sonyps4.ru

Информационные технологии в гос управлении. Информационные технологии в муниципальном управлении

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный Педагогический университет»

Реферат

по предмету: Информационные технологии управления

на тему: «Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении»

Выполнили:

студентки 3к, гр Э-31

специальность: менеджмент организации

факультет: Э и У

Ланкина Н.Ю

Никленко А.В

Проверила:

ст.препод Филиппова Е.М

Волгоград, 2010

Введение 3

1. Характеристика информационных технологий в государственном и муниципальном управлении. 4

2. Использование информационных технологий 5

3. Основные аспекты внедрения электронного правительства в нашей стране 6

Заключение 10

Список используемых источников и литературы 11

Введение

Современный этап развития общества характеризуется интенсивной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Развитие и широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.

Использование информационных технологий имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности экономики и повышения эффективности работы органов государственного управления и местного самоуправления. Поэтому информатизация органов государственной и муниципальной власти сегодня является одной из приоритетных задач руководства нашей страны.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время информационно-управляющие системы бизнес - структур и государственных органов являются одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений информатизации. Подобные системы ориентируются, прежде всего, на решение задач реагирования, прогнозирования и предупреждения кризисных и других нештатных ситуаций. Однако на практике сфера применения таких систем гораздо шире и позволяет рассматривать их в качестве центров стратегического и оперативного управления для высших должностных лиц. В последнее время проявляется тенденция создания информационно-управленческих систем, обеспечивающих процессы подготовки и принятия сложных решений. Эти системы функционируют как центры: мониторинга и принятия стратегических решений с отслеживанием в реальном масштабе времени большого количества показателей и параметров экономических, политических, социальных и других сложных объектов.

1. Характеристика информационных технологий в государственном и муниципальном управлении.

Департамент муниципального имущества является одним из важнейших структурных подразделений мэрии. Информатизация деятельности этого департамента должна охватывать функции управления, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, а также отражать в БД факты государственной регистрации юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Департамент городского хозяйства, являясь структурным органом управления, несет полную ответственность за состояние дел в отрасли. Поэтому информатизация управленческих процессов имеет целью реализовать информационное обеспечение решения функциональных задач в областях энергетического, дорожно-транспортного, жилищно-коммунального хозяйства, средств связи и бытового обслуживания населения для нормальной жизнедеятельности горожан содержания объектов внешнего благоустройства и надлежащего санитарного состояния города.

Применительно к каждому из перечисленных направлений примами управления соответствующих организаций создаются локальные, открытые вычислительные сети, информационные технологии, которые позволяют специалистам этих организаций, используя АРМ и информационное взаимодействие с общесистемными данными муниципальной ИС, решать все необходимые функциональные задачи.

В Департамент образования, культуры и спорта является структурным органом мэрии и в процессе своей деятельности имеет информационные связи с другими структурными подразделениями мэрии, областной администрации, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями и гражданами.

2. Использование информационных технологий

Стратегическое использование информационных технологий может помочь организациям в осуществлении следующего:
- предоставить возможность сотрудникам легко и оперативно получать, создавать и предоставлять коллегам информацию, управлять ею и действовать на ее основе в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства. Служащие должны получать мгновенный доступ к инструментам анализа и совместной работы, а в их распоряжении должны находиться базы данных и средства анализа данных на настольных ПК и мобильных устройствах, а также единое средство для работы с календарем и электронной почтой, синхронизации и управления делами, доступное с любого устройства;

Оказывать услуги, ориентированные на граждан, дав возможность служащим более оперативно и эффективно отвечать на запросы клиентов. Для этого необходимо предоставить доступ к базам данных и средствам анализа данных с помощью различных каналов;

Повысить коэффициент интеллекта ведомства в целом путем взаимодействия и интеграции систем управления контентом, мониторинга и анализа. Это требует наличия простых в использовании и управлении инструментальных средств, интеграции с серверными и существующими системами, а также высокого уровня безопасности и удостоверения личности для защиты ведомственной информации.

Само использование информационных технологий способствует переменам в культуре работы. Если доступ к информации осуществляется очень просто, то вероятность того, что человек захочет посмотреть те или иные данные, будет намного больше. Если взаимодействие с коллегами тоже осуществляется просто, то человек наверняка захочет воспользоваться их опытом. Аналогично человек будет придерживаться правильных процедур, если их легко выполнять. Онлайновый обмен информацией порождает ощущение неотложности задачи и действует для государственных служащих как катализатор, заставляющий их непосредственно заниматься вопросами граждан, отвечать на их запросы и рассматривать их в большей степени как клиентов, нежели как бремя.

3. Основные аспекты внедрения электронного правительства в нашей стране

Основной задачей информатизации в деятельности департамента здравоохранения и социальной защиты является организация информационного сопровождения движения бюджетных и других финансовых средств, которые предназначены для охраны здоровья и гарантированной доступной медицинской помощи населению города, выделяются бюджетом на гарантированную поддержку семьи, пожилых граждан, инвалидов, а также на развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения.

Подсистема "Социальная защита" кроме общесистемных баз данных предусматривает использование большого разнообразия специализированных БД, необходимых для ведения в электронном виде документации по денежному содержанию пенсионеров различных групп. Так, создаются БД "Ветераны", "Инвалиды", "Слепые", "Многодетные", "Матери-одиночки", "Блокадники", "Репрессированные", "Военные узники", "Военные пенсионеры" и др. Создаются АРМ, которые оснащаются программным обеспечением для комплексного решения задач по начислению и выплате пенсий. Такое программное обеспечение устанавливается на рабочих местах специалистов не только в департаменте муниципалитета города, но и в территориальных отделах соцзащиты населения.

Программный комплекс "Расчет пенсий" позволяет производить начисление пенсий, просчитывать более выгодный вариант расчета, оперативно формировать выплатные документы для почтовых отделений связи или банков, создавать сводные и статистические отчеты для Пенсионного фонда" Информация из баз данных этого комплекса предоставляется в городскую налоговую инспекцию, используется при корректировке данных медицинских страховых компаний.

Пополнение баз данных производится ежедневно в территориальных отделах социальной защиты населения города. ИС муниципального управления в рамках корпоративной среды позволяет активно осваивать Интернет, использовать его чрезвычайно широкие возможности доступа специалистов со своих АРМ к различным информационным ресурсам, в частности, и к Государственным информационным ресурсам России.

Территориальная информационная система (ТИС) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления. 1

В зависимости от охватываемой территории выделяют следующие ТИС:

    местные (в пределах города, городского района);

    региональные (в пределах области, края, республики, автоном­ного округа);

    государственные (АСУ государственного масштаба, например «Государственный регистр населения»).

При создании ТИС очень важным является проведение мероприятий, которые включают исследование состава и основных характеристик объекта информатизации, целей каждого его элемента, взаимосвязей между ними, связей с внешней средой.

Открываются возможности для формирования тематических Web-страниц, составляющих основу Web-сервера мэрии, разработки Web-броузеров, способных охватывать все имеющиеся муниципальные ресурсы. Безусловно, любое дальнейшее развитие сети связано с резким увеличением объемов изучаемой и анализируемой специалистами и руководителями информации, что требует дальнейшего развития сети на основе принципиально новой программной и технологической среды, например Oracle и ОLАР-технологий. OLAP-технологии для муниципального управления - новый класс информационных систем, обеспечивающий ведение процесса анализа в режиме реального времени. Создание и ввод в действие таких технологий являются перспективной за-дачей, которая создаст для руководства качественно новые возможности в управлении социально-экономическими процессами.

К настоящему времени автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в более чем 2,5 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1250 - муниципального уровня. Почти во всех центральных универсальных научных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети, объединяющие от 30 до 50 компьютеров. Основным результатом внедрения информационных технологий в практику работы библиотек является создание электронных каталогов и других библиографических и реферативных баз данных. Самые значительные по объему базы данных сформированы в библиотеке Института информации по общественным наукам, Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотеке, Государственной публичной научно-технической библиотеке России и других центральных библиотеках.

Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций - юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

В настоящее время основу государственной системы правовой информации составляют информационные ресурсы организаций Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) и Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России). В рамках ФАПСИ работы в области формирования и организации использования ресурсов правовой информации проводятся Научно-техническим центром правовой информации "Система" (НТЦ "Система").

База данных действующего российского законодательства "Эталон". Это полнотекстовая база данных по действующему российскому законодательству, разработанная в НЦПИ. "Эталон" содержит около 50 000 текстов действующих нормативных актов. Среди них - федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, а также приказы и инструкции министерств и ведомств, судебная, нотариальная, арбитражная практика.

