sonyps4.ru

Дополненная и виртуальная реальность. Как зарабатывать на дополненной и виртуальной реальности

Как зарабатывать на дополненной и виртуальной реальности в России? Мне этот вопрос представляется одним из наиболее важных и злободневных для тех, кто сейчас смотрит в сторону этих технологий. Поэтому в рамках нового выпуска нашей с другом передачи о российской VR-индустрии VR-Today мы решили обсудить именно его. В гостях у нас представители известных российских компаний, которые умеют зарабатывать на дополненной и виртуальной реальностях: Андрей Судариков из Playdisplay и Александр Лавров из Vizerra .

Под катом текстовая выжимка из часовой видеопередачи.


Андрей Судариков

Со-основатель и креативный директор Playdisplay
- Начинал свой путь как дизайнер-график
- Во время учебы фрилансил, занимаясь буквально всем : от создания визиток до проектирования интерьеров
- Всегда стремился создавать «мясистый контент»
- На втором курсе увлекся 3DMax ’ом
- После окончания учебы переехал в Москву, занимаясь различными проектами вплоть до 2010 года, когда и был основан Playdisplay
- Первым проектом в дополненной реальности стала интерактивная модель Солнечной системы, которая появлялась на экране посредством считывания информации о планетах со специальных карточек. Проект до сих пор функционирует в Астраханском планетарии.

Александр Лавров

Генеральный директор Vizerra
- Судьбоносными для Александра стали культовые «Звёздные войны» , которые он впервые увидел в 7-летнем возрасте в кинотеатре родного Арзамаса. Большое впечатление на Сашу произвели космические корабли, показанные в легендарном фильме
- Поступив в медицинский институт, он увидел 3DMax под DOS и ВНЕЗАПНО осознал, что теперь он может делать те самые летающие корабли
- Всю свою учебу занимался визуализацией медицинских фильмов , производством которых занимался его институт
- В процессе обучения заинтересовался и стал первым сертифицированным экспертом Adobe After Effects в Восточной Европе, что по праву оценили в Москве
- Преподавал в RealTime School в течение почти 5 лет, пока не потянуло на ещё более «мясистый контент»
- Успел получить ещё 3 образования с момента переезда в Москву

Изначально целью Vizerra стало создание интерактивных вещей, полезных для бизнеса

Как мы выяснили в процессе знакомства, Андрей и Александр пришли к виртуальной реальности нестандартными и интересными путями. А объединяет экспертов, как вы уже догадались, тот самый «мясистый контент», про который они постоянно упоминают. Что ж, давайте узнаем, какие же проекты каждой из компаний оказались самыми «мясистыми», то есть коммерчески успешными, на сегодняшний день.

Для Vizerra самым амбициозным и продолжительным проектом стало сотрудничество с Олимпийскими Играми , длившееся 6 лет и позволившее компании фактически вырасти и обосноваться на рынке. Именно этот проект помог компании противостоять кризису 2008 года. Перед компанией стояла задача: интерактивно визуализировать в 3D 600 квадратных километров территории .

После первого года работы над проектом, система уже не только стабильно функционировала, но и позволяла начать реализацию более подробной инфраструктуры (волонтёры, спортсмены, банкоматы e.t.c.), что позволило Vizerra в итоге создать гигантскую, подробнейшую систему, которой успешно пользуются представители Олимпийских Игр при работе с партнёрами. Проект начинался (как удачно пошутил Александр) как «виртуальная реальность с низким погружением» - то есть без очков и шлемов. Но в дальнейшем, весь этот функционал был реализован параллельно с зарождением и развитием платформы, функционирующей в данный момент на 4 движках и с которой Vizerra успешно работают и по сей день.

Из последних успешных проектов Александр называет Выставку военной техники для ВДНХ и Виртуальный музей архитектуры - лучшее музейное приложение Европы, привлекшее внимание ЮНЕСКО.

Из ближайших планов - компания фокусируется на образовательных и промышленных проектах. Также Александр рассказал про проекты, основанные на модели «B2C через B2B или B2G», когда конкретный продукт для конечной аудитории, но с крупным клиентом в качестве заказчика - большинство крупных проектов компании были реализованы именно так.

А у Playdisplay , по словам Андрея, проекты не такие долгосрочные. Клиенты обращаются к ним, когда «уже совсем пожар» , и нужна срочная помощь («клиент готов гасить этот огонь чем? конечно же деньгами» - шутит Андрей). Playdisplay, по словам их креативного директора, готовы за 8 дней выполнить работу, на которую в американских и европейских компаниях выделяют по 8 месяцев, а в русских - месяц.

Из экономически успешных проектов Андрей называет сотрудничество с Казахстанскими Железными Дорогами, заказавшими у компании проект модели готовящегося на тот момент гигантского Ледового дворца для того, чтобы лично продемонстрировать его Нурсултану Назарбаеву.

