sonyps4.ru

Генуэзская международная экономическая конференция. «Русский вопрос» на Генуэзской конференции

Генуэзская конференция открылась 10 апреля 1922 г. в присутствии многочисленных делегаций от 34 стран. Это была первая большая международная встреча представителей государств с различными социально-экономическими системами.

Интерес к ней во всем мире был огромный. Гостиницы и частные дома старинного итальянского города заполнили прибывшие из разных стран журналисты, банковские деятели, представители промышленных монополий и торговых фирм, всякого рода агенты, посредники, разведчики, русские белые эмигранты. Итальянское правительство увеличило генуэзский гарнизон, усилило полицию, прислав в Геную дополнительно 500 тайных агентов.

Первым на конференции выступил ее председатель - итальянский премьер-министр Факта. В своей декларации он требовал, чтобы все участники конференции полностью присоединились к каннским резолюциям Верховного совета Антанты. Взявший затем слово глава английской делегации Ллойд-Джордж нарисовал мрачную картину послевоенной экономической разрухи и призвал всех делегатов содействовать установлению мира и достижению соглашения. После него говорил от имени Франции Луи Барту; он тоже призвал к миру, но вместе с тем заявил, что существующие договоры не должны обсуждаться на конференции.

В центре внимания первого пленарного заседания было выступление представителя Советской России. В декларации, которую огласил Г. В. Чичерин, содержалась развернутая конкретная программа установления прочного, длительного мира между всеми государствами и укрепления международной безопасности. Советское правительство признавало необходимым экономическое сотрудничество с капиталистическими странами «на основе взаимности, равноправия и полного и безоговорочного признания». Оно указывало, что экономическое восстановление России, самой крупной из европейских стран, располагающей богатейшими природными ресурсами, «является непременным условием всеобщего экономического восстановления» и что Советская Россия со своей стороны создала все необходимые юридические гарантии для успешного делового сотрудничества с буржуазными странами. Однако экономические вопросы неотделимы от политических проблем, поэтому «всякие усилия, направленные к восстановлению мирового хозяйства, будут тщетны до тех пор, пока над Европой и над миром будет висеть угроза Новых войн…».

Г. В. Чичерин довел до сведения конференции, что Советское правительство намерено предложить программу установления всеобщего мира - сокращения вооружений и вооруженных сил, а также полное запрещение наиболее варварских форм ведения войны - ядовитых газов, воздушных бомбардировок и других средств разрушения, направленных против мирного населения. Установление всеобщего мира, говорилось в декларации, должно быть проведено всемирным конгрессом, созванным на основе полного равенства всех народов и признания за ними права распоряжаться своей собственной судьбой, с обязательным официальным участием в нем рабочих организаций. Советская декларация упоминала и о необходимости пересмотра устава Лиги наций «с целью превращения ее в настоящий союз народов, без господства одних над другими». В связи с предложениями о кабальных ля Советской России соглашениях, выдвинутыми Францией и другими западными державами, Г. В. Чичерин заявил, что советская делегация решительно отклоняет всякую возможность неравноправных сделок.

Как только Г. В. Чичерин закончил выступление, Барту заявил протест: ему особенно не понравилось предложение о всеобщем сокращении вооружений. Барту предупредил, что если русская делегация официально поставит этот вопрос на рассмотрение конференции, то «она встретит со стороны французской делегации не только сдержанность, не только протест, но точный и категорический, окончательный и решительный отказ».

Между тем советская программа мира соответствовала жизненным интересам всех народов. «Голосом советской делегации на Генуэзской конференции — говорит рабочий класс всего мира. Этот голос спокоен, но тверд и решителен»,- констатировала . Советская делегация в Генуе получала многочисленные приветствия из различных стран. Когда Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет рассматривал вопрос о деятельности делегации, он указал в своем постановлении: «В особенности ВЦИК подчеркивает правильность и своевременность того, что делегация в первом же своем выступлении выдвинула предложение всеобщего разоружения. В этом выступлении делегации РСФСР нашли свое выражение интересы и желания не только трудящихся масс России, но и кровные интересы трудящихся всего мира и всех угнетенных и порабощенных народов и наций».

Во второй день конференции, 11 апреля, началась работа четырех комиссий: политической, экономической, финансовой и транспортной. рассматривался в первой из них; для этого была образована специальная подкомиссия. Здесь советской делегации вручили меморандум, разработанный экспертами в Лондоне. Он требовал, чтобы Советское правительство взяло на себя все финансовые обязательства царского и Временного правительств и вообще всех «бывших доныне» властей, признало свою материальную ответственность за все убытки, понесенные иностранцами от действий Советского правительства и его предшественников, и возвратило им национализированные предприятия. В меморандуме содержались и другие домогательства: отмена монополии внешней торговли, т. е. ликвидация барьера, который ограждал Советскую Россию от экономической экспансии иностранного капитала; установление для иностранцев исключительного режима, подобного капитуляционному; контроль держав Антанты над советскими финансами.

Ллойд-Джордж, пытаясь склонить советскую делегацию к уступкам, пригласил Г. В. Чичерина, Л. Б. Красина и М. М. Литвинова в свою резиденцию на виллу Альбертис для неофициальных бесед. Здесь Ллойд-Джордж, а также Барту и представители Бельгии и Италии потребовали безоговорочного принятия всех условий меморандума экспертов. Советские дипломаты в категорической форме отклонили те пункты меморандума, которые нарушали суверенитет Советской России, и со своей стороны выдвинули контрпретензии к странам Антанты за ущерб, нанесенный интервенцией и блокадой. Размер ущерба, поддающегося учету, был определен особой правительственной комиссией - в результате тщательного, более чем двухлетнего изучения - в 39 млрд. 45 млн. довоенных рублей.

После длительных дискуссий Ллойд-Джордж объявил, что западные державы отвергают советские контрпретензии, но соглашаются уменьшить военный долг России и продлить срок уплаты процентов по всей задолженности. Заявление было сделано в ультимативной форме. Советская делегация на это ответила, что ей нужно снестись со своим правительством. Переговоры временно приостановились.

Политику прямого нажима на Советское правительство с целью принудить его к сдаче командных экономических позиций иностранному капиталу поддерживали Соединенные Штаты Америки. Активность неофициальных представителей американского правительства и крупнейших монополий в Генуе была велика. Присутствовавший на Генуэзской конференции в качестве наблюдателя посол Соединенных Штатов в Италии Чайлд отмечал в своем дневнике, что делегаты конференции, не исключая представителей великих европейских держав, постоянно поддерживали с ним тесный контакт.

Попыткам империалистов навязать советским республикам кабальный договор или сорвать конференцию советская делегация противопоставила активную дипломатическую борьбу за достижение взаимовыгодных соглашений. Эта борьба увенчалась крупным успехом: путем соглашения с Германией удалось пробить брешь в антисоветском фронте капиталистических государств.

Книга посвящена одному из важных событий исторического периода времени между двумя мировыми войнами – международной экономической конференции в Генуе в 1922 году. Генуэзская конференция была попыткой бывших союзников России поставить советское государство под свой контроль, добиться ее возвращения в лоно так называемого «цивилизованного мира» на правах колонии. Благодаря твердой позиции советской делегации эти попытки провалились. После Генуи наше государство взяло курс на построение социализма в отдельно взятой стране, выстраивая отношения с Западом на принципах мирного сосуществования и одновременно готовясь к новой мировой войне, которая была неизбежна. Панорама экономических и политических событий, описываемых в книге, выходит далеко за рамки Генуэзской конференции. Автор полагает, что многие события всемирной и отечественной истории между двумя мировыми войнами – отличный урок для современной России. В том числе Генуя может и должна стать образцом для сегодняшней российской дипломатии. Мы сможем успешно противостоять нынешнему экономическому и политическому давлению Запада на Российскую Федерацию, если учтем опыт социалистической индустриализации в условиях тогдашней блокады Запада.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Генуэзская конференция в контексте мировой и российской истории (В. Ю. Катасонов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Часть 4. Генуя: Россия против Антанты

Ход Конференции (общий обзор)

Конференция в Генуе проходила в период с 10 апреля по 20 мая 1922 года при участии представителей 34 стран (29 государств и 5 британских доминионов). Среди западных делегаций тон задавали делегации Великобритании (глава – премьер Ллойд Джордж), Франции (глава – министр юстиции и одновременно министр по делам Лотарингии и Эльзаса Луи Барту), Италии (как принимающей страны).


