть больше денег на обувь, а он и вовсе им в средствах отказал. Богато одеваться стали гонцы лишь с приходом на престол следующего императора, который разрешил носить перья на головном уборе. Впоследствии на их плечах появились своеобразные крылья - знак скорости доставки.

Известно, что существовало в древности и такое явление, как эстафета посыльных . Так, на окраинах деревень располагались палатки, в них ожидали своей очереди отправиться в путь гонцы. У каждого была палка с колокольчиками, по звонку которых население следующей деревни узнавало посыльного и готовилось его встречать. Там на смену предыдущему гонцу приходил следующий - с такой же «звонкой» палкой. Курьеры не только путешествовали по земле, иногда им приходилось плыть, и для переправы им выдавались специальные пояса.

Интересно, что инки и ацтеки также пользовались курьерскими услугами, и самым главным грузом, который доставляли по Мексике и Перу, была свежая рыба к столу правящей особы. Называли в этих странах курьеров загадочным словом «часки».

Китайская курьерская почта зародилась при династии Чжоу, в ее распоряжении были как гонцы-пешеходы, так и те, кто ездил верхом. При династии Тан в рядах почтальонов уже можно было наблюдать иерархию: глава государства самолично назначал генерал-почтмейстеров. В итоге императорские приказы передавались с молниеносной быстротой. Гравюры тех лет изображают курьеров в пути с широкими зонтами наперевес.

Пешая почта перешла из древних времен в феодальные, оказавшись надежным способом для перемещения документов и вещей. Гонцы городские, монастырские и университетские находились на содержании управленцев, носили специальную форму с бляхой, которая являлась своего рода отличительным знаком.

Тем временем в таких странах, как Индия и Китай пешие гонцы уступали дорогу конным. Рабы строили новые дороги, и письма и посылки теперь доставлялись по земле в самые укромные и далекие уголки. Так, правление императора Октавиана напрямую связывают с упрочением конных курьерских объединений.

1464 год стал знаменательным для жаждущей почтовых связей Европы: приказом Людовика XI была учреждена государственная почта с курьерами.

Конные гонцы была распространены и в Англии тех лет, однако они исполняли только королевские поручения. При Эдуарде I стали организовывать почтовые станции, где можно было взять лошадей внаем.

Работа курьерских линий налаживалась во многом благодаря тому, что наказывали за опоздания очень сурово. Так, например, за несвоевременное исполнение обязанностей гонца могли и повесить.

В средние века в Германии основные курьерские линии содержал Ганзейский союз. Непрерывную связь поддерживали с такими городами, как Венеций, Прага, Вена и Амстердам. Интересно, что курьерами по совместительству становились мясники, которым приходилось преодолевать многие сотни километров для закупок сырья. Они-то и подписывали контракты с властями, обязуясь передавать почту. Большую популярность такого рода курьерские услуги получили в Южной Германии. Как только гуртовщики (перевозчики скота) въезжали в город, трубили в рожок, и на площади собирался народ.

Каретная почта , с помощью которой можно было переправлять габаритные грузы и даже людей, также родом из древних времен, когда лошадей и колесницы обязаны были поставлять к императорскому двору простолюдины, для которых это, к слову являлось тяжелой повинностью. На Руси же такой вид переправы получил название ямской гоньбы. Почтовая станция, где находились лошади, которые в любой момент могли понадобиться для перевозки, называлась ямом. Такой постоялый двор состоял обычно из пары-тройки изб и, конечно же, конюшен, а жил там и присматривал за хозяйством ямщик. Его избирали из числа крестьян или посадских. Расстояние между станциями могло достигать от 40 до 100 верст.

Вначале лошади везли гонцов в телегах и кибитках, что было не совсем удобным, затем в XVIII венские коляски и кареты пришли им на смену. Зимой гонцы ездили в розвальнях и возках, однако самой знаменитой, пожалуй, оказалась тройка, воспетая впоследствии русскими поэтами.

Если говорить о воздушно связи, то ее наиболее древний вид - это голубиная почта . В целях военных, а также мирных и коммерческих использовали этих птиц как курьеров многие государства, особенно же это было распространено в Египте.