В дополненной реальности Playdisplay реализовали Арену с отображением на большом экране и управлением через поворотный сенсор на столе перед проекцией. Реализовав столь амбициозный проект усилиями 16 человек (10 из них - на аутсорсе) за 8 дней (помимо самого проектирования, на плечах студии лежала задача по производству видеоролика о развитии хоккея в Казахстане, поиску огромного телевизора и прочее), Playdisplay заработали несколько сотен тысяч долларов и осчастливили заказчиков. Всего, по словам Андрея, он уже работал с тремя президентами (с двоими из них встречался лично). В 99% случаев Playdisplay необходимо сделать задачу очень быстро, очень круто и без единой ошибки, и при этом быть готовым к решению любых критических ситуаций.

В штате Playdisplay сейчас 15 человек, у Vizerra чуть больше - около 30. Обе компании зачастую привлекают специалистов на аутсорсе для решения специфических задач (от кодинга до анимации и моделирования). Рассмотрим подробнее технологии, которыми пользуются Playdisplay и Vizerra для реализации проектов.

Первый проект Playdisplay был реализован при помощи OGRE (Object-Oriented Graphics Rendering Engine). Для крупных инсталляций, несмотря на доступность и популярность мобильных устройств, компания всё ещё использует компьютеры (крутая графика и большие экраны). Принимая во внимание то, что проект будет доступен во всём мире, Playdisplay делает упор на передовые технологии как в образовательных, так и в развлекательных решениях (будь то Samsung VR или Microsoft HoloLens) .

Vizerra же начинали со всем известного Unity 3D , на котором было воплощено 30-50 проектов, и в итоге сейчас компания так и работает с третьей версией Unity. По словам Александра, они используют все возможные устройства, доступные на рынке, так как всегда идут от клиента и задачи, поставленной перед компанией.

Как компании выбирают клиентов? Vizerra стараются ориентироваться на массовый рынок и делать массовый продукт. Компания редко занимается B2С, что Александр объясняет большим риском, хотя такие продукты у них есть, например собственное приложение для архитекторов.

У Playdisplay В2В и B2C тоже переплетаются - к примеру, запустив проект «живых раскрасок», где раскрашенная тобой модель автомобиля потом «оживает» и ты можешь участвовать на ней в гонках, они смогли привлечь клиентов из совершенно другой сферы (строительный бизнес) благодаря тому, что к ним в руки попала одна из таких раскрасок. Компания очень любит делать как музейные, выставочные проекты, так и более мелкую дополненную реальность - яйца с сюрпризами, мелкие игрушки, те же раскраски.

Зная, кто и зачем обращается к Vizerra и Playdisplay, а также о методах воплощения идей заказчика в реальность, пришло время наконец ответить на вопрос: так как же заработать на AR и VR?

Андрей советует:
- Зарабатывать не на клиенте, а вместе с клиентом;
- Никогда не делать дизайн ради дизайна (идеальный расклад: функция выполняется, а объекта не существует). Функционал всегда должен стоять во главе стола;
- «Продать визитку, сайт или дополненную реальность - одна и та же процедура, если ты понимаешь, для чего это нужно, и как это сделать»;
- Следует работать не столько на своего заказчика, сколько на его клиентов - разбираться в их потребностях и желаниях.

Александр дополняет, что компании Vizerra и Playdisplay успешны благодаря тому, что они видят весь путь проекта и всегда думают вместе с заказчиком.

Понятно, что за годы успешной работы обе компании смогли заслужить признание и авторитет на рынке. Но как быть тому, кто только собирается «войти в игру»? Александр подсказывает, что в первую очередь стоит понять, кто твой потенциальный клиент, и чем ты лучше остальных игроков. Сейчас ситуация такова, что с появлением хайпа на VR и AR с каждым днём появляется всё больше людей и компаний в этой сфере, соответственно растет и конкуренция. Но важно понимать, что компании Vizerra и Playdisplay не создают технологии - их создают и реализуют другие люди. Александр и Андрей в своих компаниях создают конечный продукт, и если хочется работать с B2B рынком, а не становиться платформой, то стремиться следует именно к такому положению вещей. По словам Александра, стоит сильно разделять бизнес и разработку, и именно понимание того, в каком из этих аспектов вы сильны, поможет вам избежать многих проблем в будущем. Андрей же настаивает на том, что в любом бизнесе ключевым аспектом являются продажи, а не производство. Продажа продукта - это 50% дела, половина успеха. За успехом любого крупного проекта компании стоит не только конкретное время работы, затраченное на производство и технический аспект, но и всё то время, что вы потратили на брэнд-промоушн, на зарабатывание репутации и имени на рынке и непосредственно на переговоры с заказчиком - это всё тоже очень важно.