Говоря о государственной системе правовой информации, нельзя не упомянуть сервер Министерства юстиции РФ www.scli.ru. На сервере можно найти самые разнообразные сведения о правовых информационных ресурсах, в том числе описания баз данных НЦПИ, сведения о работах НЦПИ и ЦПИ, познакомиться с новыми документами и др.

Кроме информации об организациях-разработчиках и предлагаемых информационных правовых системах на этих серверах в свободном доступе имеется информация о новых нормативных актах и текущие обзоры законодательства по различным направлениям (мониторинг законодательства). На ряде серверов можно подписаться на данные по мониторингу законодательства и бесплатно получать их по электронной почте, а также просматривать содержание баз данных по законодательству и сформировать запрос на поиск нужного документа. В результате просмотра можно получить не только название документа, содержащегося в базе, но и доступ к текстам документов в основных базах данных, как правило, платный.

Заключение

Говоря об информационных технологиях государственного управления, следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами.

Упрощая взаимодействие с государственными органами и доступ к информации для населения, Интернет-технологии способствуют большей открытости и прозрачности. Облегчается также доступ к разнообразным сведениям - законопроектам, материалам заседаний в комитетах и документам по бюджету. Граждане могут лучше следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свои мнения в режиме реального времени. В конечном итоге люди должны иметь возможность настроить портал государственных служб согласно собственным потребностям, добавляя, обновляя и удаляя ссылки на конкретные службы.

Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления занимают особое место в системе управления, поскольку любое поспешное или неверное управленческое решение, принимаемое при недостатке информации, особенно в нештатных, экстремальных ситуациях, может привести к нежелательным последствиям.

Список используемых источников и литературы

1. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

2. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ, 2004, 551 с.

3. Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении. - М.: КноРус, 2005, 266 с.

4. Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении. - М.: ИНФРА-М, 2005, 158 с.

5. Семенов М.И. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2004, 416 с.

6. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. - М.: Высшее образование, 2006, 480 с.

7. Акатова Н.А. Система государственного управления. Кн.5. Информационные технологии: Учебное пособие. – М.: ГУУ, 2000

1 Акатова Н.А. Система государственного управления. Кн.5. Информационные технологии: Учебное пособие. – М.: ГУУ, 2000

Технологии государственного ...

  • Государственное и муниципальное управление (5)

    Реферат >> Менеджмент

    ... государственный аппарат. Различия государственной и муниципальной публичной власти находят свое продолжение в различиях государственного и муниципального управления . Современная сущность государственного и муниципального управления ...

  • Государственное и муниципальное управление как специальность высшего профессионального образован

    Курсовая работа >> Государство и право

    3 1.Государственное устройство и управление ……………………………………. 5 1.1 Государственное устройство современной России…………………………. 5 1.2Функции государства, задачи и методы государственного управления … 7 2. Государственное и муниципальное управление : о настоящем...

  • Проблемы и перспективы государственного и муниципального управления

    Реферат >> Государство и право

    ... государственного и муниципального управления являются: реформирование органов власти, реализация целевых государственных программ, управления государственной и муниципальной собственностью, особенности региональной и муниципальной ...

  • Под информатизацией государственного, регионального и муниципального управления понимается организационный процесс создания информационно-технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней, взаимодействующих с ними организаций и граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов.

    Переход к рыночным отношениям привел к радикальным изменениям хозяйственных механизмов и потребовал внедрения новых методов в государственном, региональном и местном управлении. В новых экономических условиях возникла необходимость повседневного анализа экономических процессов на конкретной территории, использования научных методов изучения причин возможных отклонений и потерь экономического эффекта в различных сферах регионального и местного самоуправления. Решение столь сложных проблем требует научной организации обработки информации для целей управления.

    Рыночные формы хозяйствования, насыщения управленческой деятельности компьютерными и телекоммуникационными средствами создали реальные условия для внедрения в региональное управление распределенной обработки данных на основе модели коллектива вычислителей. Такая модель была разработана и предложена в начале 1960-х г. в нашей стране и получила развитие за рубежом в 1980-е г. на основе вычислительных средств новых поколений.

    Концепция информатизации при использовании структурного моделирования объектов региона с отображением на модель коллектива вычислителей в виде единой распределенной системы автоматизированных рабочих мест исполнителей позволяет решать все типы простых и сложных задач регионального и муниципального управления при минимальных затратах на разработку методов решения задач, алгоритмов и программных средств. Создаваемые при этом информационная, техническая, программная и технологическая базы информатизации способны обеспечить потребности региона (города) в решении необходимых задач управления.

    Переход страны к рыночной экономике потребовал от государственных органов управления не только коренных изменений в функциональном и организационно-правовом отношениях, но и новых подходов к вопросам информационной и информационно-аналитической поддержки принимаемых решений.

    Эффективность ИС органов государственного и регионального управления и, как следствие, качество принимаемых управленческих решений в основном определяют:

      единство концепции построения и функционирования информационных систем и служб как по вертикали (на муниципальном, региональном и федеральном уровнях), так и по горизонтали (на каждом уровне иерархии);

      полноту и комплексность информационной поддержки всех контуров управления в соответствии со структурой объектов государственного регулирования, а также всех этапов разрешения проблем управления – от анализа проблемных ситуаций до реализации, контроля исполнения и оценки эффективности принимаемых решений;

      скоординированность процессов создания, внедрения, эксплуатации и развития информационных систем.

    Поэтому процесс создания ИС для органов государственного управления координируется на всех уровнях органов власти, имеет единую методологическую базу разработки и внедрения (см. тему 5), основывается на широком применении новых аппаратных платформ с использованием соответствующих системных и прикладных программных продуктов, а также внедряет современные методы и средства организации и функционирования баз данных.

    Основная роль в информационном обслуживании структур органов государственной власти отводится информационным и информационно–аналитическим центрам, которые составляют, как правило, ядро ИС организационного управления. Поэтому в настоящее время во всех регионах РФ работают, модернизируются и вновь создаются информационные, информационно-аналитические, ситуационные центры, которые решают широкий спектр задач социально-экономического, аналитического и организационно-управленческого характера. В некоторых случаях они являются интегрированными, замкнутыми от федерального до регионального уровней системами.

    Ведущее место в информационном обслуживании органов государственного управления по-прежнему занимает информационная телекоммуникационная система статистики Госкомстата России. Она решает задачи комплексной автоматизации статистических работ, включающие сбор, обработку, хранение, накопление, актуализацию, анализ и представление статистической информации на федеральном, региональном и местном уровнях. Федеральный уровень включает вычислительные центры и локальные вычислительные сети Госкомстата РФ, которые обеспечивают разработку статистической информации, ведение баз данных и регистров предприятий и организаций на федеральном уровне.

    Локальные вычислительные системы подведомственных организаций обеспечивают разработку и поддержку методических и программно-технологических решений, электронная почта статистики осуществляет объединение информационно-вычислительных систем статистики федерального, регионального и местного уровней. Этим же средством обеспечивается также подключение различных категорий пользователей. Кроме того, расширяется и совершенствуется применение системы автоматизированных банков экономической информации и электронных форм документов, современной информационно-телекоммуникационной системы взаимодействия органов статистики с соответствующими федеральными и региональными информационными службами, министерствами, ведомствами и другими пользователями.

    Одним из наиболее компьютеризированных ведомств Российской Федерации является Министерство по чрезвычайным ситуациям, в котором на основе современных информационных технологий реализована концепция ситуационных центров, позволяющая оперативно решать задачи прогнозирования и оценки последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Под ситуационным центром понимается пункт сосредоточения видеоинформационной технологии, коммуникационных средств, необходимых условий применения математических методов и моделей в режиме реального времени для обработки информации и выработки коллективом специалистов научно обоснованных решений, направленных на предотвращение рисков, повышение эффективности работы аналитических органов государственной власти различного уровня (федеральной, региональной, местной).

    В отличие от обычных информационных и информационно-вычислительных центров ситуационные центры оснащаются современными аудио- и видеосредствами, технологиями для проведения телеконференций, совещаний, залами и лабораториями со специализированными АРМ для формирования групповых, кооперативных и коллегиальных решений.

    В рамках Общегосударственной программы информатизации России на уровне муниципалитетов стали создаваться городские информационные центры, которые взяли на себя функции по дальнейшей разработке, расширению и сопровождению муниципальной информационной системы, а также по решению задач информатизации города.