Советская делегация на конференции в Генуе


Председателем делегации РСФСР был назначен Председатель Совнаркома РСФСР Владимир Ленин; однако по причинам здоровья и безопасности он в Геную не приехал. Заместителем председателя делегации был определен Нарком иностранных дел Георгий Чичерин. Он имел все те же полномочия, что и председатель. В состав делегации России также входили Леонид Красин, Максим Литвинов, Вацлав Воровский, Ян Рудзутак, Адольф Иоффе, Христиан Раковский, Нариман Нариманов, Александр Шляпников, Борис Штейн и другие.

Интерес к ней во всем мире был огромный. Гостиницы и частные дома старинного итальянского города заполнили прибывшие из разных стран журналисты, банковские деятели, представители промышленных монополий и торговых фирм, всякого рода агенты, посредники, разведчики, русские белые эмигранты. Итальянское правительство увеличило генуэзский гарнизон, усилило полицию, прислав в Геную дополнительно 500 тайных агентов.

Первый день работы Конференции проходил в режиме пленарного заседания. Выступили главы (или заместители глав) делегаций с установочными речами. Первым на Конференции выступил ее председатель – итальянский премьер-министр Факта . В своей декларации он требовал, чтобы все участники Конференции полностью присоединились к каннским резолюциям Верховного совета Антанты. После председателя Конференции выступал глава английской делегации премьер-министр Ллойд Джордж . От имени Франции говорил Луи Барту . Примечательно, что француз предостерег участников от того, чтобы обсуждать на Конференции существующие договоры. Вероятно, он боялся, что на Конференции может начаться перекройка Версальского мирного договора (прежде всего, пересмотр репарационных платежей в сторону ослабления финансового бремени Германии).

В центре внимания первого пленарного заседания было выступление представителя Советской России (он выступал седьмым). В декларации, которую огласил Г. В. Чичерин , содержалась развернутая конкретная программа установления прочного, длительного мира между всеми государствами и укрепления международной безопасности. Советское правительство признавало необходимым экономическое сотрудничество с капиталистическими странами «на основе взаимности, равноправия и полного и безоговорочного признания». Наверное, впервые на столь высоком уровне прозвучал сформулированный советским государством принцип мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими устройствами. Чичерин указывал, что экономическое восстановление России, самой крупной из европейских стран, располагающей богатейшими природными ресурсами, «является непременным условием всеобщего экономического восстановления» и что Советская Россия со своей стороны создала все необходимые юридические гарантии для успешного делового сотрудничества с буржуазными странами. Чичерин также заявил, что Советская Россия признает, в принципе, Каннские условия, но сохраняет за собой право вносить в них свои коррективы.


Жан-Луи Барту (фр. Jean Louis Barthou). (25.08. 1862 – 9.10. 1934) Французский политик и государственный деятель периода Третьей республики. Впервые был избран во французский парламент в 1889 году. С 1894 года Барту занимает различные министерские посты. С 22 марта по 9 декабря 1913 года премьер-министр Франции. В 1923–1926 годах был председателем Репарационной комиссии.

Несмотря на консервативные взгляды, в условиях нарастания угрозы гитлеровской агрессии выступил активным сторонником совместной с Советским Союзом политики коллективной безопасности вместе с наркомом внешних дел СССР Максимом Литвиновым, который так вспоминал о Барту: «Его публичные выступления отличались прямотой, серьезностью и убедительностью. Он не прибегал к дипломатическим фразам в ущерб смыслу и ясности своих выступлений… Благодаря его уму, остроумию и всестороннему образованию беседы с ним доставляли всегда истинно эстетическое наслаждение». Барту был ключевой фигурой в разработке Франко-советского договора о взаимопомощи.

9 февраля 1934 года вступил в должность министра иностранных дел, но был убит в Марселе 9 октября 1934 года вместе с югославским королем Александром I.


Было подчеркнуто, что экономические вопросы неотделимы от политических проблем, поэтому «всякие усилия, направленные к восстановлению мирового хозяйства, будут тщетны до тех пор, пока над Европой и над миром будет висеть угроза новых войн…». Г. В. Чичерин сообщил, что Советское правительство намерено предложить программу установления всеобщего мира – сокращение вооружений и вооруженных сил, а также полное запрещение наиболее варварских форм ведения войны. Советская декларация упоминала и о необходимости пересмотра устава Лиги Наций «с целью превращения ее в настоящий союз народов, без господства одних над другими». В связи с предложениями о кабальных для Советской России соглашениях, выдвинутыми Францией и другими западными державами, Г. В. Чичерин заявил, что советская делегация решительно отклоняет всякую возможность неравноправных сделок. Выступление Чичерина вызвало неприятие со стороны французской делегации, которая протестовала против предложений о всеобщем разоружении. Впрочем, критические выпады Барту в адрес Чичерина по поводу предложений последнего о разоружении не были поддержаны другими делегациями, поскольку тогда в Европе доминировали идеи пацифизма. В то же время многие западные участники Конференции были разочарованы выступлением Чичерина по другой причине: они не услышали готовности России оплачивать довоенные и военные долги. Американский наблюдатель Чайлд, при всей своей ненависти к Советской Республике, вынужден был признать в своем донесении государственному департаменту, что при открытии сессии Генуэзской конференции самым ярким, самым сильным выступлением была речь Чичерина. «В этой речи, – сообщал он, – очень сильно прозвучало заявление о том, что Советская Россия предлагает мир и требует разоружения».

Основная часть работы Конференции проходила в четырех комиссиях: политической, экономической, финансовой и транспортной. В первой из них рассматривался так называемый «русский вопрос», для чего была образована специальная подкомиссия.

Уже на второй день работы Конференции (11 апреля) советской делегации вручили меморандум, разработанный экспертами в Лондоне (Лондонский меморандум ). Он требовал, чтобы Советское правительство взяло на себя все финансовые обязательства царского и Временного правительств и вообще всех «бывших доныне» властей, признало свою материальную ответственность за все убытки, понесенные иностранцами от действий Советского правительства и его предшественников, и возвратило им национализированные предприятия. В Меморандуме содержались и другие домогательства: отмена монополии внешней торговли, т. е. ликвидация барьера, который ограждал Советскую Россию от экономической экспансии иностранного капитала; установление для иностранцев исключительного режима, подобного капитуляционному; контроль держав Антанты над советскими финансами. Советская делегация потребовала приостановки работы Конференции на два дня для того, чтобы ознакомиться с Лондонским меморандумом (хотя он уже был подготовлен за 12 дней до начала Конференции).

Во время этой паузы Ллойд Джордж, пытаясь склонить советскую делегацию к уступкам, пригласил 14 апреля Г. В. Чичерина, Л. Б. Красина и М. М. Литвинова в свою резиденцию на виллу Альбертис для неофициальных бесед. Здесь Ллойд Джордж, а также Барту и представители Бельгии и Италии потребовали безоговорочного принятия всех условий Лондонского меморандума. Советские дипломаты в категорической форме отклонили те пункты Меморандума, которые нарушали суверенитет Советской России, и со своей стороны выдвинули контрпретензии к странам Антанты за ущерб, нанесенный интервенцией и блокадой. Через несколько дней советская делегация представила Меморандум от 20 апреля , в котором она дала развернутый обзор своей позиции по широкому кругу вопросов. По сути, это был ответ на Лондонский меморандум экспертов.

Политику прямого нажима на Советское правительство с целью принудить его к сдаче командных экономических позиций иностранному капиталу поддерживали Соединенные Штаты Америки. Активность неофициальных представителей американского правительства и крупнейших монополий в Генуе была велика. Присутствовавший на Генуэзской конференции в качестве наблюдателя посол Соединенных Штатов в Италии Чайлд отмечал в своем дневнике, что делегаты Конференции, не исключая представителей великих европейских держав, постоянно поддерживали с ним тесный контакт.