Александр настаивает: нормальных компаний на рынке мало, зато тех, кто пытается всеми силами сейчас продать шлак (в связи с появившимся на индустрию хайпом) - масса. И это, к сожалению, служит неким препятствием - ведь людям, успевшим посотрудничать с такими недобросовестными компаниями, будет тяжело объяснить, чем вы лучше и почему следует работать с вашей компанией. У Vizerra был клиент, для которого они стали 10 компанией подобного плана, и сотрудничать с которыми они решились только потому, что одни из клиентов Vizerra дали положительные рекомендации и буквально сказали, что «люди-то они хорошие» . В итоге, узнав о том, как конкуренты обошлись с этой компанией, Vizerra приложила все усилия, чтобы выполнить работу доброкачественно и в срок - естественно, с тех пор эта компания сотрудничает только с ними.

О международном рынке AR и VR и о месте российских компаний на этом рынке Александр отзывается крайне положительно - разработка иностранных проектов имеет смысл даже исходя из нынешней экономической ситуации в мире. Конкуренция присутствует как и в B2C, так и в B2B сфере (в B2B - больше). Андрей также настроен позитивно: хайп только растёт, а с ним и спрос - примерно, на 30% в год , и (по его прогнозам) через 3-5 лет уже вся литература в том или ином роде будет оснащена дополненной реальностью (особенно, если очки VR смогут выглядеть просто как обычные Рэй-Бэны). Отличный пример - Pokemon GO! , прогремевший на весь мир, после которого подобные приложения стали заказывать буквально ВСЕ - особенно отличились владельцы некой фермы, предложившие «Pokemon GO! в мире коров» . Популяризация AR и VR технологий сейчас очень важна - поскольку и по сей день люди рассчитывают на получение арсенала Железного Человека с его JARVIS или хотя бы Терминатора.

Александр и Андрей советуют всем желающим влиться в эту сферу: «Сначала продай, потом делай». Да, придётся обойти 100 контор, показать и рассказать о своем продукте, набери портфолио и повесь на сайт. Не стоит вкладываться в долгосрочную разработку, не имея уверенности в том, что ты сможешь реализовать конечный продукт. Возможно, хорошим решением будет сначала поработать в компании, которая успешно занимается AR и VR, посмотреть на индустрию изнутри и получить ценный опыт, а потом уже начать что-то своё. Также, жизненно важен опыт в продажах. Если ответственно, с умом и по-хорошему расчетливо подойти к этому вопросу, то результат не заставит себя ждать. И ещё один ценный совет - не гонитесь за дешевизной! Вашим конкурентным преимуществом будет достойный проект, который будет воплощен без факапов и лишних нервов.

Если же чувствуете, что пока не готовы открывать свой проект (не хватает опыта продаж, амбиций - не важно), но поработать в сфере дополненной и виртуальной реальности хочется - смело размещайте свое резюме на HeadHunter или любом другом ресурсе, потому как в отрасли, по словам Андрея и Александра, катастрофически сейчас не хватает толковых специалистов. А уж придёте ли вы в компанию в роли ведущего специалиста, или же юного падавана, зависит напрямую от ваших навыков и умений (а с каждым днём запросы к кандидатам только растут, опять же, из-за высокой конкуренции). Ну и, конечно же, от вашего неутолимого желания работать, расти и развиваться в сфере дополненной и виртуальной реальности, в чём вам и желаю успехов!

И помните: дополненная и виртуальная реальность - это не нечто отдельное! Вы можете работать над любым проектом, внедряя и используя при этом AR/VR. Так что занимайтесь тем, что вы любите и умеете, но с применением новых технологий!

На сцене проходившей на днях в Ванкувере конференции TED 2016 один из разработчиков Kinect Алекс Кипман уверенно заявил, что вскоре привычные нам экраны мониторов останутся в прошлом. Кипмана окружали виртуальные изображения грибов и космонавта NASA. Он сравнил начало использование технологий виртуальной и дополненной реальности с появлением письменности в жизни первобытного человека.

Со сцены Кипман продемонстрировал работу устройства Hololens от Microsoft. Пользователь Hololens может взаимодействовать с видимыми только ему виртуальными изображениями предметов. Демонстрация подобных технологий стала главной особенностью TED 2016.

Крис Андерсон, один из организаторов выставки, уверен, что будущее многих сфер развлечений так или иначе связано с использованием технологий дополненной или виртуальной реальностей.

Затем публике показали работу ещё одного устройства дополненной реальности. На сцену вышел Мирон Грайбец – генеральный директор компании Meta . С помощью разработанных компанией очков он совершил телефонный 3D-звонок и продемонстрировал возможности работы с виртуальным изображением в дополненной реальности.