    В основу положен методологический подход, который заключается в поэтапной разработке и вводе в эксплуатацию АРМ, размещенных в городских службах. Таким образом, решаются проблемы сбора, накопления первичной обработки городской информации, ее интеграции в базах и хранилищах данных, а также организационно-технологические вопросы постепенного подключения отдельных ЛВС предприятий и организаций к ВЦ для создания корпоративной, разветвленной, многоуровневой информационно-вычислительной сети, обеспечивающей информационное обслуживание управленческих процессов администрации муниципалитета.

    Информатизация управления административной деятельностью, городским хозяйством, экономикой, социальной сферой на районном и городском уровнях отличается многообразием решений и форм реализации. Поэтому необходимы унификация технических, технологических решений и стандартизация проектирования информационных технологий. Переход на массовую компьютеризацию задач, решаемых в муниципальном управлении, обусловлен:

      высокой динамичностью изменения обстановки в новых экономических условиях;

      необходимостью учета значительного числа факторов и ограничений при решении вопросов обеспечения жизнедеятельности города;

      необходимостью обработки больших объемов информации в процессе изучения и оценки обстановки, подготовки и принятия управленческих решений.

    Информатизация управленческой деятельности в городах реализуется, как правило, в соответствии с разработанными концепциями создания автоматизированных информационных систем, в которых определяются цели и основные положения построения конкретной системы, ее организация, приоритетность и этапность выполнения работ. С учетом современных достижений в области информатизации управления ведутся разработка и внедрение в административно–хозяйственные структуры вычислительной техники, средств связи и новых информационных технологий. Особое внимание уделяется обеспечению информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности административных органов (начиная от мэрии до низовых звеньев управления) и оказанию информационных услуг предприятиям, организациям и населению города.

    Управленческие функции реализуются специалистами и руководителями структурных подразделений постоянно, протекают в жестком временном ритме оперативного реагирования на меняющуюся обстановку, а потому требуют информационного сопровождения и выработки сценариев поведения специалистов на каждом АРМ как звене городской сетевой информационной среды.

    В интересах обеспечения эффективного функционирования системы административных органов управления, их дальнейшего развития, а также для информационного обслуживания населения в городах функционируют отделы информатики, которые могут создаваться в структуре мэрии либо быть подразделением муниципального ВЦ.

    Можно сделать некоторые обобщения по применению информационных технологий для автоматизации решения функциональных задач в этой проблемной области.

      Информационно-технологическую основу ИС муниципального управления составляют АРМ специалистов, решающих задачи по конкретным направлениям деятельности отдельных департаментов, комитетов, реализующих узкоориентированные оперативно-тактические цели функционирования на уровне административных округов.

      Центральным звеном создаваемой и функционирующей ИС, объединяющей основные сегменты муниципальных информационных ресурсов, на основе которой построен информационный взаимообмен, является локальная вычислительная сеть мэрии, образованная из локальных сетей отдельных департаментов и подразделений мэрии, где за каждым из файл-серверов изначально закрепляются узкопрофессиональные задач.

      Объединенные каналами связи многоуровневые открытые информационно–вычислительные сети не только обеспечивают необходимое информационное взаимодействие между уровнями управления, но и позволяют организовать для каждого пользователя удобный интерфейс как со справочно-аналитический частью ИС муниципального управления, так и с корпоративной сетью, составляющей программно-технологическую базу решения функциональных задачи.

    Такой подход является предпочтительным, так как позволяет реализовать принцип одноразового ввода информации в систему и ее многократное использование разными подразделениями. Применение открытых систем в ИС муниципального управления, которые состоят из компонентов, взаимодействующих друг с другом через стандартные интерфейсы, предопределено современными подходами в развитии информационных технологий, стандартов открытых систем, средств вычислительной техники.

    Однако система муниципального управления очень динамична, все процессы в ней имеют изменяющиеся во времени характеристики, а задача управления ее структурными составляющими решается в условиях динамичной среды. Поэтому ИС муниципалитета должна предоставлять специалистам и руководителям не менее динамичное информационное сопровождение для проведения анализа складывающихся ситуаций, моделирования прогнозируемых процессов для принятая обоснованных как оперативных, так и тактических решений на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Для этого необходимо создание баз знаний, специально организованных хранилищ данных, которые позволят перейти от накапливания фактов к автоматизации анализа и исследованию складывающихся тенденций развития городского хозяйства во всех его аспектах.

    Контрольные вопросы и задания к теме 12

      На какие направления развития предприятия опирается стратегический менеджмент? Дайте им краткую характеристику.

      В какие блоки объединены функциональные задачи стратегического менеджмента?

      Дайте характеристику основных логистических функций.

      С какими управленческими функциями связана логистика на предприятии?

      Назовите основные задачи финансового менеджмента. В чем заключается особенность их реализации?

      Какие функции должна реализовывать подсистема управления персоналом на предприятии?

      Назовите основные пакеты прикладных программ, реализующие задачи управления на предприятии.

      Дайте характеристику уровням управления на предприятии.

      Назовите основные ППП ИТ, используемые для обработки информации в производственном менеджменте.

      Каковы основные функции и задачи управления фирмой?

      Охарактеризуйте основные задачи муниципального управления.

    Список принятых сокращений

    автоматизированные информационные технологии

    автоматизированное рабочее место

    база данных

    информационное обеспечение

    информационные системы

    информационные технологии

    корпоративные информационные системы

    концептуальная модель

    локально вычислительная сеть

    лингвистическое обеспечение

    лицо, принимающее решение

    математическое обеспечение

    организационное обеспечение

    программное обеспечение

    пакет прикладных программ

    правовое обеспечение

    распределенная база данных

    системы поддержки принятия решений

    системы управления базой данных

    техническое обеспечение

    электронные вычислительные машины

    эргономическое обеспечение

    система планирования материальных потребностей

    система планирования производственных ресурсов

    система планирования производственных мощностей

    система статистического управления складскими запасами

    система планирования ресурсов в масштабе предприятия

    корпоративная информационная система

    система планирования ресурсов, синхронизированного с потребителем

    система управления отношениями соответственно с заказчиками и с поставщиками.

    система управления ресурсами предприятия, ориентированная на продажи и взаимоотношения с клиентами

    управление доступом к каналу

    управление информационным каналом

    Библиографический список

    Основная литература

      Информационные технологии управления / под ред. Г.А.Титоренко.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

      Информационные технологии управления / под ред. Г.А.Титоренко,– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

      Гринберг, А.С., Информационные технологии управления: учеб. пособие для вузов / А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.С. Бондаренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

      Волков, А.К. Информационныетехнологии (для экономистов) / А.К. Волков, В.Г. Герасимов. – М: ИНФРА-М, 2001.

      Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учеб. для вузов /В.И. Кнорринг.– М.: Изд. группа НОРМА-ИНФА, 1999.

      Автоматизированные информационные технологии в экономике: учеб / М.И.Семенов, И.Т. Трубилин [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2000.

    Дополнительная литература.

      Советов, Б.Я. Информационная технология: учеб. для вузов по спец. «Автоматизированные системы обраб.инф. и упр.» / Б..Я. Советов. – М.: Высш. шк. , 1994.

      Бавыкин, В.И. Новый менеджмент: (управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления) /В.И. Бавыкин. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997.

      Виханский, О.С ., Менеджмент: учеб. для вузов, 3-е изд. / О.С. Виханский,А.И. Наумов. – М.: Гардарики, 2003.

      Информационные технологии в менеджменте. – М.: Машиностроение: Информ. технологии, 2000.

      Информационные технологии в маркетинге / Г.А. Титоренко, Г.Л. Макарова, Д.М.Дайцитбегов [и др.] под ред. Г.А. Титоренко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

      Гринберг, А.С. Информационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / А.С. Гринберг, И.А. Король.– М.:ЮНИТИ–ДАНА, 2003.

      Казаков, С.И. Основы сетевых технологий /С.И. Казаков. – М.: Микроинформ, 1995.

      Баронов, В. ERP-системы в России: сетевой журнал / В. Баронов, 2001, №5.

