sonyps4.ru

Генуэзская конференция участники. Генуэзская конференция и ее открытие

Который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами председателя.

В состав делегации России также входили: Леонид Красин , Максим Литвинов , Вацлав Воровский , Ян Рудзутак , Адольф Иоффе , Христиан Раковский , Нариман Нариманов , Александр Шляпников , Борис Штейн и другие.

США, отказавшиеся участвовать в работе конференции, были представлены на ней наблюдателем - послом в Италии Р. Чайлдом. Из делегатов западных государств наиболее активную роль играли Дэвид Ллойд Джордж , Джордж Керзон (Великобритания), К. Вирт, Вальтер Ратенау (Германия), Луиджи Факта (Италия), Ж. Барту, К. Баррер (Франция).

Поводом для созыва Конференции было изыскание мер «к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы».

Фактически основным вопросом было стремление европейских стран к аккомодации с коммунистическим режимом в Москве.

Специальный комитет экспертов, работавший в Лондоне с 20 по 28 марта , под­готовил проект резолюции, в которой от Советской России требовалось при­знать все долги, финансовые обязательства всех прежних режимов России, принять на себя ответственность за все убытки от действий как Совет­ского, так и предшествующих ему правительств или местных властей.

Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации бывшим иностранным собственникам в России при условии признания Советов де-юре и предоставления ей кредитов . Российская делегация внесла предложение о всеобщем разоружении. Вопросы, поднимавшиеся на Конференции, разрешены не были; часть из них была перенесена на Гаагскую конференцию 1922

В ходе Генуэзской конференции советскому правительству удалось заключить Рапалльский договор с Германией.

Участие большевиков в Конференции вызвало негодование в среде русской эмиграции. Проходившее в ноябре 1921 года Заграничное Собрание Русских Церквей (известное в литерартуре как Первый Всезарубежный Собор Русская Православная Церковь за рубежом) принял в декабре специальное Обращение к Конференции, написанное митрополитом Антонием (Храповицким) , в котором, в частности, говорилось:

«Среди множества народов, которые получили право голоса на Генуэзской конференции, не будет только представительствовать двухсотмиллионный народ русский, потому что невозможно же назвать его представителями, и притом единственными, его же поработителей, как нельзя было в средние века признать гуннов представителями франкских и германских племен Европы, хотя среди гуннских вождей, конечно, успевали втереться несколько процентов предателей из народов европейских как и среди наших коммунистов - евреев, латышей и китайцев - втерся известный процент русских, и то преимущественно не на первых ролях. Впрочем, если бы вожди большевиков и не были инородцами и иноверцами, то и тогда какая же логика может признать право народного представительства за теми, кто поставил себе целью совершенно уничтожить народную культуру, то есть прежде всего то, чем народ жил почти тысячу лет - его религию, чем продолжает жить и теперь, перенося жестокое гонение на свою родную веру, будучи лишен самых священных для него - Московских Кремлевских - храмов и всех почти русских монастырей, бывших в его глазах светочами жизни, рассеянными по лицу всей земли русской? Завоеватели-большевики казнили сотнями тысяч русских людей, а теперь миллионами морят их голодом и холодом: где было слышно, чтобы интересы овечьего стада представляли собою его истребители - волки? <...> Если на Конференции или после Конференции выяснится, что большевистская власть в России признана полноправной, то в одном государстве за другим начнутся большевистские перевороты, которые, как это всем известно, настойчиво подготовляются интернационалом во всех народах. <...> Народы Европы! Народы Мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против Ваших детей и внуков! А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие, дайте им своих добровольцев и помогите изгнать большевизм - этот культ убийства, грабежа и богохульства из России и всего мира.<...>»

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Генуэзская конференция" в других словарях:

    1922 (10 апр. 19 мая) международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием 28 европейских государств и России, а также 5 британских доминионов. Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации… … Большой Энциклопедический словарь

    1922 (10 апр. 19 мая), международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием 28 европейских государств и России, а также 5 британских доминионов (см. ДОМИНИОН). Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о… … Энциклопедический словарь

    Генуэзская конференция - была созвана Антантой в апреле 1922 г. Официальным мотивом ее созыва было стремление английского премьера Ллойд Джорджа установить равновесие и порядок в европейском хозяйстве. По существу же, она предназначалась для того, чтобы Антанта могла… … Исторический справочник русского марксиста

    Генуэзская конференция - (20 апреля 20 мая 1922 г.) созвана была после продолжительных колебаний, волокиты, оттягиваний (особенно со стороны Франции), чтобы „восстановить хозяйственное равновесие Европы, разрушенное мировой империалистической войной. На этой конференции… … Популярный политический словарь

    - (10 апреля 19 мая), международная, с участием 28 европейских государств, РСФСР, а также 5 британских доминионов. Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации бывшим иностранным собственникам в России при условии… … Русская история

    Международная конференция по экономическим и финансовым вопросам. Проходила в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая при участии представителей 29 государств Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции,… … Большая советская энциклопедия

    По экономическим и финансовым вопросам происходила с 10. IV по 19. V. Подготовка конференции. В поисках выхода из послевоенного кризиса Англия пыталась вернуть на мировой рынок в качестве покупателя прежде всего Советскую Россию и, в известной… … Дипломатический словарь

    Междунар. конференция по экономич. и финанс. вопросам. Происходила в Генуе (Италия) с 10 апр. по 19 мая при участии представителей 29 гос в Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании,… … Советская историческая энциклопедия

    - (10 апреля 19 мая), международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием 28 европейских государств и России, а также 5 британских доминионов. Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации… … Энциклопедический словарь

    Генуэзская валютная система - (Genoese currency system) Генуэзская валютная система это валютная система Золотодевизного стандарта Принципы и преимущества Генуэзской валютной системы, принятые на Генуэзской конференции Содержание >>>>>>>> Генуэзская валютная система это,… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Генуэзская конференция в контексте мировой и Российской истории , Катасонов Валентин Юрьевич. Книга посвящена одному из важных событий исторического периода времени между двумя мировыми войнами - международной экономической конференции в Генуе в 1922 году. Генуэзская конференция была…


ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922

По экономическим и финансовым вопросам происходила с 10. IV по 19. V.

Подготовка конференции. В поисках выхода из послевоенного кризиса Англия пыталась вернуть на мировой рынок в качестве покупателя прежде всего Советскую Россию и, в известной мере, страны, потерпевшие поражение в первой мировой войне. Английский премьер-министр Ллойд-Джордж добился на Каннской конференции (см.) единогласного решения Верховного совета Антанты о созыве в Генуе конференции с участием России, Германии, Австрии, Венгрии и Болгарии.

Решение Каннской конференции вызвало резкие протесты реакционных кругов во Франции, не желавших отказаться от враждебной позиции к Советской России и опасавшихся восстановления Германии. Кабинет Бриана пал. Премьером был назначен Пуанкаре. Политический кризис во Франции вызвал кризисы в ряде стран Европы, более или менее зависимых от Франции, и в странах, связывавших с проектируемой конференцией надежды на оздоровление своего хозяйства, - в Польше, Австрии, Италии, Греции и в самой Англии, где благодаря атаке консерваторов едва не пал кабинет Ллойд-Джорджа.

Придя к власти, Пуанкаре не мог открыто выступить против намеченной конференции, ибо Бриан уже дал в Каннах согласие на её созыв. Пуанкаре поставил перед собой задачу оттянуть созыв конференции в надежде окончательно сорвать её, в случае же созыва - ограничить программу её деятельности и не допустить решения вопросов, в какой бы то ни было степени затрагивающих Версальский мирный договор (см.).