«Я словно Тони Старк, который находится в своём железном костюме!» – заявляет Грайбец.

Рынок технологий виртуальной и дополненной реальностей только начинает развиваться. Пока сложно сказать, в каком направлении он продолжит рост. Специалисты уверены, что сфера не ограничится развлечениями (кино и видеоигры), а также распространится на продажи и лечение различных фобий.

Виртуальная или дополненная реальность?

Технологии виртуальной и дополненной реальности приходят на смену привычным нам 2D-мониторам. Совсем скоро мы сможем почувствовать изображение и оказаться «внутри» фильма, видеоигры или виртуального магазина. Но в чём же принципиальная разница этих двух с виду похожих технологий?

В виртуальной реальности устройство полностью погружает пользователя в созданный разработчиками мир, который сложно отличить от реального. Устройства дополненной реальности лишь некоторым образом изменяют видимую пользователю картину мира.

Посетители TED 2016 (были даже знаменитости – например, Харрисон Форд и Стивен Спилберг) смогли лично испытать аттракцион виртуальной реальности под многообещающим названием The VOID.

Виртуальное пространство аттракциона представляет собой старинный храм. Пользователь может свободно передвигаться по нему и решать несложные головоломки. Единственным источником света служит факел, который можно перемещать (реальный предмет в руках игрока).

Организаторы аттракциона советуют потерявшимся в виртуальном пространстве посетителям ориентироваться по стенам, которые являются вполне себе реальными объектами.

Во время посещения The VOID возникает настоящее ощущение присутствия. В некоторых моментах начинает немного кружиться голова от чувства высоты. Хотя какая-то часть твоего сознания понимает, что ты находишься в полной безопасности и это всего лишь виртуальное пространство.

Открытие развлекательного парка The VOID планируется во второй половине 2016 года, а располагаться он будет на данный момент в США и Китае. В России также ведутся работы над созданием интеграционной платформы способной задать стандарт для объединения множества составляющих и, в будущем, упростить процесс создания парков по всему миру.

Возможные сферы применения виртуальной и дополненной реальности

1. Виртуальные магазины

Разработчики устройств дополненной и виртуальной реальности не могли оставить в стороне прибыльную сферу продаж в интернете. Покупатель сможет протестировать все функции товара, потрогать или примерить его. Уже сейчас устройство Meta позволяет ощутить в руке некие предметы (пока лишь самые простые, с минимальным набором функций). Тем не менее, со временем, потенциал развития позволит использовать подобные виртуальные магазины как замену настоящим бутикам или салонам.

2. Лечение фобий

Психиатры смогут применять технологии виртуальной реальности для лечения и профилактики различных фобий. Эриел Гартен уверена, что постепенное применение подобной практики позволит пациентам со временем побороть свои страхи. К тому же, терапия в виртуальном пространстве не требует дополнительных усилий или условий (за исключением самого оборудования виртуальной реальности, конечно). Доктор сможет постепенно увеличивать уровень стрессовой ситуации. Такая терапия отлично подойдет для лечения боязни полётов. Кстати. российская студия VRARLab разработала мобильное приложение Speech Center , способное стать вашим личным помощником при подготовке к публичному выступлению.

3. Журналистика

Новостное издание New York Times уже применило технологии виртуальной реальности в своих репортажах. С помощью Google Cardboard они освещают события в Сирии. По словам Криса Милка, создателя проекта, виртуальное пространство является идеальной средой для вещания новостных изданий. Крис считает, что передача новостей «от первого лица» лучше воспринимается всеми категориями зрителей.

Во время его выступления 1200 посетителей TED одновременно использовали очки Google Cardboard. Из его выступления получился некий живой перфоманс в виртуальном пространстве. Такого прежде ещё никто и никогда не проводил.

4. Полная замена мониторов

Представители Microsoft и Meta предрекают замену привычных нам мониторов системами виртуальной и дополненной реальности. Пользователю не нужно будет часами сидеть у монитора. Все необходимые функции управления будут находиться прямо перед ним.

Возможно, для развития подобных технологий потребуется дополнительное время. Но ведь 15 лет назад никто и не думал о таком развитии мобильных девайсов. И каков этот рынок сейчас?

5. Виртуальные встречи

Уже скоро мы сможем назвать Skype и Facetime уделом стариков! Устройства Microsoft (HoloLens) и Meta обладают функцией совершения звонков в виртуальном пространстве. Изображение собеседника появляется прямо перед пользователем. Подобная технология упростит процесс общения на расстоянии и вы сможете увидеться с товарищем в виртуальном пространстве, когда физически он находится за тысячи километров от вас.

А в России компания Avrorus разработала VR-платформу для бизнес-встреч, онлайн тренингов и мероприятий Timvi .