      Недашковский, В. М. Введение в корпоративные информационные системы: курс лекций / В. М. Недашковский, www.techno.edu.ru.(Functionality_gl3.doc)

    Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Лекция 1. Основные понятия и определения

      Актуальность информационных технологий

      Основные понятия

      Этапы эволюции информационных технологий

    Лекция 2. Информационные системы и информационные

    технологии

      Понятия информационных систем

      Классификация информационных технологий

    3. Управление в системах и его взаимосвязь с ИТ

    Контрольные вопросы и задания к теме 1

    Тема 2. СТРУКТУРА БАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

    Лекция 3. Концептуальный уровень ИТ

      Состав базовой информационной технологии

      Концептуальный уровень ИТ

    Лекция 4. Логический и физический уровни базовой ИТ

      Логический уровень базовой ИТ

      Физический уровень базовой ИТ

      Преобразование информации в данные

    Контрольные вопросы и задания к теме 2

    Тема 3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА Лекция 5

      Характеристика организаций

      Информационные связи в корпоративных системах

    Контрольные вопросы и задания к теме 3

    Тема 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

    Лекция 6

      Характеристика решаемых задач в организации

      Основные уровни принятия решений

    Контрольные вопросы и задания к теме 4

    Тема 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Лекция 7. Основные подсистемы ИС и виды обеспечения ИТ

    1. Архитектуры ИС и характеристика ее подсистем

    2. Характеристика видов обеспечения ИТ

    3. Автоматизированные рабочие места и ИТ

    Лекция 8 . Система поддержки принятия решений и инженерное проектирование в управлении организацией

      Роль и место СППР

      Основные бизнес-процессы на производстве

      Особенности создания СППР менеджера.

    Лекция 9. Методические и организационные принципы создания ИС и ИТ

      Принципы создания ИС и ИТ

      Методы и модели формирования управленческих решений

    Контрольные вопросы и задания к теме 5

    Тема 6. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

    Лекция 10

      Классификация видов обработки данных

      Схема анализа бизнес информации

    Контрольные вопросы и задания к теме 6

    Тема 7. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

    Лекция 11

      Основные понятия

      Основные понятия методологии проектирования IDEF0

    Контрольные вопросы и задания к теме 7

    Тема 8. ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ

    Лекция 12

      Модель взаимосвязи открытых систем

      Характеристика уровней модели открытых систем

    Контрольные вопросы и задания к теме 8

    Тема 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УСТРОЙСТВ В СЕТИ

    Лекция 13. Характеристика типов соединения и модели реализации технологии клиент-сервер

        Сравнительная характеристика типов соединения

        Технология клиент-сервер

        Модель файлового сервера.

        Модель доступа к удаленным данным (RDA).

      Модель сервера баз данных (DBS).

      Модель сервера приложений (AS)

      Принципы построения новой информационной системы

    Лекция 14. Технология работы в среде распределенной обработки данных

      Характеристика распределенной обработки данных

      Базовые технологии обработки запросов в архитектурах файл-сервера и клиент-сервера

    Контрольные вопросы и задания к теме 9

    Тема 10. КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

    Лекция 15

      Введение в корпоративные ИС

      Технологии MRP

      Система планирования MRP II

      Процессы MRP II

      Система управления ресурсами ERP

      Классификация ERP систем

    Контрольные вопросы и задания к теме 10

    Тема 11. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

    Лекция 16

      Понятие информационного общества

      Информатизация социального пространства.

      Современные офисные технологии

      Internet иинформационное обеспечение пользователей

    Контрольные вопросы и задания к теме 11

    Тема. 12. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ

    Лекция 17. Информационные технологии управления

    внутренними процессами предприятия

      ИТ стратегического менеджмента на предприятии

      ИТ логистических исследований в управлении организацией

      Информационные технологии в финансовом менеджменте

      Информационные технологии управления персоналом

    Лекция 1 8 . Информационные технологии интегрального

    управления

      Информационные технологии производственного менеджмента на предприятии

      Информационные технологии управления фирмой

      Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении

    Контрольные вопросы и задания к теме 12

    Список принятых сокращений

    Библиографический список

    ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»

    И.В. Зайцева

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

    Учебное пособие

    для студентов специальности

    080504.65 «Государственное муниципальное управление»

    Ставрополь 2011

    Предисловие ………………………………………………………………………………………....5

    ГЛАВА 1. Организация и средства информационных

    технологий обеспечения управленческой деятельности

      Задачи управления……………………………………………………………………………….8

      Структура системы управления……………………………………………………………...…9

      Понятие управленческой информации ………………………………..11

      Общая характеристика информационных технологий управления. . . . ……………...……15

      Автоматизированные информационные системы:

    основные компоненты ………………………………..19

      Классификация автоматизированных информационных систем…………………………...32

    Контрольные вопросы и задания ………………………………..34

    ГЛАВА 2. Информатизация государственного и муниципального управления

      Из истории информатизации государственного управления …………………......................36

      Направления информатизации ………………………………..44

      Системное представление управляемой территории и основные

    принципы создания территориальных автоматизированных

    информационных систем ………………………………..46

    Контрольные вопросы и задания ……………………………… 51

    ГЛАВА 3. Компьютерные технологии в управлении организацией

      Технологии баз данных ………………………………..52

      Технологии текстового поиска ………………………………..79

      Web-технологии ………………………………..92

      Технологии электронной почты и телеконференций ………………………………. 100

      Технологии электронного документооборота ………………………………..107

      Технологии машинного перевода текстов ………………………………..113

      Технологии интеллектуального анализа данных…………………………………………....115

      Геоинформационные технологии ………………………………..120

    ГЛАВА 4. Экспертные системы и базы знаний

      Экспертные системы ………………………………..130

      Базы знаний ……………………………… 137

      Системы поддержки принятия решений………………………………………......................141

      Ситуационные центры ………………………………..145

    ГЛАВА 5. Основы построения инструментальных средств информационных технологий

      Автоматизированные рабочие места специалистов в области

    информационных технологий ………………………………159

      Информационные технологии на разных уровнях управления

    в организации ………………………………………… 160

      Масштабы применения автоматизированных информационных

    систем ……………………………………………180

      Особенности применения информационных технологий и автоматизированных информационных систем в организациях………………………………………167
      Контрольные вопросы и задания……………………………………………………………….....168

    ГЛАВА 6. Технологии телекоммуникаций

      Коммуникационные сети ………………………………………...170

      Телеобработка данных ………………………………..174

      Региональные и локальные сети ………………………………………..179

    ГЛАВА 7. Создание компьютерных информационных систем управления

      Подходы к построению автоматизированного управления ………………………………..193

      Принципы и стадии создания автоматизированных

    информационных систем ………………………………………….195

      Инструментальные средства проектирования автоматизированных

    информационных систем ………………………………………….203

    Контрольные вопросы и задания ……………………………………... 207

    ГЛАВА 8. Экономическая эффективность территориальных информационных систем управления

      Автоматизированные информационные системы

    в государственном управлении ……………………………………… 209

      Автоматизированные информационные системы муниципального

    управления …………………………………………………214

      Электронное правительство …………………………………………….. 227

    Контрольные вопросы и задания ……………………………………………..229

    Глоссарий ………………………………………………… 230

    Список литературы …………………………………………………243

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Современные информационные технологии, позволяющие соз-давать, хранить, обрабатывать информацию и обеспечивать эффек-тивные способы ее представления потребителю, являются важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.

    Развитие информационных технологий, используемых в управ-лении, всегда шло параллельно с совершенствованием средств вычислительной техники, история которых пережила резкий взлет в 1950-х гг., и до сих пор темпы роста и обновления техни-ческой, технологической и инструментальной базы высоки. Пер-воначально интерес разработчиков был прикован к техническим устройствам, системы автоматического управления были остро востребованы авиа-, энерго-, машиностроением, оборонным ком-плексом. Дальнейшее развитие теории автоматического управле-ния позволило перейти от управления устройством к управлению технологическим процессом, а затем выделить два уровня управ-ления производством - технологический (управление техноло-гическими процессами) и организационно-экономический. На организационно-экономическом уровне управления объектом рас-смотрения оказался процесс принятия решений, выполняемый чело-веком - руководителем производства. Информационные техноло-гии организационно-экономического уровня управления являются предметом изучения дисциплины «Информационные технологии управления» будущими специалистами в области государственного и муниципального управления.

    Процесс принятия решений плохо поддается формализации, однако привлечение информационных технологий и опора на средства вычислительной техники позволяют разработать набор типовых решений, из которых руководитель может выбрать опти-мальное. Информатизация в сфере государственного управления зародилась в годы создания Единой статистической информацион-ной системы СССР в начале 1920-х гг. и пережила второе рожде-ние в 1970-1980 гг., когда стали широко внедряться автоматизи-рованные системы управления на предприятиях, организовываться территориальные вычислительные центры и была создана Общего-сударственная сеть передачи данных. Бурное развитие информаци-онных технологий в мире, а также накопление опыта создания ин-формационных систем в органах государственной власти в России позволили расширять практику внедрения в управление элементов автоматизированного принятия решений.