Выполняя намеченный план, Пуанкаре направил в Лондон меморандум, в котором заявил, что Франция согласна участвовать в конференции только в том случае, если Советская Россия примет полностью и заранее все условия Каннской резолюции, если на конференции не будет допущено каких бы то ни было изменений договоров по отношению к Германии и другим побеждённым странам, если приглашённые страны (речь шла о России) безоговорочно признают свои долги, если Россия установит льготы для иностранцев, разрешит въезд и свободную деятельность иностранным капиталистам, т. е. фактически введёт у себя режим капитуляций (см.). Пуанкаре настаивал на создании единого дипломатического фронта "между союзниками и остальными цивилизованными странами, когда последние станут лицом перед пустыней, созданной Советами".

В Париже под председательством бывшего французского посла в России Нуланса была созвана конференция кредиторов России, на которой были представлены французские, бельгийские, датские, японские, североамериканские держатели русских ценностей. Конференция требовала принятия 6 каннских условий Советской Россией и безусловного признания всех своих долгов. В европейской прессе поднялась антисоветская кампания.

Одновременно, чтобы сломить сопротивление английского премьера, в французской прессе были помещены инспирированные Пуанкаре статьи о возможности русско-французского соглашения.

Дипломатический маневр Пуанкаре достиг цели: реакционные круги Англии, опасаясь возможных самостоятельных переговоров между Францией и Советской Россией, выступили с критикой Ллойд-Джорджа. К тому же Англия без Франции не могла добиться благоприятного для себя урегулирования положения на Ближнем Востоке, где греки, несмотря на поддержку Англии, терпели поражения от турок. Ллойд-Джордж решил пойти на уступки Франции, выразив согласие на личную встречу с французским премьером в Булони. Пуанкаре немедленно изменил свою тактику: французская печать категорически заявила, что никаких переговоров с Советской Россией Франция не ведёт. На конференции в Булони 25. II 1922 было решено, что Г. к. будет отложена до 10. IV; будут приняты все меры, чтобы предупредить возможные посягательства на прерогативы Лиги наций, на подписанные Францией договоры и на права союзников по вопросу о германских репарациях. Решено было созвать в Лондоне предварительное совещание экспертов для обсуждения экономических и технических вопросов. Ллойд-Джордж, таким образом, пошёл на создание единого фронта с Францией против Советского Союза.

Добившись уступок от Англии, французская дипломатия попыталась создать антисоветский фронт прибалтийских стран. Представители Польши, Латвии, Эстонии и Финляндии подписали 17. III в Варшаве договор, по которому обязались не заключать никаких соглашений, направленных против кого-либо из них, сообщать друг другу тексты договоров, имеющих быть заключёнными с другими государствами, и обязались в случае неспровоцированного нападения какого-нибудь другого государства соблюдать "благосклонные позиции" по отношению к атакованным и заключить немедленное соглашение о необходимых мерах. Последний пункт был явно направлен против Советской России.

Франция решила также привлечь к антисоветскому блоку Малую Антанту (см.). Члены Малой Антанты имели предварительное совещание в Белграде, после которого министр иностранных дел Чехословакии Бенеш посетил Париж и Лондон. Бенеш поддержал предложение Пуанкаре о том, чтобы вопросы о репарациях и о мирных договорах не подвергались обсуждению в Генуе и что участие советской делегации в конференции не включает признания Советского правительства, но, с другой стороны, согласился поддержать и предложение Ллойд-Джорджа о немедленном восстановлении торговли с Россией, а также о принятии резолюции или соглашения, рекомендующего членам конференции воздержаться от агрессии. Чехословакия, Югославия, Румыния и Польша согласились принять полуофициальное участие в совещании экспертов в Лондоне. Совещание экспертов, состоявшееся 20 - 28. III, выработало подробную резолюцию о восстановлении Европы и переговорах с Россией. В этой резолюции от Советской России требовалось:

1. Признание всех долгов.

2. Признание финансовых обязательств всех бывших в России властей, как областных, так и местных.

3. Принятие на себя ответственности за все убытки от действий как Советского, так и предшествующего ему правительства или местных властей.

4. Создание специальной комиссии русского долга и смешанных третейских судов для рассмотрения всех спорных вопросов.

5. Все займы, заключённые с Россией после 1. VIII 1914, считать погашенными по уплате определённой суммы, имеющей быть установленной.

6. При подсчёте этой суммы будут учтены все претензии русских граждан за убытки и ущерб, однако без нарушения соответствующих постановлений Версальского договора.

7. Все национализированные предприятия должны быть возвращены иностранным владельцам.

Доклад экспертов требовал также отмены монополии внешней торговли и установления для иностранных подданных режима капитуляций. Эксперты категорически настаивали на прекращении "коммунистической пропаганды" во всех странах.

Встретившись с единым фронтом империалистических держав, советская дипломатия противопоставила ему фронт советских государств. 22. II 1922 в Москве состоялось совещание представителей РСФСР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Белорусской ССР, Бухарской Народной советской республики, Грузинской ССР, Дальневосточной республики (ДВР), Украинской ССР и Хорезмской советской республики, подписавших протокол о передаче РСФСР защиты интересов всех советских республик и права заключения и подписания на Г. к. от их имени всех договоров как с участниками конференции, так и со всякими другими странами.

Вслед за тем советская дипломатия поставила перед собой задачу раздробить единый фронт капиталистов, начав с притупления антисоветского острия Варшавского договора. 29. III 1922 в Риге открылась Балтийская конференция в составе представителей Латвии, Польши, Эстонии (Финляндия не участвовала) и Советской России, на которой было решено согласовать действия представителей этих государств на Г. к. по вопросам восстановления экономической жизни и упрочения мира в Восточной Европе. Балтийская конференция, подтвердив готовность строго выполнить все свои старые обязательства, высказалась за желательность гарантировать взаимно мирные договоры, заключённые между Россией и Эстонией, Россией и Латвией в 1920, между Польшей, Россией, Украиной и Белоруссией - в 1921. Делегаты Эстонии, Латвии и Польши заявили, что считают признание Советского правительства необходимым условием восстановления Восточной Европы. Решено было также высказаться за ограничение вооружений во всех государствах.

По дороге в Геную советская делегация пыталась вступить в переговоры с Германией, но руководители последней повели двойную игру. Фактически уклоняясь от переговоров, германские дипломаты в то же время пугали Англию и Францию возможностью соглашения с Россией, надеясь тем добиться уступок со стороны Антанты.

Дипломатическая борьба на конференции. Г. к. открылась 10. IV. На ней было представлено 29 держав и 5 доминионов Великобритании. США отказались участвовать в Генуэзской конференции из опасения, что возрождённая Россия может стать серьёзным конкурентом на нефтяном и хлебном рынке, а также потому, что Советская Россия своим отказом признать долги якобы подавала пример и другим странам Европы не выплачивать свои долги Америке.