И на закуску. Может показаться, что возможности сделать креативное предложение руки и сердца у представителей сильного пола уже иссякли, но не тут-то было. Предложение руки и сердца в виртуальной реальности – наше будущее!

На основе материала TED 2016: Virtual and augmented reality steal the show.

Что такое VR и AR?

Виртуальная реальность - созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие.

Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR - «расширенная реальность») - технологии, которые дополняют реальный мир, добавляя любые сенсорные данные. Несмотря на название, эти технологии могут как привносить в реальный мир виртуальный данные, так и устранять из него объекты. Возможности AR ограничиваются лишь возможностями устройств и программ.

Cтоит сразу прояснить разницу между AR и VR:

VR блокирует реальный мир и погружает пользователя в цифровую вселенную. Если вы надеваете гарнитуру и вместо гостиной вдруг оказываетесь в гуще схватки с зомби, то это VR.

AR добавляет элементы цифрового мира в реальный. Если вы идете по улице и вдруг на тротуаре перед вами появляется покемон Дрэгонайт, то это AR.


Пример дополненной реальности: игра Pokemon GO

История AR/VR

Принято считать, что развитие виртуальной реальности началось в 50-е годы прошлого века. В 1961 году компания Philco Corporation разработала первые шлемы виртуальной реальности Headsight для военных целей, и это стало первым применением технологии в реальной жизни. Но опираясь на сегодняшнюю классификацию, систему, скорее, отнесли бы к AR-технологиям.

Отцом виртуальной реальности по праву считается Мортон Хейлиг. В 1962 он запатентовал первый в мире виртуальный симулятор под названием «Сенсорама». Аппарат представлял собой громоздкое устройство, внешне напоминающее игровые автоматы 80-х, и позволял зрителю испытать опыт погружения в виртуальную реальность, например, прокатиться на мотоцикле по улицам Бруклина. Но изобретение Хейлига вызывало недоверие у инвесторов и учёному пришлось прекратить разработки.


«Сенсорама» Хейлига


Через несколько лет после Хейлига похожее устройство представил профессор Гарварда Айван Сазерленд, который вместе со студентом Бобом Спрауллом создал «Дамоклов меч» - первую систему виртуальной реальности на основе головного дисплея. Очки крепились к потолку, и через компьютер транслировалась картинка. Несмотря на столь громоздкое изобретение, технологией заинтересовались ЦРУ и НАСА.

В 80-е годы компания VPL Research разработала более современное оборудование для виртуальной реальности - очки EyePhone и перчатку DataGlove. Компанию создал Джарон Ланье - талантливый изобретатель, поступивший в университет в 13 лет. Именно он придумал термин «виртуальная реальность».

Дополненная реальность шла рука об руку с виртуальной вплоть до 1990 года, когда учёный Том Коделл впервые предложил термин «дополненная реальность». В 1992 году Льюис Розенберг разработал одну из самых ранних функционирующих систем дополненной реальности для ВВС США. Экзоскелет Розенберга позволял военным виртуально управлять машинами, находясь в удалённом центре управления. А в 1994 году Жюли Мартин создала первую дополненную реальность в театре под названием «Танцы в киберпространстве» – постановку, в которой акробаты танцевали в виртуальном пространстве.

В 90-х были и другие интересные открытия, например, австралийка Джули Мартин соединила виртуальную реальность с телевидением. Тогда же начались разработки игровых платформ с использованием технологий виртуальной реальности. В 1993 году компания Sega разработала консоль Genesis.

На демонстрациях и предварительных показах, однако, всё и закончилось. Игры с Sega VR сопровождали головные боли и тошнота и устройство никогда не вышло в продажу. Высокая стоимость девайсов, скудное техническое оснащение и побочные эффекты вынудили людей на время забыть о технологиях VR и АR.



В 2000 году благодаря дополнению с технологиями AR в игре Quake появилась возможность преследовать чудовищ по настоящим улицам. Правда, играть можно было лишь вооружившись виртуальным шлемом с датчиками и камерами, что не способствовало популярности игры, но стало предпосылкой для появления известной ныне Pokemon Go.

Настоящий бум начался только в 2012 году. 1 августа 2012 года малоизвестный стартап Oculus запустил на платформе Kickstarter кампанию по сбору средств на выпуск шлема виртуальной реальности. Разработчики обещали пользователям «эффект полного погружения» за счет применения дисплеев с разрешением 640 на 800 пикселей для каждого глаза.

Необходимые 250 тысяч долларов были собраны уже за первые четыре часа. Спустя три с половиной года, 6 января 2015 года, начались предпродажи первого серийного потребительского шлема виртуальной реальности Oculus Rift CV1. Сказать, что релиз был ожидаемым - значит не сказать ничего. Вся первая партия шлемов была раскуплена за 14 минут.