После неудачной попытки Запада навязать России условия Лондонского меморандума был подготовлен (втайне от российской делегации) и представлен Г. Чичерину Меморандум 2 мая . Примечательно, что Меморандуму 2 мая предшествовало два проекта документа – английский и французский. Первый – более компромиссный, второй – более жесткий и ультимативный по отношению к Советскому государству. С большим трудом удалось согласовать единый вариант, но примечательно, что в конце концов французская делегация его не подписала. Так что фактически этот Меморандум был английским. Ввиду отказа Франции подписать Меморандум заговорили даже о распаде Антанты. Стали даже поговаривать, что Франция может досрочно покинуть Конференцию, а Великобритания может пойти на сепаратные договоренности с Россией. Американскому послу Чайлду пришлось принять участие в примирении англичан и французов на Конференции. Это ему удалось сделать, но с большим трудом.

После изучения Меморандума 2 мая советская делегация, в свою очередь, представила на Конференции Меморандум 11 мая . Все эти обмены меморандумами показали, что Россия, с одной стороны, а Запад, с другой стороны, остались почти на исходных позициях. Компромиссных решений найдено не было.

Подробнее ключевые вопросы Генуэзской конференции рассмотрим ниже.

Советская Россия: главное – восстановление экономики, а не оплата долгов мировым банкирам

Советская делегация постоянно стремилась перевести обсуждения на Конференции в конструктивное русло. Поскольку делегаты большинства стран предпочитали говорить о долгах Советской России и пытались заставить ее не только признать долги, но и начать их выплачивать. Это был откровенно мародерский подход, который нашел свое отражение в Лондонском меморандуме экспертов, представленном на Конференции в самом начале ее работы. Это был точно такой же мародерский подход, который страны-победительницы продемонстрировали на Парижской мирной конференции, где принимались решения по обложению Германии репарациями. Германия, отягощенная непосильной данью, переживала самую настоящую социально-экономическую катастрофу. Еще на Парижской мирной конференции английский экономист Джон Кейнс говорил, что назначенные Германии Версальским мирным договором репарации, по крайней мере, в четыре раза превышают ее реальные возможности. Он полагал, что такие репарации Германию уничтожат или же приведут к социально-политическому взрыву в центре Европы. К сожалению, этой простой и понятной логикой делегаты западных стран почему-то не руководствовались. Особенно делегаты Франции, которая была главным «бенефициаром» германских репараций и главным держателем внешнего долга России.


Члены советской делегации на Генуэзской конференции


В своем Меморандуме от 20 апреля советская делегация констатировала, что интересы банкиров-кредиторов оказались выше интересов государств и трудящихся и что алчность мировых ростовщиков ведет к банкротствам, нищете и социальным протестам: «В результате войны хозяйство во всех странах Европы пребывает в состоянии глубокого упадка, и все находящиеся к руках имущих слоев населения ценные бумаги довоенного и военного времени (акции, свидетельства государственных займов и т. д.) ни в какой мере не соответствуют размерам реального национального дохода, и в то же время государственные обязательства не соответствуют размерам бюджетов. Отсюда усиливается все более и более ясно сознаваемая необходимость поставить все ценные бумаги и обязательства в соответствие с размерами производства и национальным доходом. Эта необходимость находит свое выражение как в постепенном приближении к государственному банкротству ряда стран, вынужденных отказываться от уплаты военных долгов, так и в ряде банкротств отдельных банков, частных фирм и в непрерывном падении стоимости всяких акций и ценных бумаг. И в то время как правительства отказываются от платежей или же фактически их не платят, частные предприятия и банки объявляют себя банкротами, а массы трудового населения расплачиваются за потрясения, вызванные войной, огромным понижением уровня своего существования – во всем мире оказывается незатронутой бедствиями войны, согласно меморандуму экспертов, лишь одна категория лиц – кредиторы России, которые должны получить по всем счетам с процентами, как если бы русская революция застраховала их от всяких рисков и всяких ущербов, которые понесли во всем мире народные массы и капиталистические круги».

Советская делегация гнула свою конструктивную линию, нацеленную на восстановление разрушенной экономики, а не на удовлетворение алчных аппетитов мировых ростовщиков.

Во-первых , вопрос о признании Советской Россией государственных и частных долгов не следует увязывать с вопросом о дальнейшем торгово-экономическом сотрудничестве. Поскольку дальнейшее сотрудничество может и должно осуществляться под гарантии Советского правительства, которые при необходимости оно готово выдавать. Само по себе признание или непризнание долгов, возникших до прихода к власти большевиков, не может повлиять на приток капиталов в Советскую Россию. Такой приток исключительно зависит от гарантий Советского правительства. Советская делегация занимала следующую позицию: надо заключать торговые и кредитные соглашения с Западом, а вопрос о взаимных требованиях прошлых лет следует решать параллельно. Второй вопрос крайне запутанный, он потребует времени, не стоит стремиться на Конференции расставить все точки над «i». Данная позиция советской делегации была четко сформулирована в ее Меморандуме от 11 мая.

Во-вторых , она выступала за отмену политических и иных искусственных барьеров в международной торговле. Торговая и морская блокада, объявленная Верховным советом стран Антанты в декабре 1917 года, – яркий тому пример. В 1920 году эта блокада была снята, но лишь частично. Страны активно пользовались таким инструментом, как антидемпинговые пошлины и даже полные запреты на ввоз товаров при подозрении в использовании демпинга и других «нерыночных» инструментов. Таким «нерыночным» инструментом они рассматривали установленную в Советской России государственную монополию внешней торговли, заявляя, что будут торговать лишь с негосударственными организациями. Так что де-факто блокада сохранялась. Впрочем, и между собой страны Антанты в сфере международной торговли не очень ладили, защищая свои внутренние рынки таможенными пошлинами и рядом нетарифных барьеров. Советская делегация была за снижение таможенных пошлин в европейской торговле и признание Западом государственной монополии внешней торговли. Тем более что формально делегации других стран признавали Каннские принципы, в которых признавалось право государств на определение своего социально-экономического устройства, включая формы собственности предприятий и организаций. Как видим, Советская Россия более девяти десятков лет назад находилась в той же ситуации, в какой сегодня находится Российская Федерация (создание препон для внешней торговли в виде разного рода формальных и неформальных санкций).

Конец ознакомительного фрагмента.

Генуэзская конференция - международная конференция по экономическим и финансовым вопросам, первая широкая дипломатическая встреча Советской России со странами западного мира. Проходила в Генуе (Италия) 10 апреля - 19 мая 1922 при участии представителей 29 государств (в т. ч. РСФСР, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии). Работой делегации РСФСР руководил В. И. Ленин, назначенный её председателем; зам. пред. был Г. В. Чичерин, к-рый в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами председателя. Делегация РСФСР (в её состав входили также, Л. Б. Красин, М. М. Литвинов, В. В. Боровский, Я. Э. Рудзутак, А. А. Иоффе, X. Г. Раковский, Н. И. Нариманов, Б. Мдивани, А. Бекзадян, А. Г. Шляпников) представляла на Г. к. не только Российскую федерацию, но и все др. сов. республики (Азербайджанскую, Армянскую, Белорусскую, Бухарскую, Грузинскую, Украинскую, Хорезмскую), а также интересы Дальневост. республики. США, отказавшиеся участвовать в работе Г. к., были представлены на ней наблюдателем - амер. послом в Италии Р. Чайлдом. Из делегатов западных государств наиболее активную роль на Г. к. играли Д. Ллойд Джордж, Дж. Н. Керзон (Великобритания), К. Вирт, В. Ратенау (Германия), Л. Факта (Италия), Ж. Барту, К. Баррер (Франция). Решение о созыве Г. к.- изыскание мер "к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы". Однако гл. вопросом был по существу вопрос об отношениях между Советским государством и западным миром после провала попыток свержения Сов. власти путём воен. интервенции. Западные страны, в первую очередь Великобритания, в поисках преодоления послевоен. экономич. трудностей пытались вернуть на мировой рынок Сов. Россию (чтобы, пользуясь её врем. экономич. слабостью, широко эксплуатировать её ресурсы), а также Германию и её бывших союзников в 1-й мировой войне. Советское правительство, заинтересованное в нормализации экономич. и политич. отношений с западными странами, согласилось принять участие в работе Г. к. (8 янв. 1922).