    Информационные технологии, используемые для автомати-зации управленческой деятельности в органах государственного управления всех уровней (федерального, регионального, муници-пального) и принятия решений, за прошедшие десятилетия пре-терпели изменения как по методам и средствам обработки (в ши-роком смысле) данных, так и по своему составу. Технологии баз данных, технологии текстового поиска, Web-технологии составля-ют основу современных информационных систем, используемых на организационно-экономическом уровне управления. Кроме того, автоматизация управленческой функции требует применения та-ких информационных технологий, как технология электронного документооборота, представление учрежденческих документов, машинный перевод текстов на иностранные языки, интеллектуаль-ный анализ данных, анализ ситуаций, геоинформационные, сете-вые технологии, технологии баз знаний. Специалист в области го-сударственного и муниципального управления должен быть готов к использованию этих технологий в своей деятельности. В настоя-щее время в рамках информатизации государственного и муници-пального управления России реализуется несколько федеральных целевых программ: «Электронная Россия», «Электронное прави-тельство», «Социальная карта» и др., нацеленных на модернизацию информационных основ государственного управления, разработан и внедряется в органы муниципального управления проект типовой информационной системы.

    Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с тре-бованиями Государственного стандарта образования к содержанию дисциплины «Информационные технологии управления» для сту-дентов специальности «Государственное и муниципальное управле-нии». Принимая во внимание, что информационные технологии как научная дисциплина находятся в стадии развития и формирования, при разработке концепции содержания учебного материала исполь-зовались подходы и наработки многих коллективов, исследующих вопросы теории и практики применения информационных техно-логий и систем на организационно-экономическом уровне управ-ления и информатизации государственного управления. Следует особо отметить труды преподавателей экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, представивших богатейший материал по экономической информатике : ГА. Титоренко , А.С. Грин-берга, Н.Н. Горбачева, А.С. Бондаренко , Б.Я. Советова, В.В. Це-хановского, В.Д. Чертовского , В.И. Рыжкова , В.А. Никито-ва , во многом определивших понимание предмета дисциплины у составителя данного учебного пособия. В предлагаемом учебном пособии сделана попытка формирования целостного представления об информационных технологиях и системах, применяемых в сфе-ре государственного и муниципального управления, на основе объ-единения сведений и знаний, накопленных теорией и практикой информатизации данной сферы.

    ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Задачи управления

    Информационные технологии (ИТ) на различных уровнях управ-ления социально-экономическим объектом (уровне предприятия, кор-порации, города, региона, страны в целом) являются одним из направ-лений развития современной экономической и управленческой мысли. В основе ИТ лежат экономическая кибернетика, теория принятия ре-шений, теория экономико-математического моделирования, теория управления организационными системами. Современный уровень развития технологий в целях реализации экономических проектов по-зволяет разрабатывать и внедрять интегрированные информационные системы. Но в большей степени это относится к производственной сфере, в том числе и к практике управления деятельностью предпри-ятий. Уровень автоматизации деятельности органов государственного управления таков, что потребовал в конце XX в. создания специальных правительственных программ по информатизации государственного и муниципального управления. Качество управленческой деятельно-сти на территории, зависящее от использования ИТ, оказывает на по-требителя не меньшее влияние, чем качество производства.

    Управление социально-экономическим развитием территории включает в себя решение двух основных относительно самостоятель-ных, но взаимосвязанных задач :

      перспективного планирования и управления;

      оперативного управления жизнедеятельностью территории.

    В основе решения задач перспективного планирования развития территории лежит обобщенная информация об объектах и процессах, интегрированная на достаточно длительном временном интервале пла-нирования (один год и более). Источниками информации в основном являются функциональные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления. Анализ и обработка информации проводятся информационно-аналитическими подразделениями тер-риториальных администраций и органами государственной статисти-ки. Однако состав и структура социально-экономических показателей для управления территориальным образованием еще окончательно не определены. Разработка перечня показателей - достаточно сложная задача, требующая участия экономистов, специалистов функциональ-ных подразделений администраций территориальных образований, а также первых лиц органов местного самоуправления.

    Задачи оперативного управления базируются в основном на теку-щей информации о состоянии объектов и процессов, источником кото-рой являются функционально ориентированные системы сбора и об-работки информации, т.е. информационные системы ведомственного, отраслевого характера. Однако сбор и обработка такой информации затруднены в силу ведомственной разобщенности органов управле-ния, находящихся и осуществляющих свою деятельность на террито-рии района (города).

    Общей основой информационного обеспечения задач управления территориальным образованием являются первичные информаци-онные ресурсы территории, характеризующие территорию как объ-ект управления со всеми ее природно-географическими, социально-демографическими, экономическими, инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями. Информационное обеспечение органов управления формируется на основе создания системы мони-торинга и анализа социально-экономических процессов на террито-рии.

        Структура системы управления

    Система управления территорией представляет собой совокуп-ность двух взаимодействующих компонентов: объекта управления и управляющей части. Объектами управления являются:

      хозяйствующие субъекты различных ведомств и форм собственно-сти, в том числе те, имущество которых принадлежит территории;

      территориальные ресурсы: финансовые, трудовые, товарные, при-родные;

      население территории.

    К управляющей части системы управления территорией, в задачи которой входит выработка управленческих решений, относят руково-дящий состав всех уровней иерархии территориального образования: администрации территориальных образований, подразделений орга-нов государственного управления (бюро технической инвентаризации, органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС), департаменты здравоохранения и социальной защиты населения и пр.), а также ор-ганов управления предприятиями территориальной принадлежности. Для предприятий управляющая часть представлена руководящими работниками всех уровней организационной иерархии. Простейшая структура системы управления приведена на рис. 1.1 .

    Ресурс, поступающий на вход в объект управления, и продукт на выходе могут иметь различную природу. Например, ресурсом могут быть технологии, кадры, договоры, законодательные акты и пр.; про-дуктом - новые строительные, транспортные, социальные объекты, продукция предприятий, обученные кадры, научно-технические раз-работки и пр. Под возмущением понимается нежелательное для си-стемы управления действие, например природные и технические ката-клизмы, изменения на финансовых и фондовых рынках и др.

    Решения управляющая часть генерирует в виде распорядительной документации различного вида. Для принятия решений крайне важна информация о состоянии объекта управления. Информация должна быть полной, непротиворечивой и актуальной. Учитывая, что приня-тие решений часто происходит в условиях неопределенности, важно иметь возможность анализа информации и проигрывания нескольких сценариев развития событий.

    1.3. Понятие управленческой информации

    Для автоматизированного управления информация имеет ключе-вое значение.

    Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

    В целом информацию подразделяют по областям получения или использования: на политическую, экономическую, техническую, био-логическую, химическую, физическую и т.д.; по назначению - на мас-совую и специальную. Часть информации, которая занесена на бумаж-ный носитель, получила название документированной.

    Документированная информация (документ) - зафиксирован-ная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяю-щими ее идентифицировать.

    Отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем) называются информационными ресурсами. К информационным ресурсам относят рукописные, печатные и элек-тронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фак-тографическую, справочную, аналитическую и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законода-тельство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).

    Как итог теоретической и практической деятельности, анализа окружающих физических, химических, социально-экономических и прочих процессов и явлений, синтеза новых процессов на основе об-работки информации возникают знания.

    На основе структуризации информации формируется информаци-онная модель объекта.

    Информационная модель - совокупность информации, характе-ризующая свойства и состояние объекта, процесса или явления.

    В сфере государственного управления объекты управления пред-ставлены информационными моделями хозяйствующих субъектов, региональных ресурсов (финансовых, трудовых, товарных, природ-ных), населения территории. Информационная модель отождест-вляется с базой данных (БД) либо с базой знаний (БЗ) (см. главы 3, 4). Единицами хранения БД являются информационные объекты и их свойства как характеристики реальных объектов управления. Значения свойств информационных объектов являются определяю-щими для принятия решений. Все множество объектов управления разбивается на множество объектов разных типов, каждый из кото-рых характеризуется одним и тем же набором признаков, причем состав признаков может быть различен, как и природа самих объ-ектов. Структура объектов, определяемая набором признаков, со-ответствует используемым классификаторам, например Общерос-сийскому классификатору услуг населению (ОКУН). Показатель объекта (по сути - социально-экономический показатель развития территории) представляет собой контролируемый параметр объек-та управления. Показатель состоит из основания (наименования) и значения.