Это стало символическим началом бума VR-технологий и взрывного роста инвестиций в эту отрасль. Именно с 2015 года технологии виртуальной реальности стали поистине новым технологическим Клондайком.

Что происходит на рынке виртуальной и дополненной реальности в мире

Хотя возможности виртуальной реальности ещё недоступны массовому потребителю, известные компании вовсю занимаются развитием этих технологий.

Владелец Universal Studios компания Comcast вложила $6,8 млн в небольшую VR-студию Felix&Paul в Монреале, которая успела поработать с Funny or Die и Белым домом.

В развитие виртуальной реальности инвестирует также издание New York Times. Уже много издание создает 360-градусные видео, которые выигрывают фестиваль « Каннские львы».


Что происходит на рынке виртуальной и дополненной реальности в России

Если по части технологий лидерами чаще всего оказываются зарубежные страны, то по части коммуникаций Россия, пожалуй, обошла иностранных коллег. В июне 2015 года в России Ассоциация дополненной и виртуальной реальности. Информации о деятельности ассоциации мало, но если у вас есть вопросы или вы хотите вступить в ассоциацию, проконсультироваться с экспертами можно на сайте .

Российский рынок виртуальной и дополненной реальностей по большей части представлен небольшими компаниями, которые делают проекты на базе зарубежных разработок (Oculus Rift, HTC Vive). Такой, например, является компания AR Production , которая появилась на рынке в 2011 году и делает проекты под разные компании – в том числе Музей дополненной реальности , буклеты с дополненной реальностью для Газпрома и виртуальную экскурсию для агрохолдинга «Кубань».

Но не все компании хотят строить бизнес, отталкиваясь от разработок западных коллег. Так, российская компания Boxglass не только снимает видео в формате 360 и разрабатывает AR/VR-приложения, но и производит собственные очки виртуальной реальности .

Ещё круче работает компания VE Group - основанная около 10 лет назад, она называет себя системным интегратором в области 3D-визуализации и систем виртуальной реальности. Помимо разработки центров виртуальных исследований и комнат VR, компания делает VR-решения для нефтегазовой отрасли, образования и строительства.

Рынок виртуальной реальности в России также хорошо представлен стартапами, крупными и не очень. Из тех, у кого точно получилось, можно выделить стартап Fibrum, который в прошлом году с немецкими ритейл-сетями Media Markt и Gravis о поставке своих шлемов виртуальной реальности. Еще один интересный проект - мотоциклетный шлем дополненной реальности LiveMap , финальная версия которого будет представлена на CES 2018.


Так выглядит VR-шлем от Fibrum


Подробнее о рынке AR/VR в России читайте в материалах Rusbase:

Инвесторы на рынке VR и AR

Как стартаперу легче всего найти средства для развития проекта? Конечно, привлечь инвестора.

BoostVC - акселератор, ориентированный на технологию блокчейн и виртуальную реальность. Последней проинвестированной Boost компанией является Vizor , основанная на Финляндии платформа для создания контента VR.

Vive X - акселератор от производителя гарнитуры VR HTC. В их последнем акселераторе участвовали стартапы, работающие во всех отраслях: от корпоративных инструментов (Snobal) до футбольного атлетического тренинга (Soccerdream).

В России объем инвестиций в AR/VR в 3,5 раза за прошлый год - с $200 млн в 2015 году до более $700 млн за 2016 год. Карта рынка с основными игроками, подготовленная ассоциацией AVRA, также доступна .

Если вы создали (или только хотите создать) VR-стартап и ищете инвесторов именно в России, то стоит обратить внимание на фонд VRTech , который основан в 2016 году и ориентирован на VR-проекты на начальной стадии из России, Америки, Европы и Азии.


Что инвесторы думают о AR/VR, читайте в материалах Rusbase:

Использование виртуальной и дополненной реальностей

Виртуальная реальность - та отрасль, в которой инфраструктура и технологии развиваются параллельно с развитием контента. Ведь если есть шлем или очки виртуальной реальности -должно быть то, что через них смотреть и делать.

Поэтому можно обозначить несколько основных направлений развития отрасли, в зависимости от контента и сферы применения:

  1. кино;
  2. трансляции и шоу;
  3. маркетинг
  4. образование;
  5. и недвижимость;
  6. и ВПК.

Предметы виртуальной реальности

К предметам VR мы относим все устройства, которые используем для погружения в виртуальный мир. Это могут быть:

    Костюм виртуальной реальности

  • Перчатки

    Комната VR

Костюм виртуальной реальности - устройство, позволяющее человеку погрузиться в мир виртуальной реальности. Это костюм, полностью изолирующий от внешнего мира, внутри которого находятся видеоэкран, многоканальная акустическая система и электронные устройства, воздействующие на нервные окончания кожи, вызывая иллюзию прикосновений или, например, дующего ветра.