На конференции, однако, ведущую роль играли представители тех западных гос-в, к-рые вместо делового обсуждения реальных путей установления экономич. связей с Сов. гос-вом. пытались с помощью дипломатич. нажима добиться от Сов. пр-ва экономич. и политич. уступок, ведущих к установлению в России иного политического и экономического строя; они рассчитывали заставить Советское государство признать все долги царского и Временного правительствв, вернуть иностранным капиталистам национализированные Советской властью предприятия или возместить стоимость этих предприятий, ликвидировать монополию внешней торговли и т. д. Сов. делегация по указанию Ленина отвергла эти требования и в свою очередь выдвинула контрпретензии о возмещении Советскому государству убытков, причинённых военной интервенцией и блокадой (если довоен. и воен. долги России были равны 18,5 млрд. золотых руб., то убытки Сов. гос-ва в результате воен. интервенции и блокады составляли 39 млрд. золотых руб.). Вместе с тем, желая найти почву для соглашения и восстановления экономич. связей с западными гос-вами, сов. делегация на Г. к. 20 апр. 1922 заявила, что Сов. пр-во готово признать довоен. долги и преим. право за быв. собственниками получать в концессию или аренду ранее принадлежавшее им имущество при условии признания Советского государства де-юре, оказания ему финансовой помощи и аннулировании военных долгов и процентов по ним.

На первом пленарном заседании Генуэзской конференции (10 апреля) советская делегация поставила вопрос о всеобщем сокращении вооружений. Однако как вопрос о сокращении вооружений, так и вопросы урегулирования взаимных финансово-экономических претензий не были разрешены на конференции. В ходе Генуэзской конференции советской дипломатии, использовавшей противоречия в империалистическом лагере (лагере западных держав), удалось прорвать единый фронт государств, пытавшихся добиться дипломатической изоляции Советского государства, и заключить с ГерманиейРаппальский договор 1922 года.

Дипломатический словарь

ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922

По экономическим и финансовым вопросам происходила с 10. IV по 19. V.

Подготовка конференции. В поисках выхода из послевоенного кризиса Англия пыталась вернуть на мировой рынок в качестве покупателя прежде всего Советскую Россию и, в известной мере, страны, потерпевшие поражение в первой мировой войне. Английский премьер-министр Ллойд-Джордж добился на Каннской конференции (см.) единогласного решения Верховного совета Антанты о созыве в Генуе конференции с участием России, Германии, Австрии, Венгрии и Болгарии.

Решение Каннской конференции вызвало резкие протесты реакционных кругов во Франции, не желавших отказаться от враждебной позиции к Советской России и опасавшихся восстановления Германии. Кабинет Бриана пал. Премьером был назначен Пуанкаре. Политический кризис во Франции вызвал кризисы в ряде стран Европы, более или менее зависимых от Франции, и в странах, связывавших с проектируемой конференцией надежды на оздоровление своего хозяйства, - в Польше, Австрии, Италии, Греции и в самой Англии, где благодаря атаке консерваторов едва не пал кабинет Ллойд-Джорджа.

Придя к власти, Пуанкаре не мог открыто выступить против намеченной конференции, ибо Бриан уже дал в Каннах согласие на её созыв. Пуанкаре поставил перед собой задачу оттянуть созыв конференции в надежде окончательно сорвать её, в случае же созыва - ограничить программу её деятельности и не допустить решения вопросов, в какой бы то ни было степени затрагивающих Версальский мирный договор (см.).

Выполняя намеченный план, Пуанкаре направил в Лондон меморандум, в котором заявил, что Франция согласна участвовать в конференции только в том случае, если Советская Россия примет полностью и заранее все условия Каннской резолюции, если на конференции не будет допущено каких бы то ни было изменений договоров по отношению к Германии и другим побеждённым странам, если приглашённые страны (речь шла о России) безоговорочно признают свои долги, если Россия установит льготы для иностранцев, разрешит въезд и свободную деятельность иностранным капиталистам, т. е. фактически введёт у себя режим капитуляций (см.). Пуанкаре настаивал на создании единого дипломатического фронта "между союзниками и остальными цивилизованными странами, когда последние станут лицом перед пустыней, созданной Советами".

В Париже под председательством бывшего французского посла в России Нуланса была созвана конференция кредиторов России, на которой были представлены французские, бельгийские, датские, японские, североамериканские держатели русских ценностей. Конференция требовала принятия 6 каннских условий Советской Россией и безусловного признания всех своих долгов. В европейской прессе поднялась антисоветская кампания.

Одновременно, чтобы сломить сопротивление английского премьера, в французской прессе были помещены инспирированные Пуанкаре статьи о возможности русско-французского соглашения.

Дипломатический маневр Пуанкаре достиг цели: реакционные круги Англии, опасаясь возможных самостоятельных переговоров между Францией и Советской Россией, выступили с критикой Ллойд-Джорджа. К тому же Англия без Франции не могла добиться благоприятного для себя урегулирования положения на Ближнем Востоке, где греки, несмотря на поддержку Англии, терпели поражения от турок. Ллойд-Джордж решил пойти на уступки Франции, выразив согласие на личную встречу с французским премьером в Булони. Пуанкаре немедленно изменил свою тактику: французская печать категорически заявила, что никаких переговоров с Советской Россией Франция не ведёт. На конференции в Булони 25. II 1922 было решено, что Г. к. будет отложена до 10. IV; будут приняты все меры, чтобы предупредить возможные посягательства на прерогативы Лиги наций, на подписанные Францией договоры и на права союзников по вопросу о германских репарациях. Решено было созвать в Лондоне предварительное совещание экспертов для обсуждения экономических и технических вопросов. Ллойд-Джордж, таким образом, пошёл на создание единого фронта с Францией против Советского Союза.

Добившись уступок от Англии, французская дипломатия попыталась создать антисоветский фронт прибалтийских стран. Представители Польши, Латвии, Эстонии и Финляндии подписали 17. III в Варшаве договор, по которому обязались не заключать никаких соглашений, направленных против кого-либо из них, сообщать друг другу тексты договоров, имеющих быть заключёнными с другими государствами, и обязались в случае неспровоцированного нападения какого-нибудь другого государства соблюдать "благосклонные позиции" по отношению к атакованным и заключить немедленное соглашение о необходимых мерах. Последний пункт был явно направлен против Советской России.

Франция решила также привлечь к антисоветскому блоку Малую Антанту (см.). Члены Малой Антанты имели предварительное совещание в Белграде, после которого министр иностранных дел Чехословакии Бенеш посетил Париж и Лондон. Бенеш поддержал предложение Пуанкаре о том, чтобы вопросы о репарациях и о мирных договорах не подвергались обсуждению в Генуе и что участие советской делегации в конференции не включает признания Советского правительства, но, с другой стороны, согласился поддержать и предложение Ллойд-Джорджа о немедленном восстановлении торговли с Россией, а также о принятии резолюции или соглашения, рекомендующего членам конференции воздержаться от агрессии. Чехословакия, Югославия, Румыния и Польша согласились принять полуофициальное участие в совещании экспертов в Лондоне. Совещание экспертов, состоявшееся 20 - 28. III, выработало подробную резолюцию о восстановлении Европы и переговорах с Россией. В этой резолюции от Советской России требовалось:

1. Признание всех долгов.

2. Признание финансовых обязательств всех бывших в России властей, как областных, так и местных.

3. Принятие на себя ответственности за все убытки от действий как Советского, так и предшествующего ему правительства или местных властей.

4. Создание специальной комиссии русского долга и смешанных третейских судов для рассмотрения всех спорных вопросов.

5. Все займы, заключённые с Россией после 1. VIII 1914, считать погашенными по уплате определённой суммы, имеющей быть установленной.