Демонстрируя единство буржуазного дипломатического фронта, избранный председателем конференции премьер-министр Италии Факта, премьер-министр Англии Ллойд-Джордж и французский министр иностранных дел Барту подчеркнули, что самый факт принятия странами приглашения свидетельствует о том, что они признали принципы Каннской резолюции. Барту также добавил, что конференция не должна подвергать обсуждению или рассмотрению уже существующие договоры. Глава советской делегации Г. В. Чичерин заявил, что советская делегация, оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, признаёт экономическое сотрудничество между двумя системами - капиталистической и социалистической - необходимым для всеобщего экономического восстановления. Россия принимает к сведению и признаёт в принципе положения Каннской резолюции, сохраняя, однако, за собой право внести поправки, и готова предоставить богатейшие концессии иностранным капиталистам. Советский делегат указал, что попытки восстановления хозяйства обречены на провал, если над Европой и всем миром будет висеть угроза войны; поэтому Россия намерена в течение работ конференции предложить всеобщее сокращение вооружений и всячески поддержит любое предложение, облегчающее бремя милитаризма. Вопрос об установлении всеобщего мира может быть осуществлён всемирным конгрессом, созванным на основе полного равенства всех народов.

Предложение советской делегации о разоружении внесло известное замешательство. Только французский представитель Барту открыто выступил против разоружения. Другие представители держав, опасаясь общественного мнения, ибо в тот период широко были распространены пацифистские идеи, воздержались от открытых выступлений, тем самым оставив Францию изолированной.

Конференция назначила 4 комиссии: политическую (в свою очередь выделившую политическую подкомиссию), финансовую, экономическую и транспортную. 11. IV на заседании политической подкомиссии Ллойд-Джордж предложил приступить к обсуждению предложений лондонских экспертов, отметив, однако, вместе с Барту, что доклад экспертов не является официальным документом, но может служить базой для обсуждения.

Советская делегация потребовала двухдневного перерыва для изучения документа. Во время перерыва советская делегация была приглашена на частное свидание с представителями Англии, Франции, Италии, Бельгии на вилле Альбертис под Генуей (резиденция Ллойд-Джорджа), где советскую делегацию уговаривали принять основные пункты доклада экспертов и прежде всего требование о возвращении иностранным владельцам национализированной собственности. Этот последний пункт после вопроса о долгах стал основным камнем преткновения, главным образом потому, что прежние иностранные владельцы в России, особенно нефтяные компании, продали свои акции крупнейшим мировым монополистам, в частности американской нефтяной компании "Стандарт Ойл" и англо-голландской нефтяной компании "Роял Детч Шелл". Категорически отказавшись принять доклад экспертов, Который фактически должен был закабалить страну, советская делегация противопоставила требованиям Антанты контрпретензии: возместить убытки от интервенции в сумме 30 млрд. зол. руб.

Переговоры на вилле Альбертис вызвали колебания германской делегации, опасавшейся заключения соглашения между Антантой и Советской Россией. Используя эти колебания, советская делегация предложила Германии подписать соглашение.

16. IV был подписан советско-германский Раппальский договор (см.). Он разрушил созданный Антантой единый капиталистический фронт и вместе с тем разорвал кольцо экономической блокады вокруг Советской России.

Державы Антанты обратились с нотой к Германии, протестуя против заключения Раппальского договора, якобы противоречащего Версальскому миру. Германская делегация заколебалась и даже упрашивала советскую делегацию возвратить ей договор, но получила категорический отказ.

Сорвав попытку создать единый буржуазный фронт, советская делегация, в целях соглашения с отдельными капиталистическими державами, заявила о своей готовности признать довоенные долги при условии, что, во-первых, военные долги и все проценты по ним будут аннулированы и, во-вторых, что России будет оказана достаточная финансовая помощь. По основному спорному вопросу - о реституции иностранной собственности - она согласилась вернуть прежним собственникам право пользования национализированным имуществом, но если это окажется невозможным, то предоставить им концессии или урегулировать вопрос путём взаимного соглашения.

Неудача конференции. Пока обсуждалось предложение советской делегации, началась закулисная борьба, в которой приняли участие представители обеих враждующих нефтяных мировых монополий, англо-голландской и американской. Под их влиянием союзники снова попытались противопоставить Советской России если не единый фронт капиталистических держав (Германия из него выпала, заключив Раппальский договор), то хотя бы сплочённый фронт Антанты. 2. V они представили в ответ на советские предложения свой меморандум, в котором требовали от Советского правительства: категорически отказаться от антикапиталистической пропаганды (причём союзники не давали обязательства с своей стороны воздержаться от антисоветской пропаганды); употребить всё своё влияние на восстановление мира в Малой Азии и сохранять строгий нейтралитет в греко-турецком конфликте; признать все долги, кроме военных, и отказаться от контрпретензий к союзникам; восстановить и возвратить национализированную у иностранцев собственность или, в случае невозможности этого, возместить потерпевшим все убытки и ущерб, понесённые в силу конфискации или реквизиции имущества. Стало ясно, что под влиянием реакционных сил союзники заняли непримиримую позицию. Но даже и этот меморандум французская и бельгийская делегации сочли слишком мягким и отказались подписать, явно ведя дело к срыву.

11. V советская делегация сообщила свой ответ на меморандум союзников. Советская делегация протестовала против того, что Антанта возлагает на Россию односторонние обязательства воздержаться от пропаганды. По поводу "мира в Азии" советский ответ решительно отклонял домогательства союзников и напоминал о сделанном Советской Россией предложении пригласить Турцию на Г. к., что действительно способствовало бы восстановлению мира в Малой Азии. В вопросе о долгах и реституции советская делегация оставалась на старой позиции. В заключение советский меморандум добавлял, что для разрешения спорных вопросов можно было бы учредить смешанную комиссию, которая начнёт свою работу в установленное время и в установленном месте.

Конференция явно срывалась из-за непримиримой позиции Антанты. Боясь, однако, быть обвинённым в срыве конференции, Ллойд-Джордж использовал последний пункт ответа советской делегации, предложив назначить комиссию для рассмотрения разногласий между Советским правительством и другими правительствами; эта комиссия должна была встретиться с русской комиссией. Иными словами, Ллойд-Джордж вместо советского предложения о смешанной комиссии настаивал на создании двух комиссий - русской и нерусской. Обе комиссии должны были собраться в Гааге к концу июня 1922. В целях ослабления эффекта, произведённого в европейских демократических кругах проектом советской делегации о всеобщем сокращении вооружения, Ллойд-Джордж предложил на время Гаагской конференции (см.) отказаться от агрессивных актов. Принятием этого решения 19. V закончилась Г. к.

Литература: Ленин, В. И. Сочинения. Т. XXVII. С. 169-173, 179, 225-226, 290.-История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под ред. Комиссии ЦК ВКП (б). [М.] 1946. С. 258- 259. - Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. III. От снятия блокады с Советской России до десятилетия Октябрьской революции. М. Вып. I. 1928. С. 160-161, 168-192; вып. 2. 1929. С. 127-129, 148-164. - Международная политика РСФСР в 1922 г. Отчёт Народного Комиссариата по иностранным делам. М. 1923. С. 5-22. - Материалы Генуэзской конференции. (Подготовка, отчёты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.). М. 1922. 459, III с. (Нар. Ком. по иностр. делам).-Белградская конференция. "Международная жизнь". 1922. № 4, С. 22-24. -Штейн, Б. Е. Генуэзская конференция. М. 1922. 127 с. - Рубин штейн, Н. Накануне Генуэзской конференции. "Историк-марксист". 1941. № 2. С. 22-48. - Рубинштейн, Н. Советская Россия на Генуэзской конференции. "Вопросы истории". 1946. № 2-3. С. 3-32. История дипломатии. Т. 3. Дипломатия в период подготовки второй мировой войны (1919-1939 гг.). Под ред. В. П. Потёмкина. М. -Л. 1945. С. 148-190.- Трояновский, А., Штейн, Б. История внешней политики СССР. Т. 1. М. - Л. 1945. С. 235-262.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922" в других словарях:

    - (10 апреля 19 мая), международная, с участием 28 европейских государств, РСФСР, а также 5 британских доминионов. Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации бывшим иностранным собственникам в России при условии… … Русская история

    Международная конференция по экономическим и финансовым вопросам. Проходила в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая при участии представителей 29 государств Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции,… … Большая советская энциклопедия

    Междунар. конференция по экономич. и финанс. вопросам. Происходила в Генуе (Италия) с 10 апр. по 19 мая при участии представителей 29 гос в Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании,… … Советская историческая энциклопедия

    - (10 апреля 19 мая), международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием 28 европейских государств и России, а также 5 британских доминионов. Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации… … Энциклопедический словарь

    1922 (10 апр. 19 мая) международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием 28 европейских государств и России, а также 5 британских доминионов. Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации… … Большой Энциклопедический словарь

    Генуэзская конференция международная встреча по экономическим и финансовым вопросам в Генуе (Италия) 10 апреля 19 мая 1922 года при участии представителей 29 государств и 5 британских доминионов. Конференция имела важное значение для… … Википедия

    1922 (10 апр. 19 мая), международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием 28 европейских государств и России, а также 5 британских доминионов (см. ДОМИНИОН). Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о… … Энциклопедический словарь

    Генуэзская конференция - была созвана Антантой в апреле 1922 г. Официальным мотивом ее созыва было стремление английского премьера Ллойд Джорджа установить равновесие и порядок в европейском хозяйстве. По существу же, она предназначалась для того, чтобы Антанта могла… … Исторический справочник русского марксиста, Катасонов Валентин Юрьевич. Книга посвящена одному из важных событий исторического периода времени между двумя мировыми войнами - международной экономической конференции в Генуе в 1922 году. Генуэзская конференция была…


Готовясь к конференции, Д. Ллойд Джордж и Р. Пуанкаре на предварительной встрече в Булони (Франция) 25.II договорились, что основным вопросом конференции будет «русский вопрос».

Международная конференция по экономическим и финансовым вопросам, состоялась 10.IV - 19.V; созвана по решению Каннской конференции 1922. В работе Генуэзской конференции приняли участие 29 государств и 5 доминионов Великобритании; США отказались от участия в Генуэзской конференции и были представлены наблюдателем.

Готовясь к конференции, Д. Ллойд Джордж и Р. Пуанкаре на предварительной встрече в Булони (Франция) 25.II договорились, что основным вопросом конференции будет «русский вопрос».

Специальный комитет экспертов, работавший в Лондоне с 20 по 28.III, под­готовил проект резолюции, в которой от Советской России требовалось при­знать все долги, финансовые обязательства всех бывших в России вла­стей, принять на себя ответственность за все убытки от действий как Совет­ского, так и предшествующих ему правительств или местных властей. Согласно этому проекту все займы, заключенные с Россией после 1.VIII 1914, должны были считаться погашенными после уплаты определенной суммы, которая должна была быть установлена, а все национализированные предприятия - возвращены иностранным владельцам. Все эти требования были предъявлены советской делегации на Генуэзской конференции.

Советское правительство противопоставило империалистической программе свою программу действий. Под руководством В.И. Ленина были осуществлены важные организационные мероприятия по подготовке Советского государства к Генуэзской конференции.

Для обеспечения полного дипломатического единства советских республик 22.II 1922 в Москве был подписан протокол о предоставлении Российской Федерации полномочий защищать права советских республик (Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Бухары, Хорезма и ДВР) на Генуэзская конференция, заключать и подписывать от их имени выработанные на конференции акты, отдельные международные договоры и соглашения.

30.III 1922 в Риге на специальной конференции представителей РСФСР, Эстонии, Латвии и Польши, посвященной вопросу о согласованных действиях делегатов указанных государств на Генуэзской конференции, был подписан протокол, в котором делегаты Эстонии, Латвии и Польши выразили мнение о необходимости приз­нания российского Советского правительства де-юре.

Решением Советского правительства была создана специальная комиссия по под­счетам задолженности царского и Временного правительств и исчислению убытков, нанесенных народному хозяйству России за годы антисоветской империалистической интервенции 1917-22. Оказалось, вся задол­женность России составляла 18 496 млн золотых рублей, а убытки, причиненные народному хозяйству России, - 39 млрд. золотых рублей.

Речь, произнесенная на первом заседании Генуэзской конференции Г.В. Чичериным, содержала предложения широкого сотрудничества между капиталистически­ми и социалистическим государствами в экономической, политической, и культурной областях, невмешательства во внутренние дела, признания принципов ненападения, полного равноправия и взаим­ной выгоды, разрешения всех конфликтов мирными средствами, экономического сотрудничества и развития торговых связей. Программа, изложенная представителями Советского государства, отвечала коренным интересам народов всех стран, была направлена на установление всеобщего мира. Советское правительство готово было признать довоенные долги и преимущественное право за большинством собственников получать в концессию или аренду ранее принадлежавшее им имущество при условии признания Советского государства де-юре, оказания ему финансовой помощи и аннулирования военных долгов и процентов по ним.

Огромное значение имело внесенное советской делегацией предложение о всеобщем сокращении вооружений. В выступлениях Г.В. Чичерина заявлялось о готовности Советского правительства поддержать все попытки, направленные к устранению угрозы новых войн. Предложение советской делегации о разоружении вызвало замешательство в империалистическом лагере. Французский представитель Ж.Л. Барту открыто выступил против разоружения. Делегации других держав, опасаясь общественного мнения, воздержались от аналогичных выступлений.

Капиталистические страны отклонили советскую программу мирного сосуществования и экономического сотрудничества.

Две противоположные программы, представленные на Генуэзской конференции делегациями государств двух систем, отражали два принципиально различных внешнеполитических курса. Империалистические круги рассчитывали «мирными» средствами осуществить планы ликвидации Советской власти в России. Советское государство стремилось к созданию условий для длительного мирного сосуществования и сотрудничества государств с различным социальным строем, благоприятной внешнеполитической обстановки для строительства социализма.

Советской дипломатии, осуществляющей задачу, поставленную перед ней В.И. Лениным, удалось расколоть единый антисоветский фронт, оторвав от него недовольную навязанным ей Версальским мирным договором 1919 Германию. 16.IV 1922 представители Советского правительства подписали с немецкими представителями Рапалльский договор 1922.

Планы империалистических держав, подготовленные ими задолго до нача­ла работы Генуэзской конференции и предусматривавшие подчинение Советской республики в экономическом и политическом отношении, потер­пели провал. Ллойд Джордж предложил передать «русский вопрос» на дальнейшее изучение «комиссии экспертов», которая собралась в Гааге 26.VI 1922.

Гаагская конференция 1922 - международная финансово-экономическая конференция, проходившая 15.VI-19.VII с участием делегаций тех же государств, что и на Генуэзской конференции 1922 (за исключением Германии). В их состав входили главным образом представители деловых кругов и эксперты.

Делегации стран Антанты упорно стремились заставить Советское государство признать долги царского правительства, вернуть национализированные предприятия их бывшим владельцам-иностранцам, признать реституцию национализированной собственности в качестве единственной формы ее реальной компенсации.

Руководствуясь принципом равноправия государств, советская делегация заняла ту же позицию, что и в Генуе. Представителям Антанты было заявлено о готовности рассмотреть их требования при условии предоставления Советской России кредитов для восстановления народного хозяйства, расстроенного антисоветской империалистической интервенцией 1917-22 и блокадой, и снятия вопроса об уплате военных долгов. Советская делегация представила список предприятий, которые могли быть предоставлены бывшим иностранным собственникам на правах концессии или аренды. Что касается частной собственности, то ни о какой реституции не могло быть и речи, однако в каждом конкретном случае советская делегация готова была обсуждать вопрос о той, или иной форме компенсации.