    1.3.1. Источники информации

    В сфере территориального управления основными источниками информации являются:

      органы государственной власти и местного самоуправления, пред-приятия и организации;

      библиотеки;

      архивные учреждения;

      учреждения государственной статистики;

      центры научно-технической информации;

      промышленно функционирующие базы данных коммерческих ор-ганизаций;

      Интернет.

    Информационные ресурсы органов государственной власти и мест-ного самоуправления, предприятий и организаций содержат огромную по объему разнообразную и динамичную информацию. Информация организована в виде архивов документов, оперативных документов, баз данных и может представлять собой как первичные данные, так и обработанные данные. Большое значение как массивы первичных дан-ных имеют информационные ресурсы, хранящиеся в виде кадастров.

    Кадастр (регистр) - систематизированный свод регламентиро-ванных учетных сведений об определенном объекте (субъекте), со-ставляемый на основе периодических или непрерывных наблюдений над объектом (субъектом) и включающий его основные регистрацион-ные характеристики, которые редко изменяются и используются для описания этих объектов в различных базах данных.

    К важнейшим кадастрам принадлежат:

      государственные кадастры недвижимости, включающие в себя дан-ные регистрации и учета земельных участков, связанных с ними объектов недвижимости и прав на них;

      государственный регистр юридических лиц, содержащий реги-страционные сведения и показатели деятельности хозяйствующих субъектов;

      государственный регистр населения, включающий в себя основные регистрационные сведения о проживающем населении. Учреждения Федеральной службы государственной статистики

    (Росстат) обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, организации, физические лица ста-тистическими материалами: бюллетенями, докладами, экспресс-информацией, обзорами, сборниками и пр. (/).

    Территориальные центры научно-технической информации (ЦНТИ) и их филиалы обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, организации, физические лица государственными стандартами, патентами и другой научно-технической информацией. Многие учреждения, предприятия и организации имеют собственные библиотеки стан-дартов, сформированные с помощью ЦНТИ по их профилю дея-тельности.

    Промышленно функционирующие БД коммерческих органи-заций содержат информацию по различным видам деятельности и организованы в виде автоматизированных систем: правовых си-стем, систем поддержки принятия решений, экспертных систем и т.п. Системы устанавливаются на коммерческой основе в ло-кальных вычислительных сетях (ЛВС) пользователей или доступ-ны через региональные, федеральные и международные сети пере-дачи данных.

    Сеть Интернет обеспечивает доступ к огромному объему социально-экономической, научной, технической, нормативной и справочной информации.

    Информация в органах государственного управления передает-ся различными видами электросвязи (по телеграфу, телетайпу, те-лексу, телефону, электронной почте, факсимильной связи), а также на машинных носителях и машинограммах, при этом используются сети как общего назначения, так и ведомственные (см. главы 6, 8).

    И муниципального управления ...

  • Государственное регулирование экономики д ля студентов обучающихся по специальности 080504 65 «государственное и муниципальное управление»

    Рабочая учебная программа

    Доп.- М.: ЮНИТИ, 2008. Система государственного и муниципального управления .- Учебное пособие /под ред. Г.В.Атаманчук. 2-е изд., ... ГРЭ) зарегистрирована в ФГНУ Государственном координационном центре информационных технологий «Отраслевой Фонд алгоритмов и...

  • Народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации (4)

    Учебно-тематический план

    В.И. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : Учебное пособие / В.И. Рыжков.– Хабаровск: ДВАГС, 2004.–220 с.; 3.Рыжков, В.И., Полина Г.Н., Практикум по информационным технологиям : Учебное пособие / В.И. Рыжков...

  • Фгбоу впо народного хозяйства и государственной службы при президенте

    Документ

    1.5 УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 1.Абрамов, А. А. Информационный менеджмент: учебное пособие / А. А. Абрамов. – Н. Новгород: ННГУ, 2004. – 185 с. 2.Рыжков, В.И. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : Учебное пособие ...

  • Эффективность функционирования системы государственного управления может быть определена по следующим направлениям: взаимодействие с гражданами и предприятиями; внутренняя работа учреждения; взаимодействия органов власти между собой. 2

    Внедрение ИКТ позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок. Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов. На основе ИКТ возможна реализация так называемого «принципа одного окна» , который предполагаем наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней. 3

    Прямой экономический эффект от внедрения ИКТ связан: с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов; с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами; с сокращением времени выполнения бизнес процессов органов государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами). В России только обработкой документов занято около 400 тыс. госслужащих, временные затраты граждан на ходьбу по инстанциям составляют от 3 до 4 млрд. человеко часов в год, а каждый документ копируется до 20 раз. Применение ИТ позволит экономить до 30 млрд. руб. в год. Большое значение имеет и косвенный эффект от внедрения, включающий: улучшение качества принимаемых решений: повышение доверия граждан к власти; снижение косвенных общественных издержек на содержание органов 4 власти.

    Информатизация (англ. Informatization) – политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. По определению ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. , информатизация представляет собой "организационный социально экономический и научно технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов". 6

    Направления информатизации органов государственной власти и управления РФ: Автоматизация службы информационного обеспечения президента РФ Автоматизация службы информационного обеспечения правительства РФ Информатизация счетной палаты РФ Информатизация совета безопасности РФ Информатизация центральной избирательной комиссии РФ Информатизация конституционного суда, верховного суда, высшего арбитражного суда, генеральной прокуратуры РФ Информатизация федеральных министерств, служб, агентств Информатизация федерального собрания РФ (совета федерации, государственной думы) 7

    Системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления можно разделить на следующие виды: федеральные системы информационного обеспечения; системы информационного обеспечения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и местных органов; системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации; негосударственные системы, используемые в интересах предоставления информационных услуг органам государственной власти и управления. 8

    Информатизация Совета Федерации повышение эффективности законотворческой деятельности и при нятия управленческих решений; совершенствование взаимодействия руководства и членов Со нета Федерации с органами государственной власти и гражда нами; повышение эффективности функционирования Аппарата СФ. 9

    Автоматизированная ИС Совета Федерации (АИС СФ) выполняет следующие функции: информационное обеспечение деятельности членов СФ, комите тов, комиссии и подразделений Аппарата; формирование и ведение информационных фондов; информационное взаимодействие членов СФ, комитетов, комис сий и подразделений аппарата, как между собой, так и с внешни ми абонентами; организация прохождения законодательных актов и законопро ектов; аналитическая поддержка деятельности Совета Федерации; коллективная подготовка и принятие решений; организация документооборота и делопроизводства; реакционно издательская деятельность; организация доступа пользователей АИС СФ к информацион ным фондам и базам данных Совета Федерации, органов государ ственной власти и организаций РФ, государств СНГ и зарубеж ных стран; технологическое обеспечение заседаний СФ в большом и малых залах; информационное обеспечение Поездок делегаций СФ и отдельных членов СФ, а также выездных мероприятий СФ. 10

    Основные функциональные подсистемы АИС СФ Парламентские слушания Планирование Законопроект Заседание Совета Федерации Законодательство Делопроизводство Контроль Кадры Статистика Общественно политические партии и движения Регион Парламентские процедуры и регламент Согласительные комиссии Межпарламентские связи Выборы Материально техническое обеспечение Пресс центр Содружество независимых государств Комитет по делам Севера и малочисленных народов Электронные справочники 11

    Основу информационного обеспечения системы составляют базы данных, электронные справочники, образующие так называемый ин формационный фонд Совета Федерации (ИФ). В структуре ИФ условно выделяются три уровня обработки инфор мации: верхний, включающий централизованные информационные ре сурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верх ней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений; локальный, обеспечивающий выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации; индивидуальный для сотрудников аппарата. 12

    Информатизация Государственной Думы Основная цель информационной системы Госдумы формирова ние упорядоченной информационной среды, обеспечивающей эффек тивную работу руководства и Совета ГД, комитетов, комиссий, фрак ций и депутатских групп, депутатов и подразделений Аппарата Основные компоненты информационного фонда: законодательный фонд: внутрипарламентский фонд сведений о деятельности Госдумы; статистический фонд; предметно справочный фонд; фонд информационно справочных и аналитических материалов; служебные файлы поддержки технологии ведения и организации доступа к информационному фонду. 13