6. При подсчёте этой суммы будут учтены все претензии русских граждан за убытки и ущерб, однако без нарушения соответствующих постановлений Версальского договора.

7. Все национализированные предприятия должны быть возвращены иностранным владельцам.

Доклад экспертов требовал также отмены монополии внешней торговли и установления для иностранных подданных режима капитуляций. Эксперты категорически настаивали на прекращении "коммунистической пропаганды" во всех странах.

Встретившись с единым фронтом империалистических держав, советская дипломатия противопоставила ему фронт советских государств. 22. II 1922 в Москве состоялось совещание представителей РСФСР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Белорусской ССР, Бухарской Народной советской республики, Грузинской ССР, Дальневосточной республики (ДВР), Украинской ССР и Хорезмской советской республики, подписавших протокол о передаче РСФСР защиты интересов всех советских республик и права заключения и подписания на Г. к. от их имени всех договоров как с участниками конференции, так и со всякими другими странами.

Вслед за тем советская дипломатия поставила перед собой задачу раздробить единый фронт капиталистов, начав с притупления антисоветского острия Варшавского договора. 29. III 1922 в Риге открылась Балтийская конференция в составе представителей Латвии, Польши, Эстонии (Финляндия не участвовала) и Советской России, на которой было решено согласовать действия представителей этих государств на Г. к. по вопросам восстановления экономической жизни и упрочения мира в Восточной Европе. Балтийская конференция, подтвердив готовность строго выполнить все свои старые обязательства, высказалась за желательность гарантировать взаимно мирные договоры, заключённые между Россией и Эстонией, Россией и Латвией в 1920, между Польшей, Россией, Украиной и Белоруссией - в 1921. Делегаты Эстонии, Латвии и Польши заявили, что считают признание Советского правительства необходимым условием восстановления Восточной Европы. Решено было также высказаться за ограничение вооружений во всех государствах.

По дороге в Геную советская делегация пыталась вступить в переговоры с Германией, но руководители последней повели двойную игру. Фактически уклоняясь от переговоров, германские дипломаты в то же время пугали Англию и Францию возможностью соглашения с Россией, надеясь тем добиться уступок со стороны Антанты.

Дипломатическая борьба на конференции. Г. к. открылась 10. IV. На ней было представлено 29 держав и 5 доминионов Великобритании. США отказались участвовать в Генуэзской конференции из опасения, что возрождённая Россия может стать серьёзным конкурентом на нефтяном и хлебном рынке, а также потому, что Советская Россия своим отказом признать долги якобы подавала пример и другим странам Европы не выплачивать свои долги Америке.

Демонстрируя единство буржуазного дипломатического фронта, избранный председателем конференции премьер-министр Италии Факта, премьер-министр Англии Ллойд-Джордж и французский министр иностранных дел Барту подчеркнули, что самый факт принятия странами приглашения свидетельствует о том, что они признали принципы Каннской резолюции. Барту также добавил, что конференция не должна подвергать обсуждению или рассмотрению уже существующие договоры. Глава советской делегации Г. В. Чичерин заявил, что советская делегация, оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, признаёт экономическое сотрудничество между двумя системами - капиталистической и социалистической - необходимым для всеобщего экономического восстановления. Россия принимает к сведению и признаёт в принципе положения Каннской резолюции, сохраняя, однако, за собой право внести поправки, и готова предоставить богатейшие концессии иностранным капиталистам. Советский делегат указал, что попытки восстановления хозяйства обречены на провал, если над Европой и всем миром будет висеть угроза войны; поэтому Россия намерена в течение работ конференции предложить всеобщее сокращение вооружений и всячески поддержит любое предложение, облегчающее бремя милитаризма. Вопрос об установлении всеобщего мира может быть осуществлён всемирным конгрессом, созванным на основе полного равенства всех народов.

Предложение советской делегации о разоружении внесло известное замешательство. Только французский представитель Барту открыто выступил против разоружения. Другие представители держав, опасаясь общественного мнения, ибо в тот период широко были распространены пацифистские идеи, воздержались от открытых выступлений, тем самым оставив Францию изолированной.

Конференция назначила 4 комиссии: политическую (в свою очередь выделившую политическую подкомиссию), финансовую, экономическую и транспортную. 11. IV на заседании политической подкомиссии Ллойд-Джордж предложил приступить к обсуждению предложений лондонских экспертов, отметив, однако, вместе с Барту, что доклад экспертов не является официальным документом, но может служить базой для обсуждения.

Советская делегация потребовала двухдневного перерыва для изучения документа. Во время перерыва советская делегация была приглашена на частное свидание с представителями Англии, Франции, Италии, Бельгии на вилле Альбертис под Генуей (резиденция Ллойд-Джорджа), где советскую делегацию уговаривали принять основные пункты доклада экспертов и прежде всего требование о возвращении иностранным владельцам национализированной собственности. Этот последний пункт после вопроса о долгах стал основным камнем преткновения, главным образом потому, что прежние иностранные владельцы в России, особенно нефтяные компании, продали свои акции крупнейшим мировым монополистам, в частности американской нефтяной компании "Стандарт Ойл" и англо-голландской нефтяной компании "Роял Детч Шелл". Категорически отказавшись принять доклад экспертов, Который фактически должен был закабалить страну, советская делегация противопоставила требованиям Антанты контрпретензии: возместить убытки от интервенции в сумме 30 млрд. зол. руб.

Переговоры на вилле Альбертис вызвали колебания германской делегации, опасавшейся заключения соглашения между Антантой и Советской Россией. Используя эти колебания, советская делегация предложила Германии подписать соглашение.

16. IV был подписан советско-германский Раппальский договор (см.). Он разрушил созданный Антантой единый капиталистический фронт и вместе с тем разорвал кольцо экономической блокады вокруг Советской России.

Державы Антанты обратились с нотой к Германии, протестуя против заключения Раппальского договора, якобы противоречащего Версальскому миру. Германская делегация заколебалась и даже упрашивала советскую делегацию возвратить ей договор, но получила категорический отказ.

Сорвав попытку создать единый буржуазный фронт, советская делегация, в целях соглашения с отдельными капиталистическими державами, заявила о своей готовности признать довоенные долги при условии, что, во-первых, военные долги и все проценты по ним будут аннулированы и, во-вторых, что России будет оказана достаточная финансовая помощь. По основному спорному вопросу - о реституции иностранной собственности - она согласилась вернуть прежним собственникам право пользования национализированным имуществом, но если это окажется невозможным, то предоставить им концессии или урегулировать вопрос путём взаимного соглашения.

Неудача конференции. Пока обсуждалось предложение советской делегации, началась закулисная борьба, в которой приняли участие представители обеих враждующих нефтяных мировых монополий, англо-голландской и американской. Под их влиянием союзники снова попытались противопоставить Советской России если не единый фронт капиталистических держав (Германия из него выпала, заключив Раппальский договор), то хотя бы сплочённый фронт Антанты. 2. V они представили в ответ на советские предложения свой меморандум, в котором требовали от Советского правительства: категорически отказаться от антикапиталистической пропаганды (причём союзники не давали обязательства с своей стороны воздержаться от антисоветской пропаганды); употребить всё своё влияние на восстановление мира в Малой Азии и сохранять строгий нейтралитет в греко-турецком конфликте; признать все долги, кроме военных, и отказаться от контрпретензий к союзникам; восстановить и возвратить национализированную у иностранцев собственность или, в случае невозможности этого, возместить потерпевшим все убытки и ущерб, понесённые в силу конфискации или реквизиции имущества. Стало ясно, что под влиянием реакционных сил союзники заняли непримиримую позицию. Но даже и этот меморандум французская и бельгийская делегации сочли слишком мягким и отказались подписать, явно ведя дело к срыву.

11. V советская делегация сообщила свой ответ на меморандум союзников. Советская делегация протестовала против того, что Антанта возлагает на Россию односторонние обязательства воздержаться от пропаганды. По поводу "мира в Азии" советский ответ решительно отклонял домогательства союзников и напоминал о сделанном Советской Россией предложении пригласить Турцию на Г. к., что действительно способствовало бы восстановлению мира в Малой Азии. В вопросе о долгах и реституции советская делегация оставалась на старой позиции. В заключение советский меморандум добавлял, что для разрешения спорных вопросов можно было бы учредить смешанную комиссию, которая начнёт свою работу в установленное время и в установленном месте.