Ни одно государство не желало предоставить Советскому правительству кредит. Непримиримость бывших собственников-иностранцев в вопросе о реституции завела Гаагскую конференцию в тупик.

На последнем заседании 19.VII М.М. Литвинов заявил, что Советское правительство в принципе согласно уплатить довоенные долги и реально компенсировать тех иностранцев, бывших собственников в России, которые не получат удовлетворения в форме концессий, участия в смешанных предприятиях и так далее. Неуступчивость западных представителей в вопросе реституции, их нежелание продолжать Гаагскую конференцию привели к ее закрытию.

Значимыми событиями в истории международных отношений и мировой дипломатии первой четверти XX века являются Генуэзская конференция 1922 г. и Рапалльский договор между РСФСР и Германией, подписанный во время проведения этого международного форума.

Следует отметить, что после окончания Первой мировой войны серьезными европейскими экономическими проблемами стали финансовые обязательства между союзниками и репарационные выплаты, наложенные на Германию в соответствии с Версальским договором. Непосредственное отношение к этим проблемам имели 28 государств. Основным кредитором выступали США. Главными получателями средств - около 10 млрд. долл. -Великобритания, Франция, Италия и Бельгия, которые задолжали им. Сумма наложенных на побежденную Германию репараций превышала 132 млрд. золотых марок (33 млрд. долл.).

Союзники обвиняли США, которые настаивали на возвращении долгов, в углублении кризиса в Европе и предлагали частично списать (или вовсе аннулировать) задолженность, указывая на то, что предоставление кредитов и было американским вкладом в дело победы над Германией.

Проблемы выплат многократно обсуждались на встречах в Лондоне, начиная с мая 1921 г. Среди государств-союзников отсутствовало единство в подходе к вопросам связи выплат межсоюзнических долгов и взыскания репараций с Германии. Если Франция предполагала выплачивать долги США и Великобритании из средств, взысканных с Германии, то Вашингтон и Лондон считали, что германские репарации являются отдельным вопросом. Англичане исходили из того, что разорение Германии препятствует восстановлению европейской экономики, ослабляет торговлю и угрожает британским их национальным интересам.

После Первой мировой войны европейская экономика переживала глубокий кризис. Для его скорейшего преодоления экономические проблемы необходимо было вынести на международное обсуждение. Для этого 6 января 1922 г. в Каннах (Франция) открылась сессия Верховного совета Антанты, главным вопросом которой был созыв международной экономической конференции в Генуе (Италия) в марте 1922 г. с приглашением на нее делегаций Советской России, Германии, Австрии, Венгрии и Болгарии.

В целях консолидации участников будущей конференции в резолюции форума было отмечено, что «нации не могут присваивать себе права диктовать другим принципы, на основе которых они желают организовывать свою внутреннюю экономическую жизнь и свой образ правления. Каждая страна в этом отношении имеет право избирать для себя ту систему, которую она предпочитает.» [Штейн, Б. Е Генуэзская конференция. - М.: Главн. Упр. Гос. Изд-ва, 1922. с. 26]

Генуэзская международная конференция по экономическим и финансовым вопросам прошла в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая 1922 г. при участии представителей 29 государств - Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, РСФСР, Франции, Швейцарии, Японии и др., а также 5 британских доминионов - Австралии, Индии, Канады, Новой Зеландии и Южно-Африканский Союза.

США, отказавшиеся участвовать в работе конференции (нота государственного секретаря Ч. Юза от 8 марта 1922), были представлены наблюдателем - американским послом в Италии Р. Чайлдом.

Целью конференции был признан поиск путей к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы. Россия была заинтересована в скорейшем достижении этой цели. В этот период советская экономика для своего восстановления остро нуждалась в иностранных инвестициях, и конференция приобрела большое значение для страны. [Мухин И.В. Экономическая безопасность России и финансовая интеграция //Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2014. № 1 (2), с. 69-74]

Главой делегации РСФСР был В.И. Ленин, заместителем главы делегации - Г.В. Чичерин, который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами руководителя. В состав делегации входили также Л. Б. Красин, М. М. Литвинов, В. В. Боровский и др.

Перед началом конференции российская делегация предложила пригласить на нее представителей Турции и Черногории. Отказ в приглашении делегаций этих стран был обоснован тем, что Черногория уже участвовала в выборах в югославскую скупщину и делегаты Югославии представляют ее интересы. В отношении Турции было отмечено, что конференция является европейской, а Турция - малоазиатская страна.

Для работы конференции были сформированы четыре комиссии: политическая, финансовая, экономическая и транспортная.

На конференции был принят принцип представительства, по которому во все комиссии входили делегаты каждой из пяти стран - инициаторов Генуэзской конференции, а также России и Германии. Что касается остальных 21 государств, то от них вместе в каждую комиссию избиралось несколько делегатов.

Один из докладов экспертов экономической комиссии на конференции был посвящен РСФСР. В некоторых статьях, имевшихся в первой главе доклада, содержались следующие основные требования:

Советское правительство должно взять на себя все финансовые обязательства своих предшественников, т.е. царского и Временного правительства.

Советское правительство признаёт финансовые обязательства всех бывших доныне в России властей как областных, так и местных.

Все остатки сумм, записанные в кредит одного из прежних российских правительств в банке, находящемся в какой-либо стране, правительство которой давало займы России, зачисляются на счёт данного правительства.» [Генуэзская конференция 1922. Материалы Генуэзской конференции (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.), М., 1922; Документы внешней политики СССР, т. 5, с. 127-129. - М., 1961]

Кроме признания всех долгов и возвращения (реституции) национализированных предприятий, доклад экспертов в дополнительных статьях требовал отмены монополии внешней торговли и установления для иностранных подданных в советских республиках режима, подобного режиму капитуляций в странах Востока.

Таким образом, от России потребовали уплаты 18 миллиардов рублей. По мнению российской стороны, действительная сумма долгов царского и Временного правительств не превышала 12 с четвертью миллиардов.

Насколько жесткими являлись выдвинутые требования, можно судить хотя бы по тому, что царское правительство платило накануне войны по своим долгам почти 13% государственного бюджета, или 3,3% ежегодного национального дохода; если бы новое правительство согласилось платить по этим долгам полностью, то ему пришлось бы выплачивать пятую часть ежегодного национального дохода и около 80%» всего государственного бюджета России того времени.

Предложение ввести в РСФСР долговую комиссию и третейские суды было воспринято руководством страны как покушение на её суверенитет. При этом сумма процентов, которые должна была бы уплачивать страна, равнялась всей сумме довоенного экспорта России - почти 1,5 млрд. руб. золотом.

В ответ на западные требования российская делегация заявила о контрпретензиях советского правительства в размере 30 миллиардов золотых рублей.

В сложившейся ситуации глава английской делегации Ллойд Джордж внёс предложения, подготовленные союзниками, одно из которых гласило:

«Окончательно должно быть установлено, что для советского правительства не может быть сделано никаких исключений относительно:

а) долгов и финансовых обязательств, принятых в отношении граждан других национальностей;

б) прав этих граждан на восстановление их в правах собственности или на вознаграждение за понесённые ущерб и убытки».