За В 1870-1871 годы голуби перенесли более ста пятидесяти тысяч официальных депеш - в ходе франко-прусской войны. В Париже даже были созданы специальные залы, где расшифровывались микрописьма, извлекаемые из капсул на лапках птиц. В ХХ веке голуби больше служили мирным целям - доставляли свежую корреспонденцию быстрее остальных.

В 1890 году появилась пневматическая почта , в условиях которой было налажено сообщение «почтамп-биржа» с помощью труб и вагончиков. Скорость - 250 тысяч в час. Позднее по аналогии с пневмопочтой стали появляться электрические линии, так, например, лондонский почтовый метрополитен, строительство которого началось в 1916 году, подразумевал движение по тоннелям, находящимся в 50–80 футах под землей. Корреспонденцию доставляли поезда с маленькими вагончиками, которые могли перемещаться в двух направлениях. Автоматическая система контроля позволяла обойтись без проводников.

Однако пневматическая почта - не самый интересный способ доставки бумаг адресатам. Палан и Надине - острова в Индонезии, жители которых и по сей день пользуются бутылками для отправки корреспонденции. Интересно, что каждое письмо, запечатанное в «капсулу», имеет адрес и в итоге доходит до ожидающего! Секрет точности в том, что Яванское море имеет особые круговые течения, таким образом, бутылка приплывает в пункт назначения, ее вылавливают и передают по адресу. Да, это немного рискованно, зато никто не заставит платить таможенный сбор!

Как видите, во все времена человек ищет наиболее удобные способы перемещения для себя и перевозки для грузов и документов. В рамках современных реалий наиболее разумным методом является курьерская почта , а каким образом люди пришли к этому выводу, вы имели возможность прочесть выше.

Несколько столетий назад письмо передавалось посредством только одного почтового ящика. Так, автор письма оставлял его в почтовом ящике, а адресат забирал и читал. Таким способом в XVI веке обменивались письмами моряки. Их почтовые ящики больше напоминали тайники, но именно они и стали прообразами современных ящиков. В современном мире человек может без каких-либо усилий разместить у себя дома почтовый ящик и получать корреспонденцию. Но раньше, когда морской путь из Европы в Индию или Китай проходил в обход Африки, все было сложнее. Во время этого длительного путешествия в районе мыса Доброй Надежды моряки приставали к берегу для пополнения запасов воды, провизии, а также, чтобы оставить почту, в установленных там каменных почтовых ящиках, для своих коллег с других кораблей, или забрать адресованную им корреспонденцию.

Первая городская почта была организована в XVII веке в Париже. Но существующая в то время почтовая система требовала значительных финансовых затрат на оплату курьерам, которые забирали и доставляли почту. Парижанин де Велайе решил приспособить для сбора почты флорентийские тамбуро (ящики для доносов), которые и стали первыми парижскими почтовыми ящиками. Однако почтовая система де Велайе просуществовала недолго.

Еще через полвека следующим этапом истории почтовых ящиков стало их использование в межконтинентальной пересылке писем: между Англией и Америкой. Так, капитаны судов, отправляющихся в плавание, вывешивали в гостиницах и кабаках холщовые мешки для сбора писем. Любой человек мог оставить свое письмо в мешке, оплатив его пересылку в Америку в размере всего 1 пенса. По прибытию капитан судна передавал свой мешок почтмейстеру.

Почтовые ящики завоевывали свою популярность очень медленно. Обычно люди не доверяли им. Только в середине XIX века они стали использоваться в Германии. Однако развитие научно-технического прогресса оказало свое влияние и на них. Уже в начале XX века в Англии появились автоматические почтовые ящики, так называемые «экспрессы». Они представляли собой автомат, в который опускались письма и монеты, после чего отправитель нажимал рычаг, которым вызывал курьера для того, чтобы тот забрал почту.

В Москве с 1928 года появились так называемые ящики-путешественники. Они крепились в трамваях, идущих по установленным маршрутам мимо почтамтов. Однако этот вид ящиков не прижился и вскоре был заменен на неподвижные ящики, закрепленные на стенах домов, заборах, столбах и др.

Утро наступило такое ясное, что солнечный свет пробивался даже сквозь промасленную холстину, которой были затянуты окна. Де Бриен и граф де Фуа отлично выспались, графа уже меньше беспокоила рана. Они спустились вниз - завтракать.