Конференция явно срывалась из-за непримиримой позиции Антанты. Боясь, однако, быть обвинённым в срыве конференции, Ллойд-Джордж использовал последний пункт ответа советской делегации, предложив назначить комиссию для рассмотрения разногласий между Советским правительством и другими правительствами; эта комиссия должна была встретиться с русской комиссией. Иными словами, Ллойд-Джордж вместо советского предложения о смешанной комиссии настаивал на создании двух комиссий - русской и нерусской. Обе комиссии должны были собраться в Гааге к концу июня 1922. В целях ослабления эффекта, произведённого в европейских демократических кругах проектом советской делегации о всеобщем сокращении вооружения, Ллойд-Джордж предложил на время Гаагской конференции (см.) отказаться от агрессивных актов. Принятием этого решения 19. V закончилась Г. к.

Литература: Ленин, В. И. Сочинения. Т. XXVII. С. 169-173, 179, 225-226, 290.-История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под ред. Комиссии ЦК ВКП (б). [М.] 1946. С. 258- 259. - Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. III. От снятия блокады с Советской России до десятилетия Октябрьской революции. М. Вып. I. 1928. С. 160-161, 168-192; вып. 2. 1929. С. 127-129, 148-164. - Международная политика РСФСР в 1922 г. Отчёт Народного Комиссариата по иностранным делам. М. 1923. С. 5-22. - Материалы Генуэзской конференции. (Подготовка, отчёты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.). М. 1922. 459, III с. (Нар. Ком. по иностр. делам).-Белградская конференция. "Международная жизнь". 1922. № 4, С. 22-24. -Штейн, Б. Е. Генуэзская конференция. М. 1922. 127 с. - Рубин штейн, Н. Накануне Генуэзской конференции. "Историк-марксист". 1941. № 2. С. 22-48. - Рубинштейн, Н. Советская Россия на Генуэзской конференции. "Вопросы истории". 1946. № 2-3. С. 3-32. История дипломатии. Т. 3. Дипломатия в период подготовки второй мировой войны (1919-1939 гг.). Под ред. В. П. Потёмкина. М. -Л. 1945. С. 148-190.- Трояновский, А., Штейн, Б. История внешней политики СССР. Т. 1. М. - Л. 1945. С. 235-262.

"ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922" в книгах

Генуя – Рапалло – путь к милитаризации Германии и СССР (Генуэзская конференция и Рапалльский договор)

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Глаза открыты автора Осокин Александр Николаевич

Генуя – Рапалло – путь к милитаризации Германии и СССР (Генуэзская конференция и Рапалльский договор) Однако выпадение таких гигантов, как Россия и Германия, из мирового экономического сообщества не могло не привести к его тяжелейшему мировому кризису, с целью

Глава 7. Заседание Лиги Наций в королевском дворце в Гааге и Вестминстере. Конференция по репарациям и Морская конференция

Из книги автора

Глава 7. Заседание Лиги Наций в королевском дворце в Гааге и Вестминстере. Конференция по репарациям и Морская конференция Гаагская конференция. – Великолепный Тардье. – Адольф Шерон и ее величество королева Вильгельмина. – Принц-консорт и нескромные фотографы. –

ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И ЭМИГРАЦИЯ

Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора Буровский Андрей Михайлович

ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И ЭМИГРАЦИЯ Участие большевиков в Генуэзской конференции вызвало негодование в среде русской эмиграции. Проходившее в ноябре 1921 года Заграничное Собрание Русских Церквей (известное в литературе как Первый Всезарубежный Собор Русской

Глава 12. Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. по ограничению морских вооружений

Из книги Великий антракт автора Широкорад Александр Борисович

Глава 12. Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. по ограничению морских вооружений 12 ноября 1922 г. в Вашингтоне торжественно открылась конференция по ограничению морских вооружений. Организаторы конференции были намерены использовать всплеск послевоенных пацифистских

Глава 4. ВАШИНГТОНСКАЯ МОРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В 1921―1922 гг

Из книги Военно-морское соперничество и конфликты 1919 - 1939 автора Тарас Анатолий Ефимович

Глава 4. ВАШИНГТОНСКАЯ МОРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В 1921?1922 гг 10 июля 1921 года государственный секретарь США (т. е. министр иностранных дел) Чарльз Эванс Хьюз (Charles Evans Hughes) предложил созвать конференцию девяти государств. Во-первых, в ней должны были участвовать страны, имеющие выход

Приложение 1 КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ВООРУЖЕНИЙ, ВАШИНГТОН, 12 ноября 1921 г. – 6 февраля 1922 г.

Из книги Кто натравил Гитлера на СССР. Подстрекатели «Барбароссы» автора Усовский Александр Валерьевич

Приложение 1 КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ВООРУЖЕНИЙ, ВАШИНГТОН, 12 ноября 1921 г. – 6 февраля 1922 г. Соглашение между Соединенными Штатами Америки, Британской империей, Францией, Италией и Японией, подписанное в Вашингтоне 6 февраля 1922 г.Соединенные Штаты Америки,

Глава пятая Вашингтонская конференция и «договор девяти держав» (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.)

Из книги Том 3. Дипломатия в новейшее время (1919-1939 гг.) автора Потемкин Владимир Петрович

Глава пятая Вашингтонская конференция и «договор девяти держав» (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.) США после мировой войны. Ни мир, подписанный в Версале, ни последующие договоры не принесли победителям успокоения. Выпадение огромной Советской страны из капиталистического

2.1. Генуэзская конференция

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2.1. Генуэзская конференция Прекращение Гражданской войны и поражение белого движения в России побудили западные державы изменить свою тактику. 16 марта 1921 г. подписанием торгового соглашения с Россией Англия фактически признала советский режим. Помимо экономических

Гаагская конференция 1922

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Московская конференция 1922

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ 

ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922

По экономическим и финансовым вопросам происходила с 10. IV по 19. V.

Подготовка конференции. В поисках выхода из послевоенного кризиса Англия пыталась вернуть на мировой рынок в качестве покупателя прежде всего Советскую Россию и, в известной мере, страны, потерпевшие поражение в первой мировой войне. Английский премьер-министр Ллойд-Джордж добился на Каннской конференции (см.) единогласного решения Верховного совета Антанты о созыве в Генуе конференции с участием России, Германии, Австрии, Венгрии и Болгарии.

Решение Каннской конференции вызвало резкие протесты реакционных кругов во Франции, не желавших отказаться от враждебной позиции к Советской России и опасавшихся восстановления Германии. Кабинет Бриана пал. Премьером был назначен Пуанкаре. Политический кризис во Франции вызвал кризисы в ряде стран Европы, более или менее зависимых от Франции, и в странах, связывавших с проектируемой конференцией надежды на оздоровление своего хозяйства, - в Польше, Австрии, Италии, Греции и в самой Англии, где благодаря атаке консерваторов едва не пал кабинет Ллойд-Джорджа.

Придя к власти, Пуанкаре не мог открыто выступить против намеченной конференции, ибо Бриан уже дал в Каннах согласие на её созыв. Пуанкаре поставил перед собой задачу оттянуть созыв конференции в надежде окончательно сорвать её, в случае же созыва - ограничить программу её деятельности и не допустить решения вопросов, в какой бы то ни было степени затрагивающих Версальский мирный договор (см.).

Выполняя намеченный план, Пуанкаре направил в Лондон меморандум, в котором заявил, что Франция согласна участвовать в конференции только в том случае, если Советская Россия примет полностью и заранее все условия Каннской резолюции, если на конференции не будет допущено каких бы то ни было изменений договоров по отношению к Германии и другим побеждённым странам, если приглашённые страны (речь шла о России) безоговорочно признают свои долги, если Россия установит льготы для иностранцев, разрешит въезд и свободную деятельность иностранным капиталистам, т. е. фактически введёт у себя режим капитуляций (см.). Пуанкаре настаивал на создании единого дипломатического фронта "между союзниками и остальными цивилизованными странами, когда последние станут лицом перед пустыней, созданной Советами".