«Российская делегация ответила предложением полностью аннулировать военные долги на основании того, что русский народ принёс в жертву общесоюзным военным интересам больше жизней, чем все остальные союзники вместе, он понёс огромный имущественный ущерб и в результате войны потерял крупные и важные для его государственного развития территории. И после того, как остальные союзники получили по мирным договорам громадные приращения территорий, крупные контрибуции, с русского народа хотят взыскать издержки по операции, принёсшей столь богатые плоды другим державам». [Генуэзская конференция 1922. Материалы Генуэзской конференции (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.), М, 1922; Документы внешней политики СССР, т. 5, с. 135. - М., 1961]

Чтобы предупредить обвинения в срыве конференции, советская делегация пошла на уступку. Она направила Ллойд Джорджу письмо, являвшееся ответом на предложения союзников, выдвинутые на вилле «Альбертис» (Генуя, Италия), где состоялась встреча представителей делегаций Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Советской России.

Российская делегация сообщала, что нынешнее экономическое положение России и обстоятельства, приведшие к нему, дают России право на полное освобождение её от всех обязательств путём принятия её встречных исков. Но советская делегация готова сделать ещё шаг по пути разрешения спора: она согласилась бы принять статьи 1, 2 и За упомянутого предложения при условии, что, во-первых, военные долги и все проценты по ним будут аннулированы и, во-вторых, что России будет оказана достаточная финансовая помощь. Далее письмо гласило: .

Русская делегация желает также ясно указать, хотя это и само собой очевидно, что русское правительство не сможет взять на себя никаких обязательств в отношении долгов своих предшественников, пока оно не будет официально признано де-юре заинтересованными державами. [Генуэзская конференция 1922. Материалы Генуэзской конференции (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.), М., 1922; Документы внешней политики СССР, т. 5, с. 167. - М., 1961.)]

Во время конференции, 16 апреля между РСФСР и Германией был подписан двусторонний договор, получивший по месту его подписания название Рапалльский.

Со стороны России (РСФСР) договор был подписан Г.В.Чичериным. Со стороны Германии (Веймарская республика) - Вальтером Ратенау. Договор был заключён без указания срока. Постановления договора вступали в силу немедленно. Лишь пункт «б» ст.1 об урегулировании публичных и частноправовых отношений и ст. 4 о наибольшем благоприятствовании вступали в силу с момента ратификации.

По договору, оба правительства взаимно отказывались от возмещения военных расходов и военных, так же как и невоенных, убытков, причинённых им и их гражданам во время войны. Германия и Россия обоюдно прекращали платежи за содержание военнопленных.

Дипломатические и консульские отношения между Германией и Советской Россией немедленно возобновлялись. Оба правительства согласились применять принцип наибольшего благоприятствования при урегулировании взаимных торговых и хозяйственных отношений и благожелательно идти навстречу обоюдным хозяйственным потребностям. Было обусловлено, что договор не затрагивает отношений договаривающихся сторон с другими государствами.

Первая официальная оценка Рапалльского договора содержится в коммюнике германской делегации, опубликованном в Генуе 17 апреля 1922 года. В нем выражалось убеждение германского и советского правительств в том, что «этим договором они оказали существенное содействие главной цели конференции: окончательному восстановлению европейского мира». [АВПРФ, ф.043з, оп.11 "О", п. 109, д. 12, л.286\

Германская делегация подчеркнула большое значение Рапалльского договора для Германии. В нем, в частности, говорилось: «Соглашение с Россией было для Германии тем более важно, что в этом случае возможно было прийти с одной из великих наций, участвовавших в войне, к мирному состоянию, исключающему перспективу бесконечной задолженности и допускающему восстановление нормальных отношений, свободных от бремени прошлого». [АВПРФ, ф.043з, оп.11 "О", п. 109, д.12, л.287]

«Рапалльский договор явился бомбой, разорвавшейся совершенно неожиданно на Генуэзской конференции. «Это потрясёт мир! Это сильнейший удар по конференции», - заявил американский посол в Италии Чайльд, узнав о советско-германском соглашении».

Через два дня после заключения Рапалльского договора, 18 апреля 1922 г., правительства стран Антанты, Малой Антанты, а также Польши и Португалии адресовали Германии ноту. В ней они обвиняли Германию в нелояльности по отношению к союзникам, в нарушении каннских резолюций, в том, что немецкие представители «заключили тайно, за спиной своих коллег, договор с Россией». [Кобляков, И. К. От Бреста до Рапалло. Очерки истории советско-германских отношений с 1918 по 1922 г. - М.: Госполитиздат, 1954. с. 123-125]

Основные моменты в этом договоре определили его политическое значение:

Во-первых, взаимное аннулирование всех претензий.

Во-вторых, восстановление дипломатических отношений между Германией и Россией.

В-третьих, экономическое сближение России и Германии, выходивших из изоляции благодаря Рапалльскому договору.

Таким образом, Россия разрывала кольцо экономической блокады, а Германия получала возможность расширить свою торговлю.

«Рапалльский договор дал новые основания Парижу опасаться советско-германской оси. Итогом была новая активизация усилий Франции по созданию на пространстве между Германией и Россией «непреодолимого вала» из антироссийски и антигермански настроенных малых государств. Предпринятая в Генуе попытка подвести под Версальский порядок общеевропейскую основу была перечеркнута в Рапалло.» [Д.Г.Наджафов, раздел II , гл. б Рапалльский договор,с Л 62 - в кн.: Системная история международных отношений в четырех томах, т. I «События 1918-1945»]

Текст договора не содержит секретных военных соглашений, но в Статье 5 говорится, что немецкое правительство объявляет о своей готовности поддерживать деятельность частных компаний в Советском Союзе. Такая практика позволила избежать компрометации немецкого правительства, хотя расходы покрывались напрямую военным министерством. Россия и Германия развили политику Рапалло в Берлинском договоре от 24 апреля 1926 года.

Договор был одобрен также и деловыми кругами Германии. В этом отношении является типичным заявление "Германо-восточно-европейского экономического союза", который объединял несколько сот предпринимателей и торговцев. В своем заявлении этот Союз приветствовал Рапалльский договор, так как видел в нем "единственный выход из теперешнего катастрофического состояния к лучшему будущему". [АВП РФ, ф. 048, оп. 11 "о", п. 109, д. 12, л. 293]

Отмечая важность этого договора, посол Германии в Москве граф У. фон Брокдорф-Ранцау писал: «Рапалльский договор открыл новую эру не только для германского и русского народов, и тем самым для Европы, но и для всего мира». [АВП РФ, ф. 048з, оп. «11», п. 109, д. 12, л. 294]

Рапалльский договор ратифицирован правительством РСФСР 16 мая 1922 года, а Германией - 4 июля 1922 года. Обмен ратификационными грамотами произведен в Берлине 31 января 1923 года. [«Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций», вып. 1- II , М.1928 г., с. 17), «Международная политика РСФСР в 1922 г.», с.30]

ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ
ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ

Книга посвящена одному из важных событий исторического периода времени между двумя мировыми войнами – международной экономической конференции в Генуе в 1922 году. Генуэзская конференция была попыткой бывших союзников России поставить советское государство под свой контроль, добиться ее возвращения в лоно так называемого «цивилизованного мира» на правах колонии. Благодаря твердой позиции советской делегации эти попытки провалились. После Генуи наше государство взяло курс на построение социализма в отдельно взятой стране, выстраивая отношения с Западом на принципах мирного сосуществования и одновременно готовясь к новой мировой войне, которая была неизбежна. Панорама экономических и политических событий, описываемых в книге, выходит далеко за рамки Генуэзской конференции. Автор полагает, что многие события всемирной и отечественной истории между двумя мировыми войнами – отличный урок для современной России. В том числе Генуя может и должна стать образцом для сегодняшней российской дипломатии. Мы сможем успешно противостоять нынешнему экономическому и политическому давлению Запада на Российскую Федерацию, если учтем опыт социалистической индустриализации в условиях тогдашней блокады Запада.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Генуэзская конференция в контексте мировой и российской истории (В. Ю. Катасонов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Часть 4. Генуя: Россия против Антанты

Ход Конференции (общий обзор)

Конференция в Генуе проходила в период с 10 апреля по 20 мая 1922 года при участии представителей 34 стран (29 государств и 5 британских доминионов). Среди западных делегаций тон задавали делегации Великобритании (глава – премьер Ллойд Джордж), Франции (глава – министр юстиции и одновременно министр по делам Лотарингии и Эльзаса Луи Барту), Италии (как принимающей страны).