Сейчас изготовление такого костюма нецелесообразно из-за его высокой стоимости, поэтому для частичного погружения в виртуальное пространство обычно используют шлем и перчатки виртуальной реальности.

Впрочем, вполне достоин звания костюма виртуальной реальности гаптический i То есть включающий все виды кожной рецепции, за счет работы которых строится осязательный образ костюм от американского стартапа

Мы начали разговор об использовании ее для увеличения продаж. Кстати, там вы можете посмотреть множество примеров использования этого инструмента, чтобы понимать, о чем идет речь. Тема этой статьи - какие инструменты дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности доступны российским маркетологам, а также четыре ключевых преимущества этих инструментов.

Четыре преимущества VR и AR по сравнению с традиционными инструментами трейдмаркетинга

Бек Бесеккер (Beck Besecker) из дизайн-студии VisualCommerce перечисляет четыре ключевых преимущества инструментов дополненной и виртуальной реальности для мерчандайзинга и иной промо активности в торговых точках.

1. Прямое продолжение эмпирического (experiential) маркетинга

Идея эмпирического маркетинга заключается в том, чтобы укреплять связь между покупателем и торговой маркой за счет уникального опыта шопинга. Пионером этого направления был Гарри Селфридж (Harry Selfridge), который в Британии в начале двадцатого века в своей сети супермаркетов стал позволять посетителям трогать и изучать товар и вообще старался сделать процесс посещения его магазинов максимально приятным и развлекательным. Кстати, именно ему принадлежит фраза «Покупатель всегда прав».

Современный покупатель значительно больше избалован, чем люди, жившие сто лет назад, ему приелись существующие инстор инструменты. AR и VR позволяют сделать процесс покупки таким же развлекательным как компьютерная игра, предоставить клиентам более яркий покупательский опыт. Чем больше удовольствия получит клиент, тем выше вероятность, что он купит продукт и расскажет об этом друзьям и знакомым.

2. Большие данные и отслеживание каждого взгляда

Есть еще одно яркое высказывание Гарри Селфриджа: «Люди отрывают зад от стула и обращают на вас внимание, когда вы отрываете зад от стула и обращаете внимание на то, что заставляет их оторвать зад от стула и обращать внимание».

Этот совет имеет прямое отношение к большим данным. Платформы AR и VR не только развлекают клиентов, но и непрерывно собирают данные об их поведении, предоставляя продавцам бесценные статистические данные. В будущем ожидается, что такие платформы будут отслеживать даже эмоциональную и физическую реакцию клиентов.

3. Безграничная гибкость

Те, кто продают машины, бытовую технику или иной громоздкий товар, умеют ценить каждый метр торговой площади. Логистика и складские помещения - их вечная головная боль. AR и VR могут значительно облегчить жизнь таким ритейлерам и их поставщикам. Более того, они делают мерчандайзинг более гибким, позволяют быстрее и чаще менять оформление торгового зала.

4. Экономия в деньгах

Сегодня этот аргумент звучит контринтуитивно, потому что AR и VR инструменты - весьма недешевое удовольствие. Однако, объективно, они снижают расходы на образцы товара. Например, если некий недешевый товар продается в 10 цветовых модификациях, экономия будет заметной. Плюс следует не забывать о тренде быстрого снижения себестоимости передовых технологий в течение сравнительно небольшого периода времени.

Теперь от вопроса «Зачем это нужно BTL маркетингу?» мы переходим к вопросу «А что вы нам можете предложить?». На этот вопрос отвечают два эксперта отечественных компаний, разрабатывающих инструменты AR и VR:

  • Роман Вдовченко, директор по маркетингу и коммуникациям компании Nettle, российская технологическая компания, специализирующаяся на разработке систем виртуальной реальности и производстве оборудования на базе собственной технологии MotionParallax3D (среди заказчиков топ-5 московских застройщиков, РусГидро, дивизионы РосАтом, МиГ и т. д.);
  • Олег Кельник, создатель сервиса Planoplan, 3-D планировщика для дизайна интерьеров.

Три основных направления AR/VR

На сегодняшний день есть три основных направления из сферы AR/VR, которые используются заказчиками для презентаций тех или иных товаров.

Первое - это HMD VR (Head mount devices) Это так называемые «шлемы» виртуальной реальности. Их используют чаще всего, т. к. интерес подогревается инвестициями в R&D и вливаниями в маркетинг со стороны крупных корпораций, таких как фейсбук.

Второе направление - приложения дополненной реальности, как раз такие как PokemonGo. В них пользователю необходимо смотреть на реальный мир через носимый гаджет (смартфон или планшет), на экране которого в пространстве дорисовываются дополнительные виртуальные объекты.

И третье направление - Mixed Reality. Стало набирать обороты благодаря Microsoft Hololense.