В Париже под председательством бывшего французского посла в России Нуланса была созвана конференция кредиторов России, на которой были представлены французские, бельгийские, датские, японские, североамериканские держатели русских ценностей. Конференция требовала принятия 6 каннских условий Советской Россией и безусловного признания всех своих долгов. В европейской прессе поднялась антисоветская кампания.

Одновременно, чтобы сломить сопротивление английского премьера, в французской прессе были помещены инспирированные Пуанкаре статьи о возможности русско-французского соглашения.

Дипломатический маневр Пуанкаре достиг цели: реакционные круги Англии, опасаясь возможных самостоятельных переговоров между Францией и Советской Россией, выступили с критикой Ллойд-Джорджа. К тому же Англия без Франции не могла добиться благоприятного для себя урегулирования положения на Ближнем Востоке, где греки, несмотря на поддержку Англии, терпели поражения от турок. Ллойд-Джордж решил пойти на уступки Франции, выразив согласие на личную встречу с французским премьером в Булони. Пуанкаре немедленно изменил свою тактику: французская печать категорически заявила, что никаких переговоров с Советской Россией Франция не ведёт. На конференции в Булони 25. II 1922 было решено, что Г. к. будет отложена до 10. IV; будут приняты все меры, чтобы предупредить возможные посягательства на прерогативы Лиги наций, на подписанные Францией договоры и на права союзников по вопросу о германских репарациях. Решено было созвать в Лондоне предварительное совещание экспертов для обсуждения экономических и технических вопросов. Ллойд-Джордж, таким образом, пошёл на создание единого фронта с Францией против Советского Союза.

Добившись уступок от Англии, французская дипломатия попыталась создать антисоветский фронт прибалтийских стран. Представители Польши, Латвии, Эстонии и Финляндии подписали 17. III в Варшаве договор, по которому обязались не заключать никаких соглашений, направленных против кого-либо из них, сообщать друг другу тексты договоров, имеющих быть заключёнными с другими государствами, и обязались в случае неспровоцированного нападения какого-нибудь другого государства соблюдать "благосклонные позиции" по отношению к атакованным и заключить немедленное соглашение о необходимых мерах. Последний пункт был явно направлен против Советской России.

Франция решила также привлечь к антисоветскому блоку Малую Антанту (см.). Члены Малой Антанты имели предварительное совещание в Белграде, после которого министр иностранных дел Чехословакии Бенеш посетил Париж и Лондон. Бенеш поддержал предложение Пуанкаре о том, чтобы вопросы о репарациях и о мирных договорах не подвергались обсуждению в Генуе и что участие советской делегации в конференции не включает признания Советского правительства, но, с другой стороны, согласился поддержать и предложение Ллойд-Джорджа о немедленном восстановлении торговли с Россией, а также о принятии резолюции или соглашения, рекомендующего членам конференции воздержаться от агрессии. Чехословакия, Югославия, Румыния и Польша согласились принять полуофициальное участие в совещании экспертов в Лондоне. Совещание экспертов, состоявшееся 20 - 28. III, выработало подробную резолюцию о восстановлении Европы и переговорах с Россией. В этой резолюции от Советской России требовалось:

1. Признание всех долгов.

2. Признание финансовых обязательств всех бывших в России властей, как областных, так и местных.

3. Принятие на себя ответственности за все убытки от действий как Советского, так и предшествующего ему правительства или местных властей.

4. Создание специальной комиссии русского долга и смешанных третейских судов для рассмотрения всех спорных вопросов.

5. Все займы, заключённые с Россией после 1. VIII 1914, считать погашенными по уплате определённой суммы, имеющей быть установленной.

6. При подсчёте этой суммы будут учтены все претензии русских граждан за убытки и ущерб, однако без нарушения соответствующих постановлений Версальского договора.

7. Все национализированные предприятия должны быть возвращены иностранным владельцам.

Доклад экспертов требовал также отмены монополии внешней торговли и установления для иностранных подданных режима капитуляций. Эксперты категорически настаивали на прекращении "коммунистической пропаганды" во всех странах.

Встретившись с единым фронтом империалистических держав, советская дипломатия противопоставила ему фронт советских государств. 22. II 1922 в Москве состоялось совещание представителей РСФСР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Белорусской ССР, Бухарской Народной советской республики, Грузинской ССР, Дальневосточной республики (ДВР), Украинской ССР и Хорезмской советской республики, подписавших протокол о передаче РСФСР защиты интересов всех советских республик и права заключения и подписания на Г. к. от их имени всех договоров как с участниками конференции, так и со всякими другими странами.

Вслед за тем советская дипломатия поставила перед собой задачу раздробить единый фронт капиталистов, начав с притупления антисоветского острия Варшавского договора. 29. III 1922 в Риге открылась Балтийская конференция в составе представителей Латвии, Польши, Эстонии (Финляндия не участвовала) и Советской России, на которой было решено согласовать действия представителей этих государств на Г. к. по вопросам восстановления экономической жизни и упрочения мира в Восточной Европе. Балтийская конференция, подтвердив готовность строго выполнить все свои старые обязательства, высказалась за желательность гарантировать взаимно мирные договоры, заключённые между Россией и Эстонией, Россией и Латвией в 1920, между Польшей, Россией, Украиной и Белоруссией - в 1921. Делегаты Эстонии, Латвии и Польши заявили, что считают признание Советского правительства необходимым условием восстановления Восточной Европы. Решено было также высказаться за ограничение вооружений во всех государствах.

По дороге в Геную советская делегация пыталась вступить в переговоры с Германией, но руководители последней повели двойную игру. Фактически уклоняясь от переговоров, германские дипломаты в то же время пугали Англию и Францию возможностью соглашения с Россией, надеясь тем добиться уступок со стороны Антанты.

Дипломатическая борьба на конференции. Г. к. открылась 10. IV. На ней было представлено 29 держав и 5 доминионов Великобритании. США отказались участвовать в Генуэзской конференции из опасения, что возрождённая Россия может стать серьёзным конкурентом на нефтяном и хлебном рынке, а также потому, что Советская Россия своим отказом признать долги якобы подавала пример и другим странам Европы не выплачивать свои долги Америке.

Демонстрируя единство буржуазного дипломатического фронта, избранный председателем конференции премьер-министр Италии Факта, премьер-министр Англии Ллойд-Джордж и французский министр иностранных дел Барту подчеркнули, что самый факт принятия странами приглашения свидетельствует о том, что они признали принципы Каннской резолюции. Барту также добавил, что конференция не должна подвергать обсуждению или рассмотрению уже существующие договоры. Глава советской делегации Г. В. Чичерин заявил, что советская делегация, оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, признаёт экономическое сотрудничество между двумя системами - капиталистической и социалистической - необходимым для всеобщего экономического восстановления. Россия принимает к сведению и признаёт в принципе положения Каннской резолюции, сохраняя, однако, за собой право внести поправки, и готова предоставить богатейшие концессии иностранным капиталистам. Советский делегат указал, что попытки восстановления хозяйства обречены на провал, если над Европой и всем миром будет висеть угроза войны; поэтому Россия намерена в течение работ конференции предложить всеобщее сокращение вооружений и всячески поддержит любое предложение, облегчающее бремя милитаризма. Вопрос об установлении всеобщего мира может быть осуществлён всемирным конгрессом, созванным на основе полного равенства всех народов.

Предложение советской делегации о разоружении внесло известное замешательство. Только французский представитель Барту открыто выступил против разоружения. Другие представители держав, опасаясь общественного мнения, ибо в тот период широко были распространены пацифистские идеи, воздержались от открытых выступлений, тем самым оставив Францию изолированной.

Конференция назначила 4 комиссии: политическую (в свою очередь выделившую политическую подкомиссию), финансовую, экономическую и транспортную. 11. IV на заседании политической подкомиссии Ллойд-Джордж предложил приступить к обсуждению предложений лондонских экспертов, отметив, однако, вместе с Барту, что доклад экспертов не является официальным документом, но может служить базой для обсуждения.