Советская делегация на конференции в Генуе


Председателем делегации РСФСР был назначен Председатель Совнаркома РСФСР Владимир Ленин; однако по причинам здоровья и безопасности он в Геную не приехал. Заместителем председателя делегации был определен Нарком иностранных дел Георгий Чичерин. Он имел все те же полномочия, что и председатель. В состав делегации России также входили Леонид Красин, Максим Литвинов, Вацлав Воровский, Ян Рудзутак, Адольф Иоффе, Христиан Раковский, Нариман Нариманов, Александр Шляпников, Борис Штейн и другие.

Интерес к ней во всем мире был огромный. Гостиницы и частные дома старинного итальянского города заполнили прибывшие из разных стран журналисты, банковские деятели, представители промышленных монополий и торговых фирм, всякого рода агенты, посредники, разведчики, русские белые эмигранты. Итальянское правительство увеличило генуэзский гарнизон, усилило полицию, прислав в Геную дополнительно 500 тайных агентов.

Первый день работы Конференции проходил в режиме пленарного заседания. Выступили главы (или заместители глав) делегаций с установочными речами. Первым на Конференции выступил ее председатель – итальянский премьер-министр Факта . В своей декларации он требовал, чтобы все участники Конференции полностью присоединились к каннским резолюциям Верховного совета Антанты. После председателя Конференции выступал глава английской делегации премьер-министр Ллойд Джордж . От имени Франции говорил Луи Барту . Примечательно, что француз предостерег участников от того, чтобы обсуждать на Конференции существующие договоры. Вероятно, он боялся, что на Конференции может начаться перекройка Версальского мирного договора (прежде всего, пересмотр репарационных платежей в сторону ослабления финансового бремени Германии).

В центре внимания первого пленарного заседания было выступление представителя Советской России (он выступал седьмым). В декларации, которую огласил Г. В. Чичерин , содержалась развернутая конкретная программа установления прочного, длительного мира между всеми государствами и укрепления международной безопасности. Советское правительство признавало необходимым экономическое сотрудничество с капиталистическими странами «на основе взаимности, равноправия и полного и безоговорочного признания». Наверное, впервые на столь высоком уровне прозвучал сформулированный советским государством принцип мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими устройствами. Чичерин указывал, что экономическое восстановление России, самой крупной из европейских стран, располагающей богатейшими природными ресурсами, «является непременным условием всеобщего экономического восстановления» и что Советская Россия со своей стороны создала все необходимые юридические гарантии для успешного делового сотрудничества с буржуазными странами. Чичерин также заявил, что Советская Россия признает, в принципе, Каннские условия, но сохраняет за собой право вносить в них свои коррективы.


Жан-Луи Барту (фр. Jean Louis Barthou). (25.08. 1862 – 9.10. 1934) Французский политик и государственный деятель периода Третьей республики. Впервые был избран во французский парламент в 1889 году. С 1894 года Барту занимает различные министерские посты. С 22 марта по 9 декабря 1913 года премьер-министр Франции. В 1923–1926 годах был председателем Репарационной комиссии.

Несмотря на консервативные взгляды, в условиях нарастания угрозы гитлеровской агрессии выступил активным сторонником совместной с Советским Союзом политики коллективной безопасности вместе с наркомом внешних дел СССР Максимом Литвиновым, который так вспоминал о Барту: «Его публичные выступления отличались прямотой, серьезностью и убедительностью. Он не прибегал к дипломатическим фразам в ущерб смыслу и ясности своих выступлений… Благодаря его уму, остроумию и всестороннему образованию беседы с ним доставляли всегда истинно эстетическое наслаждение». Барту был ключевой фигурой в разработке Франко-советского договора о взаимопомощи.

9 февраля 1934 года вступил в должность министра иностранных дел, но был убит в Марселе 9 октября 1934 года вместе с югославским королем Александром I.


Было подчеркнуто, что экономические вопросы неотделимы от политических проблем, поэтому «всякие усилия, направленные к восстановлению мирового хозяйства, будут тщетны до тех пор, пока над Европой и над миром будет висеть угроза новых войн…». Г. В. Чичерин сообщил, что Советское правительство намерено предложить программу установления всеобщего мира – сокращение вооружений и вооруженных сил, а также полное запрещение наиболее варварских форм ведения войны. Советская декларация упоминала и о необходимости пересмотра устава Лиги Наций «с целью превращения ее в настоящий союз народов, без господства одних над другими». В связи с предложениями о кабальных для Советской России соглашениях, выдвинутыми Францией и другими западными державами, Г. В. Чичерин заявил, что советская делегация решительно отклоняет всякую возможность неравноправных сделок. Выступление Чичерина вызвало неприятие со стороны французской делегации, которая протестовала против предложений о всеобщем разоружении. Впрочем, критические выпады Барту в адрес Чичерина по поводу предложений последнего о разоружении не были поддержаны другими делегациями, поскольку тогда в Европе доминировали идеи пацифизма. В то же время многие западные участники Конференции были разочарованы выступлением Чичерина по другой причине: они не услышали готовности России оплачивать довоенные и военные долги. Американский наблюдатель Чайлд, при всей своей ненависти к Советской Республике, вынужден был признать в своем донесении государственному департаменту, что при открытии сессии Генуэзской конференции самым ярким, самым сильным выступлением была речь Чичерина. «В этой речи, – сообщал он, – очень сильно прозвучало заявление о том, что Советская Россия предлагает мир и требует разоружения».

Основная часть работы Конференции проходила в четырех комиссиях: политической, экономической, финансовой и транспортной. В первой из них рассматривался так называемый «русский вопрос», для чего была образована специальная подкомиссия.

Уже на второй день работы Конференции (11 апреля) советской делегации вручили меморандум, разработанный экспертами в Лондоне (Лондонский меморандум ). Он требовал, чтобы Советское правительство взяло на себя все финансовые обязательства царского и Временного правительств и вообще всех «бывших доныне» властей, признало свою материальную ответственность за все убытки, понесенные иностранцами от действий Советского правительства и его предшественников, и возвратило им национализированные предприятия. В Меморандуме содержались и другие домогательства: отмена монополии внешней торговли, т. е. ликвидация барьера, который ограждал Советскую Россию от экономической экспансии иностранного капитала; установление для иностранцев исключительного режима, подобного капитуляционному; контроль держав Антанты над советскими финансами. Советская делегация потребовала приостановки работы Конференции на два дня для того, чтобы ознакомиться с Лондонским меморандумом (хотя он уже был подготовлен за 12 дней до начала Конференции).