Это направление является самым интересным для инвесторов на данный момент и самым удобным для бизнеса, т. к. нет потери связи с покупателем, как в случае с HMD, и нет необходимости устанавливать на устройства пользователя дополнительного программного обеспечения, как в случае с AR.

Nettle является представителем Mixed Reality, но в отличие от продукта Microsoft на голову пользователю не нужно надевать громоздкого девайса, достаточно лишь легких 3D очков.

Помимо того у Hololense экран, проецирующий голограммы, висит только перед глазами пользователя, не задействуя его углового зрения, что не дает зрителю в полной мере ощутить эффекта от проекции и сделать голограмму малоотличимой от реального физического объекта. В случае устройств компании Nettle - голограммы проецируются на голографическом столе размером от 50 до 65 дюймов, что позволяет размещать макеты жилых комплексов, автомобилей и самолетов без потери деталей.

Именно доступность устройств служит решающим фактором их прихода в российский бизнес

Не стоит путать виртуальную и дополненную реальность.

Дополненная достигается за счет технологий, дополняющих видение реального мира компьютерной информацией. В условиях VR ты не видишь, что тебя окружает, и полностью погружен в виртуальный мир.

Технологии дополненной реальности пока не используются активно, за исключением единичных презентаций на выставках и конференциях. В первую очередь потому, что у нас нет доступных устройств, на основе которых можно было создавать программные продукты.

Для виртуальной реальности такое оборудование есть - это очки Oculus Rift, HTC Vive, Samsung Gear VR. Причем первые два являются отдельными устройствами, а Gear VR работает только в паре со смартфонами Samsung. Более дешевый аналог - совместимые со всеми смартфонами с гироскопом картонные Google Cardboard. Последние оказались действительно по-настоящему доступным и полезным устройством: Google в данный момент активно продвигает свое устройство, в том числе в школах США, и это только один из примеров использования.

Российские компании также выпускают под такие устройства разного рода приложения. Одно из них - наша разработка Planoplan GO!- была сделана на базе сервиса Planoplan специально для застройщиков. С помощью приложения и виртуальных очков Google Cardboard каждый пользователь - в данном случае покупатель жилья - может получить полноценное представление об объекте, используя функцию виртуального тура с полным погружением.

Другой продукт компании Planoplan - виртуальные шоу-румы для застройщиков. Это модели помещений, оборудованные датчиками движения. Одев шлем виртуальной реальности HTC Vive, по ним можно ходить, а в будущем даже менять отделку. Такие шоу-румы можно оборудовать не только на объекте, но и в офисах продаж. Создание виртуальных шоу-румов обойдется застройщику намного дешевле, в отличие от реальных, затраты на открытие которых нередко достигают десятков миллионов рублей.

В целом, наш продукт представляет собой целый программно-аппаратный комплекс, позволяющий в полуавтоматическом режиме производить недорогой контент, доступный на самых разных устройствах. Именно доступность устройств служит решающим фактором для того, чтобы дополненная реальность пришла в бизнес.

Вполне доступный продукт для массового спроса создали разработчики Pokemon GO, где экран смартфона сочетает в себе тачпад, камеру и LED-дисплей. Однако это не тот уровень, который может помочь бизнесу.

Устройство AR, которое вот-вот выйдет на рынок, в данный момент разрабатывают в компании Microsoft. Это очки HoloLens, ориентированные на коммерческое использование. Корпорация уже начала сотрудничество с автомобильным брендом Volvo. В салонах продаж покупатели могут с помощью очков протестировать функционал автомобиля, заменить цвет, дизайн колесных дисков, увидеть, как действует система безопасности и т. д. При том, что все происходит в реальном, видимом пользователю в очках, пространстве автосалона.

Таким образом, дополненная реальность имеет гипотетическое преимущество, поскольку человек не теряет ощущение связи с реальным миром.

Сегодня можно говорить о потенциале использования VR и AR технологий в производственной и медицинской отраслях, в сфере разработки военных симуляторов, в мебельном производстве, недвижимости. Хороший пример - американский проект Lowe’s HoloRoom, позволяющий собрать кухню в виртуальном режиме. На покупателя надевают очки и запускают в небольшое замкнутое пространство, оборудованное датчиками движения. С помощью консультанта он может выбрать цвет, тип элементов мебели, заменить столешницу и т. д. и при этом получить полное впечатление о полученном интерьере в стереоформате.

Виртуальные презентации кухонной мебели этой осенью планирует запустить IKEA. На конец 2016 года также намечен старт проекта «Планоплан VR шоу-рум» для застройщиков от компании «Планоплан». Решение позволит быстро и недорого создавать виртуальный контент по каждой квартире многоквартирного строящегося комплекса, что выступит существенным конкурентным преимуществом.



Загрузка...