Советская делегация потребовала двухдневного перерыва для изучения документа. Во время перерыва советская делегация была приглашена на частное свидание с представителями Англии, Франции, Италии, Бельгии на вилле Альбертис под Генуей (резиденция Ллойд-Джорджа), где советскую делегацию уговаривали принять основные пункты доклада экспертов и прежде всего требование о возвращении иностранным владельцам национализированной собственности. Этот последний пункт после вопроса о долгах стал основным камнем преткновения, главным образом потому, что прежние иностранные владельцы в России, особенно нефтяные компании, продали свои акции крупнейшим мировым монополистам, в частности американской нефтяной компании "Стандарт Ойл" и англо-голландской нефтяной компании "Роял Детч Шелл". Категорически отказавшись принять доклад экспертов, Который фактически должен был закабалить страну, советская делегация противопоставила требованиям Антанты контрпретензии: возместить убытки от интервенции в сумме 30 млрд. зол. руб.

Переговоры на вилле Альбертис вызвали колебания германской делегации, опасавшейся заключения соглашения между Антантой и Советской Россией. Используя эти колебания, советская делегация предложила Германии подписать соглашение.

16. IV был подписан советско-германский Раппальский договор (см.). Он разрушил созданный Антантой единый капиталистический фронт и вместе с тем разорвал кольцо экономической блокады вокруг Советской России.

Державы Антанты обратились с нотой к Германии, протестуя против заключения Раппальского договора, якобы противоречащего Версальскому миру. Германская делегация заколебалась и даже упрашивала советскую делегацию возвратить ей договор, но получила категорический отказ.

Сорвав попытку создать единый буржуазный фронт, советская делегация, в целях соглашения с отдельными капиталистическими державами, заявила о своей готовности признать довоенные долги при условии, что, во-первых, военные долги и все проценты по ним будут аннулированы и, во-вторых, что России будет оказана достаточная финансовая помощь. По основному спорному вопросу - о реституции иностранной собственности - она согласилась вернуть прежним собственникам право пользования национализированным имуществом, но если это окажется невозможным, то предоставить им концессии или урегулировать вопрос путём взаимного соглашения.

Неудача конференции. Пока обсуждалось предложение советской делегации, началась закулисная борьба, в которой приняли участие представители обеих враждующих нефтяных мировых монополий, англо-голландской и американской. Под их влиянием союзники снова попытались противопоставить Советской России если не единый фронт капиталистических держав (Германия из него выпала, заключив Раппальский договор), то хотя бы сплочённый фронт Антанты. 2. V они представили в ответ на советские предложения свой меморандум, в котором требовали от Советского правительства: категорически отказаться от антикапиталистической пропаганды (причём союзники не давали обязательства с своей стороны воздержаться от антисоветской пропаганды); употребить всё своё влияние на восстановление мира в Малой Азии и сохранять строгий нейтралитет в греко-турецком конфликте; признать все долги, кроме военных, и отказаться от контрпретензий к союзникам; восстановить и возвратить национализированную у иностранцев собственность или, в случае невозможности этого, возместить потерпевшим все убытки и ущерб, понесённые в силу конфискации или реквизиции имущества. Стало ясно, что под влиянием реакционных сил союзники заняли непримиримую позицию. Но даже и этот меморандум французская и бельгийская делегации сочли слишком мягким и отказались подписать, явно ведя дело к срыву.

11. V советская делегация сообщила свой ответ на меморандум союзников. Советская делегация протестовала против того, что Антанта возлагает на Россию односторонние обязательства воздержаться от пропаганды. По поводу "мира в Азии" советский ответ решительно отклонял домогательства союзников и напоминал о сделанном Советской Россией предложении пригласить Турцию на Г. к., что действительно способствовало бы восстановлению мира в Малой Азии. В вопросе о долгах и реституции советская делегация оставалась на старой позиции. В заключение советский меморандум добавлял, что для разрешения спорных вопросов можно было бы учредить смешанную комиссию, которая начнёт свою работу в установленное время и в установленном месте.

Конференция явно срывалась из-за непримиримой позиции Антанты. Боясь, однако, быть обвинённым в срыве конференции, Ллойд-Джордж использовал последний пункт ответа советской делегации, предложив назначить комиссию для рассмотрения разногласий между Советским правительством и другими правительствами; эта комиссия должна была встретиться с русской комиссией. Иными словами, Ллойд-Джордж вместо советского предложения о смешанной комиссии настаивал на создании двух комиссий - русской и нерусской. Обе комиссии должны были собраться в Гааге к концу июня 1922. В целях ослабления эффекта, произведённого в европейских демократических кругах проектом советской делегации о всеобщем сокращении вооружения, Ллойд-Джордж предложил на время Гаагской конференции (см.) отказаться от агрессивных актов. Принятием этого решения 19. V закончилась Г. к.

Литература: Ленин, В. И. Сочинения. Т. XXVII. С. 169-173, 179, 225-226, 290.-История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под ред. Комиссии ЦК ВКП (б). [М.] 1946. С. 258- 259. - Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. III. От снятия блокады с Советской России до десятилетия Октябрьской революции. М. Вып. I. 1928. С. 160-161, 168-192; вып. 2. 1929. С. 127-129, 148-164. - Международная политика РСФСР в 1922 г. Отчёт Народного Комиссариата по иностранным делам. М. 1923. С. 5-22. - Материалы Генуэзской конференции. (Подготовка, отчёты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.). М. 1922. 459, III с. (Нар. Ком. по иностр. делам).-Белградская конференция. "Международная жизнь". 1922. № 4, С. 22-24. -Штейн, Б. Е. Генуэзская конференция. М. 1922. 127 с. - Рубин штейн, Н. Накануне Генуэзской конференции. "Историк-марксист". 1941. № 2. С. 22-48. - Рубинштейн, Н. Советская Россия на Генуэзской конференции. "Вопросы истории". 1946. № 2-3. С. 3-32. История дипломатии. Т. 3. Дипломатия в период подготовки второй мировой войны (1919-1939 гг.). Под ред. В. П. Потёмкина. М. -Л. 1945. С. 148-190.- Трояновский, А., Штейн, Б. История внешней политики СССР. Т. 1. М. - Л. 1945. С. 235-262.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922" в других словарях:

    - (10 апреля 19 мая), международная, с участием 28 европейских государств, РСФСР, а также 5 британских доминионов. Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации бывшим иностранным собственникам в России при условии… … Русская история

    Международная конференция по экономическим и финансовым вопросам. Проходила в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая при участии представителей 29 государств Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции,… … Большая советская энциклопедия

    Междунар. конференция по экономич. и финанс. вопросам. Происходила в Генуе (Италия) с 10 апр. по 19 мая при участии представителей 29 гос в Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании,… … Советская историческая энциклопедия

    - (10 апреля 19 мая), международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием 28 европейских государств и России, а также 5 британских доминионов. Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации… … Энциклопедический словарь

    1922 (10 апр. 19 мая) международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием 28 европейских государств и России, а также 5 британских доминионов. Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации… … Большой Энциклопедический словарь

    Генуэзская конференция международная встреча по экономическим и финансовым вопросам в Генуе (Италия) 10 апреля 19 мая 1922 года при участии представителей 29 государств и 5 британских доминионов. Конференция имела важное значение для… … Википедия

    1922 (10 апр. 19 мая), международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием 28 европейских государств и России, а также 5 британских доминионов (см. ДОМИНИОН). Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о… … Энциклопедический словарь

    Генуэзская конференция - была созвана Антантой в апреле 1922 г. Официальным мотивом ее созыва было стремление английского премьера Ллойд Джорджа установить равновесие и порядок в европейском хозяйстве. По существу же, она предназначалась для того, чтобы Антанта могла… … Исторический справочник русского марксиста, Катасонов Валентин Юрьевич. Книга посвящена одному из важных событий исторического периода времени между двумя мировыми войнами - международной экономической конференции в Генуе в 1922 году. Генуэзская конференция была…




Загрузка...