Во время этой паузы Ллойд Джордж, пытаясь склонить советскую делегацию к уступкам, пригласил 14 апреля Г. В. Чичерина, Л. Б. Красина и М. М. Литвинова в свою резиденцию на виллу Альбертис для неофициальных бесед. Здесь Ллойд Джордж, а также Барту и представители Бельгии и Италии потребовали безоговорочного принятия всех условий Лондонского меморандума. Советские дипломаты в категорической форме отклонили те пункты Меморандума, которые нарушали суверенитет Советской России, и со своей стороны выдвинули контрпретензии к странам Антанты за ущерб, нанесенный интервенцией и блокадой. Через несколько дней советская делегация представила Меморандум от 20 апреля , в котором она дала развернутый обзор своей позиции по широкому кругу вопросов. По сути, это был ответ на Лондонский меморандум экспертов.

Политику прямого нажима на Советское правительство с целью принудить его к сдаче командных экономических позиций иностранному капиталу поддерживали Соединенные Штаты Америки. Активность неофициальных представителей американского правительства и крупнейших монополий в Генуе была велика. Присутствовавший на Генуэзской конференции в качестве наблюдателя посол Соединенных Штатов в Италии Чайлд отмечал в своем дневнике, что делегаты Конференции, не исключая представителей великих европейских держав, постоянно поддерживали с ним тесный контакт.

После неудачной попытки Запада навязать России условия Лондонского меморандума был подготовлен (втайне от российской делегации) и представлен Г. Чичерину Меморандум 2 мая . Примечательно, что Меморандуму 2 мая предшествовало два проекта документа – английский и французский. Первый – более компромиссный, второй – более жесткий и ультимативный по отношению к Советскому государству. С большим трудом удалось согласовать единый вариант, но примечательно, что в конце концов французская делегация его не подписала. Так что фактически этот Меморандум был английским. Ввиду отказа Франции подписать Меморандум заговорили даже о распаде Антанты. Стали даже поговаривать, что Франция может досрочно покинуть Конференцию, а Великобритания может пойти на сепаратные договоренности с Россией. Американскому послу Чайлду пришлось принять участие в примирении англичан и французов на Конференции. Это ему удалось сделать, но с большим трудом.

После изучения Меморандума 2 мая советская делегация, в свою очередь, представила на Конференции Меморандум 11 мая . Все эти обмены меморандумами показали, что Россия, с одной стороны, а Запад, с другой стороны, остались почти на исходных позициях. Компромиссных решений найдено не было.

Подробнее ключевые вопросы Генуэзской конференции рассмотрим ниже.

Советская Россия: главное – восстановление экономики, а не оплата долгов мировым банкирам

Советская делегация постоянно стремилась перевести обсуждения на Конференции в конструктивное русло. Поскольку делегаты большинства стран предпочитали говорить о долгах Советской России и пытались заставить ее не только признать долги, но и начать их выплачивать. Это был откровенно мародерский подход, который нашел свое отражение в Лондонском меморандуме экспертов, представленном на Конференции в самом начале ее работы. Это был точно такой же мародерский подход, который страны-победительницы продемонстрировали на Парижской мирной конференции, где принимались решения по обложению Германии репарациями. Германия, отягощенная непосильной данью, переживала самую настоящую социально-экономическую катастрофу. Еще на Парижской мирной конференции английский экономист Джон Кейнс говорил, что назначенные Германии Версальским мирным договором репарации, по крайней мере, в четыре раза превышают ее реальные возможности. Он полагал, что такие репарации Германию уничтожат или же приведут к социально-политическому взрыву в центре Европы. К сожалению, этой простой и понятной логикой делегаты западных стран почему-то не руководствовались. Особенно делегаты Франции, которая была главным «бенефициаром» германских репараций и главным держателем внешнего долга России.


Члены советской делегации на Генуэзской конференции


В своем Меморандуме от 20 апреля советская делегация констатировала, что интересы банкиров-кредиторов оказались выше интересов государств и трудящихся и что алчность мировых ростовщиков ведет к банкротствам, нищете и социальным протестам: «В результате войны хозяйство во всех странах Европы пребывает в состоянии глубокого упадка, и все находящиеся к руках имущих слоев населения ценные бумаги довоенного и военного времени (акции, свидетельства государственных займов и т. д.) ни в какой мере не соответствуют размерам реального национального дохода, и в то же время государственные обязательства не соответствуют размерам бюджетов. Отсюда усиливается все более и более ясно сознаваемая необходимость поставить все ценные бумаги и обязательства в соответствие с размерами производства и национальным доходом. Эта необходимость находит свое выражение как в постепенном приближении к государственному банкротству ряда стран, вынужденных отказываться от уплаты военных долгов, так и в ряде банкротств отдельных банков, частных фирм и в непрерывном падении стоимости всяких акций и ценных бумаг. И в то время как правительства отказываются от платежей или же фактически их не платят, частные предприятия и банки объявляют себя банкротами, а массы трудового населения расплачиваются за потрясения, вызванные войной, огромным понижением уровня своего существования – во всем мире оказывается незатронутой бедствиями войны, согласно меморандуму экспертов, лишь одна категория лиц – кредиторы России, которые должны получить по всем счетам с процентами, как если бы русская революция застраховала их от всяких рисков и всяких ущербов, которые понесли во всем мире народные массы и капиталистические круги».

Советская делегация гнула свою конструктивную линию, нацеленную на восстановление разрушенной экономики, а не на удовлетворение алчных аппетитов мировых ростовщиков.

Во-первых , вопрос о признании Советской Россией государственных и частных долгов не следует увязывать с вопросом о дальнейшем торгово-экономическом сотрудничестве. Поскольку дальнейшее сотрудничество может и должно осуществляться под гарантии Советского правительства, которые при необходимости оно готово выдавать. Само по себе признание или непризнание долгов, возникших до прихода к власти большевиков, не может повлиять на приток капиталов в Советскую Россию. Такой приток исключительно зависит от гарантий Советского правительства. Советская делегация занимала следующую позицию: надо заключать торговые и кредитные соглашения с Западом, а вопрос о взаимных требованиях прошлых лет следует решать параллельно. Второй вопрос крайне запутанный, он потребует времени, не стоит стремиться на Конференции расставить все точки над «i». Данная позиция советской делегации была четко сформулирована в ее Меморандуме от 11 мая.

Во-вторых , она выступала за отмену политических и иных искусственных барьеров в международной торговле. Торговая и морская блокада, объявленная Верховным советом стран Антанты в декабре 1917 года, – яркий тому пример. В 1920 году эта блокада была снята, но лишь частично. Страны активно пользовались таким инструментом, как антидемпинговые пошлины и даже полные запреты на ввоз товаров при подозрении в использовании демпинга и других «нерыночных» инструментов. Таким «нерыночным» инструментом они рассматривали установленную в Советской России государственную монополию внешней торговли, заявляя, что будут торговать лишь с негосударственными организациями. Так что де-факто блокада сохранялась. Впрочем, и между собой страны Антанты в сфере международной торговли не очень ладили, защищая свои внутренние рынки таможенными пошлинами и рядом нетарифных барьеров. Советская делегация была за снижение таможенных пошлин в европейской торговле и признание Западом государственной монополии внешней торговли. Тем более что формально делегации других стран признавали Каннские принципы, в которых признавалось право государств на определение своего социально-экономического устройства, включая формы собственности предприятий и организаций. Как видим, Советская Россия более девяти десятков лет назад находилась в той же ситуации, в какой сегодня находится Российская Федерация (создание препон для внешней торговли в виде разного рода формальных и неформальных санкций).

Конец ознакомительного фрагмента.



Загрузка...