    Информационная система Государственной Думы состоит из сле дующих подсистем компьютерная сеть; комплекс обеспечения заседаний (электронное голосование, те левизионные системы, звукоусиление, конференц связь. дикто фонная запись и расшифровка); кабельное телевидение; информационно справочная служба; радиотрансляция; подсистема факсимильной связи; цифровая АТС; подсистема ТВ информ; реакционно издательская система; подсистемы охранной и пожарной сигнализации и др. В состав компьютерной сети входят: центральный вычислительный комплекс, который реализует функции информационного фонда и сервера системы; информационно коммуникационный центр, который служит «шлюзом» между компьютерной сетью и внешней средой и обес печивает взаимодействие с офисами депутатов в избирательных округах и внешними информационными ресурсами через сети передачи данных общего назначения; локальные центры обработки информации; индивидуальные средства обработки информации; 14

    Информационные технологии управления бюджетной системой В бюджетной системе, которая функционально связана с налоговы ми учреждениями решением задачи формирования доходной и рас ходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным средством является программный комплекс "Бюджет", который обеспечивает информационные связи с Федеральным казна чейством, налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненными финансовыми органами городов и районов и т. д. Про граммный комплекс "Бюджет" имеет единую БД и единый пользова тельский интерфейс. 15

    В ходе проектирования федерального бюджета работники Мини стерства финансов РФ используют автоматизированную информаци онную систему «Финансы» , которая объединяет автоматизированные рабочие места специалистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах. АИС «Финансы» является территориально распределенной систе мой и обслуживает информационные потребности не только Мини стерства финансов, по и Федерального казначейства. АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления. АИС «Финансы» включает в себя ряд функциональных подсистем: Бюджетный процесс Доходная часть бюджета Расходная часть бюджета Государственное кредитование Финансовый контроль бюджета Финансирование отраслей народного хозяйства 16

    Информационные технологии управления налоговой системой АИС «Налог» позволяет расширить круг задач, решаемых Федеральной налоговой службой, повысить обоснованность принимаемых решений, рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико математических методов, упорядочения информационных потоков. 17

    Целями функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» являются: повышение эффективности функционирования системы налого обложения; повышение оперативности работы и производительности труда налоговых инспекторов; обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и свое временной информацией о налоговом законодательстве; повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля соблюдения налогового законода тельства; анализ динамики поступления сумм налогов и возможность про гноза этой динамики; информирование администраций различных уровней о поступ лении налогов и соблюдении налогового законодательства; сокращение объема бумажного документооборота. Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с ана лизом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях - документах. В отчетные периоды документооборот в территориальных инспекциях крупных районов и городов может достигать десятков тысяч документов ежедневно. Взаимодействие государственных структур обеспечивается за счет слияния, взаимного обмена и использования различных баз дан ных: государственного реестра налогоплательщиков; банковских счетов налогоплательщиков; сведений об участниках внешнеэкономической деятельности, объемах и стоимости различных ценностей, пересекающих гра ницу Российской Федерации; сведения о движении средств на счетах государственного бюдже та в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц и т. п. 18

    Основные цели и задачи ФЦП «Электронная Россия» (2002 -2010) Цель ФЦП «Электронная Россия (2002 2010 годы)» – повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет: внедрения и массового распространения ИКТ; обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; расширения подготовки специалистов в области высоких технологий и квалифицированных пользователей. 19

    В Программе предусматривается реализация мероприятий по целому ряду основных направлений: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и создание условий для их эффективного взаимодействия с гражданами на основе использования ИКТ. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики. Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам. Разработка и создание системы электронной торговли. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий программы. Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения ИКТ. 20

    Актуальные направления ФЦП «Электронная Россия (2002 2010 годы)» , вопросы реализации которых наиболее часто обсуждаются в литературе: Внедрение технологии «электронного документооборота» Внедрение технологий «электронного правительства» Создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) Информатизация регионов Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно цифровой подписи Создание телемедицинских сетей (подключение лечебно профилактических учреждений к Интернету) Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг Реализация проекта «Кибер. Пресса» (доставка электронных версий центральных газет в отдаленные регионы страны) Реализация проекта «Кибер. Почта» 21

    Технология «электронного правительства» Интернет технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества, получили в современной литературе устойчивое наименование «электронного правительства» (e Government). 22

    В концепции «электронного правительства» вся система органов исполнительной власти, функционирует как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Деятельность правительства должна быть достаточно открытой, информационно прозрачной и доступной для граждан. Особое внимание уделяется принципу обратной связи, скорости и качеству предоставления услуг посредством широко использования централизованных систем Интернета. Все это призвано повысить как качество оказания государством услуг населению, так и эффективность функционирования самого правительства. В целом «электронное правительство» определяется как специализированная комплексная система взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес структурами посредством Интернета. 23

    Целями формирования в РФ электронного правительства являются: 1) повышение качества и доступности, предоставляемых гражданам и организациям, государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан; 2) повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления; 3) повышение качества административно управленческих процессов; совершенствование системы информационно аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании. 24

    Реализация концепции электронного правительства предполагает решение следующих основных задач: 1. Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение актуальной официальной информацией. К обязательной информации относится (судя по содержанию подобных сайтом других стран) общая, справочная и контактная информация государственных учреждений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, содержимое государственных архивов. На сайте могут быть также расположены: документы или ссылки на документы вышестоящих учреждении; актуальные материалы, публикуемые учреждением в соответствии с его функциями; рекомендации физическим или юридическим лицам по решению их типичных проблем (так называемые типовые «сценарии»). 25

    26

    2. Создание интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами, обеспечить максимально комфортные условия для обращения в государственные учреждения. Среди таких служб, разнимаемых во многих странах, можно выделить составление и подачу налоговых деклараций, оплату счетов, подачу заявлений, электронные торговые площадки для проведения государственных закупок. Возможна также реализация следующих служб: предоставление доступа к шаблонам документов, необходимых в различных ситуациях, возникающих при взаимодействии граждан и предприятий с органами государственного и муниципального управления; уплата штрафов; определение прав на социальные льготы; поиск вакансий в государственных организациях; получение и продление лицензии на ведение профессиональной деятельности; выдача сертификатов и разрешений; запись на прием к врачу (реализуется преимущественно на муниципальных порталах); предоставление услуг дистанционного образования; регистрация избирателей. 27

    3. Создание эффективной системы обратной связи с гражданами. Это так называемые электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и закрытые интернет форумы, системы голосования и социологических опросов. 28

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    «Волгоградский государственный Педагогический университет»

    Реферат

    по предмету: Информационные технологии управления

    на тему: «Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении»

    Выполнили:

    студентки 3к, гр Э-31

    специальность: менеджмент организации

    факультет: Э и У

    Ланкина Н.Ю

    Никленко А.В

    Проверила:

    ст.препод Филиппова Е.М

    Введение

    Современный этап развития общества характеризуется интенсивной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Развитие и широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.

    Использование информационных технологий имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности экономики и повышения эффективности работы органов государственного управления и местного самоуправления. Поэтому информатизация органов государственной и муниципальной власти сегодня является одной из приоритетных задач руководства нашей страны.

    Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время информационно-управляющие системы бизнес - структур и государственных органов являются одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений информатизации. Подобные системы ориентируются, прежде всего, на решение задач реагирования, прогнозирования и предупреждения кризисных и других нештатных ситуаций. Однако на практике сфера применения таких систем гораздо шире и позволяет рассматривать их в качестве центров стратегического и оперативного управления для высших должностных лиц. В последнее время проявляется тенденция создания информационно-управленческих систем, обеспечивающих процессы подготовки и принятия сложных решений. Эти системы функционируют как центры: мониторинга и принятия стратегических решений с отслеживанием в реальном масштабе времени большого количества показателей и параметров экономических, политических, социальных и других сложных объектов.

    1. Характеристика информационных технологий в государственном и муниципальном управлении.

    Департамент муниципального имущества является одним из важнейших структурных подразделений мэрии. Информатизация деятельности этого департамента должна охватывать функции управления, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, а также отражать в БД факты государственной регистрации юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    Департамент городского хозяйства, являясь структурным органом управления, несет полную ответственность за состояние дел в отрасли. Поэтому информатизация управленческих процессов имеет целью реализовать информационное обеспечение решения функциональных задач в областях энергетического, дорожно-транспортного, жилищно-коммунального хозяйства, средств связи и бытового обслуживания населения для нормальной жизнедеятельности горожан содержания объектов внешнего благоустройства и надлежащего санитарного состояния города.