В общей комнате был разведен огонь, над очагом в треножнике висел большой глиняный горшок, а в нем булькала похлебка. Рядом на вертеле, который вращала специально обученная этому делу лохматая рыжая собака, жарилось мясо. Хозяин длинной ложкой пробовал похлебку. Увидев де Бриена и графа, он низко поклонился и пожелал им доброго утра.

И вам доброго утра, любезный хозяин,- ответил граф де Фуа.- Я вижу, стол накрыт на четверых. Вероятно, наши ночные знакомые должны разделить с нами трапезу?

Хозяин хотел ответить, но тут в комнату вошли те, о ком спрашивал граф де Фуа. Лицо старого часовщика, несмотря на бледность и темные круги под глазами, сияло живейшей радостью:

Я нашел повреждение в механизме! - воскликнул он, даже не поздоровавшись,- и смогу его исправить! Ах, господа! Какое это чудо - механические часы! Мы привыкли узнавать время по крику петуха или звону церковного колокола; но петух может подохнуть, пономарь напиться пьяным - и вот уже все смешалось. Ход же механических часов точен и беспристрастен, как ход самого времени!

Да, механические часы - вещь полезная,- согласно покивал головой торговец.- С ними люди меньше времени стали терять попусту. По часам можно и встречу точно назначить, и дело за определенный срок сделать. Очень полезная вещь, ничего не скажешь!

Когда с завтраком было покончено, де Бриен встал и выложил на стол несколько монет:

Благодарю вас, любезный хозяин. Велите моим людям седлать лошадей - я еду.

Велите оседлать и мою лошадь,- сказал де Фуа.- Я должен быть в Париже сегодня вечером. Мое дело не терпит отлагательств.

Не слушая возражений, он сам вывел и оседлал свою лошадь, но едва занес ногу в стремя, как побледнел и закусил губы.

Де Бриен бросился к нему:

Так ли важно дело, граф, чтобы вы рисковали ради него своим здоровьем?

Судите сами,- ответил граф.- У меня есть младший брат в Париже - виконт де Фуа. Он служит при королевском дворе. И вот недавно я узнал, что он вел жизнь самую беспутную, наделал долгов. Ростовщики пригрозили упрятать его в тюрьму. Мой непутевый брат побоялся сознаться этом королю и решил тайком уехать из Парижа, покинуть свою службу. А ведь это позор для дворянина! Я должен во что бы то ни стало помешать ему покрыть бесчестьем себя и наш год. Теперь вы понимаете, дорогой господин де Бриен, почему я так тороплюсь.

Что же делать? - растерянно спросил де Бриен.- Вам не доехать до Парижа: вы упадете в обморок или умрете по дороге. Вот что! - воскликнул он наконец.- Напишите вашему брату письмо, попросите его ничего не предпринимать до вашего приезда, а я отвезу это письмо в Париж.

Благодарю вас, дорогой друг,- растроганно сказал де Фуа. Но это большой риск для вас. Я знаю, что недавним указом королевским курьерам под страхом смертной казни запрещено перевозить письма частных лиц.

Что делать? Ведь у вас нет другого способа переслать ваше письмо немедленно. Конечно, вы можете сидеть и дожидаться, когда мимо поедет курьер, посланный каким-нибудь ремесленным цехом, или городской курьер, или курьер Парижского университета - всем им вменяется в обязанность за определенную плату перевозить письма и посылки частных лиц. Но, во-первых, неизвестно, когда кто-нибудь из них покажется на дороге. А, во-вторых, королевский курьер движется быстрее их всех, вместе взятых! Так что пишите скорее письмо, дорогой граф, а о моей голове не беспокойтесь - никто ничего не узнает.

Он почти силой втащил графа обратно в гостиницу, усадил за стол и громко крикнул:

Эй, хозяин! Подайте все, что нужно для письма!

Хозяин ходил довольно долго и наконец принес чернильницу, представлявшую собой выдолбленный коровий рог, на дне которого было немного бледных чернил, приготовленных из дубовых орешков, большой желтоватый лист бумаги и облезлое гусиное перо.

Граф обмакнул перо в чернила и задумался. Через полчаса письмо было готово. Де Бриен спрятал его в сумку, распрощался с полюбившимся ему графом и пустился в путь.



Загрузка...