    Применительно к каждому из перечисленных направлений примами управления соответствующих организаций создаются локальные, открытые вычислительные сети, информационные технологии, которые позволяют специалистам этих организаций, используя АРМ и информационное взаимодействие с общесистемными данными муниципальной ИС, решать все необходимые функциональные задачи.

    В Департамент образования, культуры и спорта является структурным органом мэрии и в процессе своей деятельности имеет информационные связи с другими структурными подразделениями мэрии, областной администрации, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями и гражданами.

    Использование информационных технологий

    Стратегическое использование информационных технологий может помочь организациям в осуществлении следующего:
    - предоставить возможность сотрудникам легко и оперативно получать, создавать и предоставлять коллегам информацию, управлять ею и действовать на ее основе в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства. Служащие должны получать мгновенный доступ к инструментам анализа и совместной работы, а в их распоряжении должны находиться базы данных и средства анализа данных на настольных ПК и мобильных устройствах, а также единое средство для работы с календарем и электронной почтой, синхронизации и управления делами, доступное с любого устройства;

    Оказывать услуги, ориентированные на граждан, дав возможность служащим более оперативно и эффективно отвечать на запросы клиентов. Для этого необходимо предоставить доступ к базам данных и средствам анализа данных с помощью различных каналов;

    Повысить коэффициент интеллекта ведомства в целом путем взаимодействия и интеграции систем управления контентом, мониторинга и анализа. Это требует наличия простых в использовании и управлении инструментальных средств, интеграции с серверными и существующими системами, а также высокого уровня безопасности и удостоверения личности для защиты ведомственной информации.

    Само использование информационных технологий способствует переменам в культуре работы. Если доступ к информации осуществляется очень просто, то вероятность того, что человек захочет посмотреть те или иные данные, будет намного больше. Если взаимодействие с коллегами тоже осуществляется просто, то человек наверняка захочет воспользоваться их опытом. Аналогично человек будет придерживаться правильных процедур, если их легко выполнять. Онлайновый обмен информацией порождает ощущение неотложности задачи и действует для государственных служащих как катализатор, заставляющий их непосредственно заниматься вопросами граждан, отвечать на их запросы и рассматривать их в большей степени как клиентов, нежели как бремя.

    3. Основные аспекты внедрения электронного правительства в нашей стране

    Основной задачей информатизации в деятельности департамента здравоохранения и социальной защиты является организация информационного сопровождения движения бюджетных и других финансовых средств, которые предназначены для охраны здоровья и гарантированной доступной медицинской помощи населению города, выделяются бюджетом на гарантированную поддержку семьи, пожилых граждан, инвалидов, а также на развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения.

    Подсистема "Социальная защита" кроме общесистемных баз данных предусматривает использование большого разнообразия специализированных БД, необходимых для ведения в электронном виде документации по денежному содержанию пенсионеров различных групп. Так, создаются БД "Ветераны", "Инвалиды", "Слепые", "Многодетные", "Матери-одиночки", "Блокадники", "Репрессированные", "Военные узники", "Военные пенсионеры" и др. Создаются АРМ, которые оснащаются программным обеспечением для комплексного решения задач по начислению и выплате пенсий. Такое программное обеспечение устанавливается на рабочих местах специалистов не только в департаменте муниципалитета города, но и в территориальных отделах соцзащиты населения.

    Программный комплекс "Расчет пенсий" позволяет производить начисление пенсий, просчитывать более выгодный вариант расчета, оперативно формировать выплатные документы для почтовых отделений связи или банков, создавать сводные и статистические отчеты для Пенсионного фонда" Информация из баз данных этого комплекса предоставляется в городскую налоговую инспекцию, используется при корректировке данных медицинских страховых компаний.

    Пополнение баз данных производится ежедневно в территориальных отделах социальной защиты населения города. ИС муниципального управления в рамках корпоративной среды позволяет активно осваивать Интернет, использовать его чрезвычайно широкие возможности доступа специалистов со своих АРМ к различным информационным ресурсам, в частности, и к Государственным информационным ресурсам России.

    Территориальная информационная система (ТИС) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления.

    В зависимости от охватываемой территории выделяют следующие ТИС:

    · местные (в пределах города, городского района);

    · региональные (в пределах области, края, республики, автоном­ного округа);

    · государственные (АСУ государственного масштаба, например «Государственный регистр населения»).

    При создании ТИС очень важным является проведение мероприятий, которые включают исследование состава и основных характеристик объекта информатизации, целей каждого его элемента, взаимосвязей между ними, связей с внешней средой.

    Открываются возможности для формирования тематических Web-страниц, составляющих основу Web-сервера мэрии, разработки Web-броузеров, способных охватывать все имеющиеся муниципальные ресурсы. Безусловно, любое дальнейшее развитие сети связано с резким увеличением объемов изучаемой и анализируемой специалистами и руководителями информации, что требует дальнейшего развития сети на основе принципиально новой программной и технологической среды, например Oracle и ОLАР-технологий. OLAP-технологии для муниципального управления - новый класс информационных систем, обеспечивающий ведение процесса анализа в режиме реального времени. Создание и ввод в действие таких технологий являются перспективной за-дачей, которая создаст для руководства качественно новые возможности в управлении социально-экономическими процессами.

    К настоящему времени автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в более чем 2,5 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1250 - муниципального уровня. Почти во всех центральных универсальных научных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети, объединяющие от 30 до 50 компьютеров. Основным результатом внедрения информационных технологий в практику работы библиотек является создание электронных каталогов и других библиографических и реферативных баз данных. Самые значительные по объему базы данных сформированы в библиотеке Института информации по общественным наукам, Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотеке, Государственной публичной научно-технической библиотеке России и других центральных библиотеках.

    Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций - юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

    В настоящее время основу государственной системы правовой информации составляют информационные ресурсы организаций Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) и Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России). В рамках ФАПСИ работы в области формирования и организации использования ресурсов правовой информации проводятся Научно-техническим центром правовой информации "Система" (НТЦ "Система").

    База данных действующего российского законодательства "Эталон". Это полнотекстовая база данных по действующему российскому законодательству, разработанная в НЦПИ. "Эталон" содержит около 50 000 текстов действующих нормативных актов. Среди них - федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, а также приказы и инструкции министерств и ведомств, судебная, нотариальная, арбитражная практика.

    Говоря о государственной системе правовой информации, нельзя не упомянуть сервер Министерства юстиции РФ www.scli.ru. На сервере можно найти самые разнообразные сведения о правовых информационных ресурсах, в том числе описания баз данных НЦПИ, сведения о работах НЦПИ и ЦПИ, познакомиться с новыми документами и др.

    Кроме информации об организациях-разработчиках и предлагаемых информационных правовых системах на этих серверах в свободном доступе имеется информация о новых нормативных актах и текущие обзоры законодательства по различным направлениям (мониторинг законодательства). На ряде серверов можно подписаться на данные по мониторингу законодательства и бесплатно получать их по электронной почте, а также просматривать содержание баз данных по законодательству и сформировать запрос на поиск нужного документа. В результате просмотра можно получить не только название документа, содержащегося в базе, но и доступ к текстам документов в основных базах данных, как правило, платный.

    Заключение

    Говоря об информационных технологиях государственного управления, следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами.

    Упрощая взаимодействие с государственными органами и доступ к информации для населения, Интернет-технологии способствуют большей открытости и прозрачности. Облегчается также доступ к разнообразным сведениям - законопроектам, материалам заседаний в комитетах и документам по бюджету. Граждане могут лучше следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свои мнения в режиме реального времени. В конечном итоге люди должны иметь возможность настроить портал государственных служб согласно собственным потребностям, добавляя, обновляя и удаляя ссылки на конкретные службы.

    Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления занимают особое место в системе управления, поскольку любое поспешное или неверное управленческое решение, принимаемое при недостатке информации, особенно в нештатных, экстремальных ситуациях, может привести к нежелательным последствиям.

    1. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

    2. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ, 2004, 551 с.

    3. Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении. - М.: КноРус, 2005, 266 с.

    4. Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении. - М.: ИНФРА-М, 2005, 158 с.

    5. Семенов М.И. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2004, 416 с.

    6. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. - М.: Высшее образование, 2006, 480 с.

    7. Акатова Н.А. Система государственного управления. Кн.5. Информационные технологии: Учебное пособие. – М.: ГУУ, 2000


    Акатова Н.А. Система государственного управления. Кн.5. Информационные технологии: Учебное пособие. – М.: ГУУ, 2000



    Загрузка...